Урок русского языка «Страдательные причастия настоящего времени» (7 класс)
Конспект урока подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Саввинской СОШ имени С.А. Калабалина
Жаркова Иоланта Юрьевна
Урок русского языка, 7 класс
Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»
Урок изучения нового материала
Вашему вниманию представлен конспект урока, в котором учтена возможность проведения урока как в традиционной, так и в дистанционной форме.
Элементы дистанционной формы данного урока (т. е. интерактивные упражнения) возможно применять и в традиционной форме урока.
В уроке используются технологии критического мышления, дистанционного обучения, здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности.
Решаемый вопрос: Какую гласную писать в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выбирать гласную (е(о) или и) в суффиксах страдательных причастий настоящего времени по грамматическим признакам глагола; научиться образовывать страдательные причастия настоящего времени; совершенствовать умение обособлять причастный оборот; повторить виды орфограмм; повторить фонетический и морфологический разборы.
Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач; устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; учиться контролировать результаты деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова.
Личностные: формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности, к изучению нового на основе составленного алгоритма работы с орфограммой.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов); компьютер или смартфон.
УМК Русский язык 7 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение).
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО.
Длительность урока 40 минут.
Материалы для интерактивных упражнений взяты из источников:
1. Интерактивное упражнение №1 (https://learningapps.org/watch?v=p334p7bgk20) – упражнение 117 из учебника «Русский язык. 7 класс» Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение), переведённое в интерактивный формат, адаптированное к нуждам урока. Работа с этим упражнением не ограничивается лишь интерактивным форматом. На уроке предполагается лингвистическая беседа после выполнения первого задания для выявления принципа выбора гласной буквы в суффиксе страдательного причастия настоящего времени (см. содержание урока).
2. Материалы к интерактивному упражнению №2 (домашнего задания) (https://learningapps.org/view13397907) взяты из сборника «Русский язык. 7 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА» С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина и переведены в интерактивный формат. Учащиеся при выполнении упражнения могут получить помощь, нажав на значок «лампочка». Успешно справившиеся с интерактивным упражнением учащиеся для закрепления материала получают письменное задание для выполнения в тетради.
Для работы на уроке учитель может выбрать карточки 1 или 2 (см. Приложение). Выбор зависит о формы урока и уровня подготовки класса.
Материалы урока размещены на сайтах:
https://урок.рф/zharkovaiolanta
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Время | ||||||||||||||||||
Оргмомент | Проверка готовности учащихся. Приветствие. Учитель: У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? | Подготовка к уроку. Приветствие. Запись в тетрадях: дата, классная работа. | 1-2 мин | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация | Учитель: Давайте начнем занятие с повторения того, что мы знаем о причастии. Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы. СЛАЙДЫ №2-3 При выполнении данного задания реализуется технология критического мышления через приём работы с таблицей.
Ответы учащихся. СЛАЙДЫ №4-5
Данную работу с таблицей можно провести двумя способами: 1. использовать программу Microsoft PowerPoint; 2. использовать карточки №1 или №2. Учитель: Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Ответы учащихся: Мы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени по суффиксам (ущ/ющ; ащ/ящ; вш/ш), и по значению этих причастий. Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действий самого предмета. Учитель: Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия? Ответы учащихся: Мы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия настоящего и прошедшего времени по значению этих причастий. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета Учитель: Верно. Мы знаем о правописании суффиксов действительных причастий, но совсем ничего не знаем о правописании суффиксов страдательных причастий. | Дистанционный урок: Просмотр СЛАЙДОВ №2-3, 4-5 презентации. Ответы учащихся (фронтальная работа). Беседа с учителем. Традиционный урок: 1. Просмотр СЛАЙДОВ №2-3, 4-5 презентации. Работа в парах. Ответы учащихся. Беседа с учителем. ИЛИ 2. Работа с карточками. Работа в парах. Беседа с учителем. | 3-5 мин | ||||||||||||||||||
Определение темы урока Целеполагание | Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответы учащихся. Сегодня на уроке речь пойдет о правописании суффиксов страдательных причастий. СЛАЙД №6 Учитель: Тема урока: «Страдательные причастия настоящего времени». Запись темы на доске и в тетрадях. Учитель: Внимательно посмотрите на содержание ячейки №2. Какие суффиксы вы встречаете в данных причастиях? Ответы учащихся: Мы встречаем в данных причастиях суффиксы -ем-, -ом-, -им-. Учитель: Подумайте, ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня? Ответы учащихся: При каких условиях писать буквы е, о или и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока. | Запись темы урока в тетради. Формулирование главного вопроса урока. | 3 мин | ||||||||||||||||||
Работа с учебником в парах или индивидуальная работа с интерактивным заданием | Учитель: Начнём работу с выполнения упражнения. Выполнение упражнения. Проверка. Комментарии учащихся. СЛАЙДЫ № 7-8-9 Учитель: Проследите, пожалуйста, за суффиксами причастий. У каких причастий встречаем мы суффикс -ем-? Ответы учеников: Суффикс -ем- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 1 спряжения. Учитель: У каких причастий встречаем мы суффикс -им-? Ответы учеников: Суффикс -им- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения. | Дистанционный урок: Выполняют интерактивное упражнение №1. Для этого переходят по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=p334p7bgk20 Или через QR-код. Традиционный урок: Выполняют упражнение 117 по учебнику (Выполняют только задание на распределение причастий в два столбика. Задания на повторение предполагается выполнить в конце урока. Проверка заданий на повторение будет проводиться учителем.) Самопроверка на дистанционном уроке: распределив слова, нажимают на галочку и получают ответ: «Здорово, ты верно выполнил задание!». Самопроверка на традиционном уроке: СЛАЙДЫ № 7-8-9 | 5-7 мин | ||||||||||||||||||
Формулирование правила | Учитель: Сделаем вывод о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Ответы учеников: Суффикс -ем- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 1 спряжения. Суффикс -им- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения. | ||||||||||||||||||||
Составление алгоритма работы с орфограммой | Учитель: Составим алгоритм работы при образовании страдательного причастия настоящего времени. Ответы учеников: 1. Определить спряжение глагола. 2. Для 1 спряжения выбираем суффиксы -ем-(-ом-). Для 2 спряжения выбираем суффикс -им-. СЛАЙД №10 | Обобщают знания. Составляют алгоритм работы. | 1-2 мин | ||||||||||||||||||
Физкультминутка | Гимнастика для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть, медленно считая до пяти. Повторять три - четыре раза. 2. Зажмурить глаза (посчитать до трёх, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти). Повторять три - четыре раза. 3. Не спеша проделать три - четыре круговые движения глазами в правую и в левую стороны. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет от одного до пяти. Повторять два раза. | Выполняют упражнения. | 1-2 мин | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление и включение в систему знаний | Учитель: Для закрепления материала выполним упражнение 121. На примере образца упражнения разобрать задание. Акцентировать внимание на том, какой предмет является действующим, какой предмет страдает от действий другого предмета. СЛАЙДЫ № 11-12 | Связывают новое знание, умение с пройденным материалом. Выполняют упражнение 121. Выполняют взаимопроверку. СЛАЙДЫ №11-12 Проговаривают правило употребления гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 10-15 мин | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | Учитель: Самостоятельно предлагаю выполнить задания упражнения 117 (фонетический и морфологический разборы, орфографическая работа по заданию). Проверку самостоятельной работы на отметку учитель вправе провести выборочно (например, у самых активных участников урока), т.к. задания упражнения 117 касаются повторения, а не изучения новой темы. Дистанционный урок: Форму обратной связи на сервисе Яндекс.Формы (https://yandex.ru/forms/) или Google Формы (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/) учителю нужно подготовить заранее. Ссылку на форму обратной связи можно разместить в школьном портале. | Самостоятельная работа учащихся по упражнению 117 (задания на повторение: фонетический и морфологический разборы, орфографическая работа). Дистанционный урок: Сдают фото своих работ. Для этого отправляют их при помощи формы обратной связи Яндекс. Формы или Google Формы, которую учитель подготовил заранее. Традиционный урок: Сдают тетради с выполненным заданием. | 3-5 мин | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Учитель: Домашнее задание смотрите в школьном портале. Вам предлагается выполнить интерактивное задание. Домашнее задание. Запись в школьном портале: Выполните упражнение. Для этого перейдите по ссылке: https://learningapps.org/view13397907 . Или через QR-код. | Запись задания в дневниках (при необходимости). | 1 мин | ||||||||||||||||||
Рефлексия | Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем работа с орфограммой не будет для вас сложной, положите зеленую карточку. Если вы испытываете неуверенность в своих силах при работе с изученной орфограммой, положите желтую карточку. Спасибо за внимание! СЛАЙД № 13 | Дистанционный урок: Оценивают продуктивность своего занятия при помощи знаков «+» или «–» в чате платформы, на которой проводился урок. Традиционный урок: Оценивают продуктивность своего занятия при помощи сигнальных карточек. | 1 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок русского языка, 7 класс
Урок изучения нового материала
Карточка №1
Фамилия и имя ______________________________________________________________
Задание:
Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы.
Причастие | ||
Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик. №1 | Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения №2 | |
Строившая компания, услышавший свидетель. №3 | Услышанный звук, построенный дом. №4 |
1. Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени?
_______________________________________________________________________________
2. Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия?
______________________________________________________________________________
Тема урока:___________________________________________________________________
3. Внимательно посмотрите на содержание ячейки №2. Какие суффиксы вы встречаете в данных причастиях?
____________________________________________________________________________________
4. Подумайте, ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня?
Решаемый на уроке вопрос: ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Интерактивное упражнение №1.
5. Сделаем вывод о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
____________________________________________________________________________________
6. Составим алгоритм работы при образовании страдательного причастия настоящего времени.
1._________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Выполните упражнение 121 (по учебнику). На выполнение и проверку отводим 10 – 15 минут.
8. Домашнее задание будет размещено в школьном портале. Ссылку на интерактивное упражнение №2 можете просмотреть в оставшееся время урока.
Урок русского языка, 7 класс
Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»
Урок изучения нового материала
Карточка №2
Задание:
Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы.
Причастие | ||
Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик. №1 | Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения №2 | |
Строившая компания, услышавший свидетель. №3 | Услышанный звук, построенный дом. №4 |
Интерактивное упражнение №1.
Домашнее задание. Интерактивное упражнение №2.
Уникальность данного конспекта при проверке на сайте https://text.ru составила 67 %.
Ссылки, которые программа выдаёт в качестве тех, откуда «списано»
при проверке оказываются конспектами моих же уроков, но по другим темам.
Спасибо за внимание!
Ирина Владимировна Казарцева
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Наталья Алексеевна Яковлева
Иоланта Юрьевна Жаркова
Ахметшина Наталья Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Сафонова Елена Валерьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Федяева Татьяна Геннадьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Юлия Васильевна Воробьева
Иоланта Юрьевна Жаркова