Урок русского языка «Страдательные причастия настоящего времени» (7 класс)

16
18
Материал опубликован 20 July 2020 в группе


Конспект урока подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Саввинской СОШ имени С.А. Калабалина

Жаркова Иоланта Юрьевна


Урок русского языка, 7 класс

Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»

Урок изучения нового материала

Вашему вниманию представлен конспект урока, в котором учтена возможность проведения урока как в традиционной, так и в дистанционной форме.

Элементы дистанционной формы данного урока (т. е. интерактивные упражнения) возможно применять и в традиционной форме урока.

В уроке используются технологии критического мышления, дистанционного обучения, здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности.

Решаемый вопрос: Какую гласную писать в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выбирать гласную (е(о) или и) в суффиксах страдательных причастий настоящего времени по грамматическим признакам глагола; научиться образовывать страдательные причастия настоящего времени; совершенствовать умение обособлять причастный оборот; повторить виды орфограмм; повторить фонетический и морфологический разборы.

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач; устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; учиться контролировать результаты деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова.

Личностные: формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности, к изучению нового на основе составленного алгоритма работы с орфограммой.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов); компьютер или смартфон.

УМК Русский язык 7 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение).

Рабочая программа по русскому языку. 7 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО.

Длительность урока 40 минут.

Материалы для интерактивных упражнений взяты из источников:

1. Интерактивное упражнение №1 (https://learningapps.org/watch?v=p334p7bgk20) – упражнение 117 из учебника «Русский язык. 7 класс» Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение), переведённое в интерактивный формат, адаптированное к нуждам урока. Работа с этим упражнением не ограничивается лишь интерактивным форматом. На уроке предполагается лингвистическая беседа после выполнения первого задания для выявления принципа выбора гласной буквы в суффиксе страдательного причастия настоящего времени (см. содержание урока).


t1595263374aa.pngt1595263374ab.pngt1595263374ac.png



2. Материалы к интерактивному упражнению №2 (домашнего задания) (https://learningapps.org/view13397907) взяты из сборника «Русский язык. 7 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА» С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина и переведены в интерактивный формат. Учащиеся при выполнении упражнения могут получить помощь, нажав на значок «лампочка». Успешно справившиеся с интерактивным упражнением учащиеся для закрепления материала получают письменное задание для выполнения в тетради.


t1595263374ad.png t1595263374ae.png t1595263374af.png

Для работы на уроке учитель может выбрать карточки 1 или 2 (см. Приложение). Выбор зависит о формы урока и уровня подготовки класса.

Материалы урока размещены на сайтах:

https://урок.рф/zharkovaiolanta

https://learningapps.org


Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Время

Оргмомент

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

Учитель: У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку?

Подготовка к уроку. Приветствие.

Запись в тетрадях: дата, классная работа.

1-2 мин

Актуализация знаний и мотивация

Учитель: Давайте начнем занятие с повторения того, что мы знаем о причастии. Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы. СЛАЙДЫ №2-3


При выполнении данного задания реализуется технология критического мышления через приём работы с таблицей.


Причастие




Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик.

1

Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения


2


Строившая компания, услышавший свидетель.

3

Услышанный звук, построенный дом.

4


Ответы учащихся. СЛАЙДЫ №4-5


Причастие

Действительные

Страдательные


Настоящее время

Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящийся объект.

1

Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения


2

Прошедшее время

Строившая компания, услышавший свидетель.

3

Услышанный звук, построенный дом.

4

Данную работу с таблицей можно провести двумя способами:

1. использовать программу Microsoft PowerPoint;

2. использовать карточки №1 или №2.


Учитель: Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

Ответы учащихся: Мы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени по суффиксам (ущ/ющ; ащ/ящ; вш/ш), и по значению этих причастий. Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действий самого предмета.

Учитель: Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия?

Ответы учащихся: Мы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия настоящего и прошедшего времени по значению этих причастий. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета

Учитель: Верно. Мы знаем о правописании суффиксов действительных причастий, но совсем ничего не знаем о правописании суффиксов страдательных причастий.

Дистанционный урок:

Просмотр СЛАЙДОВ №2-3, 4-5 презентации. Ответы учащихся (фронтальная работа). Беседа с учителем.

Традиционный урок:

1. Просмотр СЛАЙДОВ №2-3, 4-5 презентации. Работа в парах. Ответы учащихся. Беседа с учителем.

ИЛИ

2. Работа с карточками. Работа в парах. Беседа с учителем.

3-5 мин

Определение темы урока









Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ответы учащихся. Сегодня на уроке речь пойдет о правописании суффиксов страдательных причастий.

СЛАЙД №6

Учитель: Тема урока: «Страдательные причастия настоящего времени».

Запись темы на доске и в тетрадях.

Учитель: Внимательно посмотрите на содержание ячейки №2. Какие суффиксы вы встречаете в данных причастиях?

Ответы учащихся: Мы встречаем в данных причастиях суффиксы -ем-, -ом-, -им-.

Учитель: Подумайте, ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня?

Ответы учащихся: При каких условиях писать буквы е, о или и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?


Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока.

Запись темы урока в тетради. Формулирование главного вопроса урока.

3 мин

Работа с учебником в парах

или

индивидуальная работа с интерактивным заданием







Учитель: Начнём работу с выполнения упражнения.

Выполнение упражнения. Проверка. Комментарии учащихся.

СЛАЙДЫ № 7-8-9

Учитель: Проследите, пожалуйста, за суффиксами причастий. У каких причастий встречаем мы суффикс -ем-?

Ответы учеников: Суффикс -ем- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 1 спряжения.

Учитель: У каких причастий встречаем мы суффикс -им-?

Ответы учеников: Суффикс -им- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения.

Дистанционный урок:

Выполняют интерактивное упражнение №1. Для этого переходят по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=p334p7bgk20

Или через QR-код.

Традиционный урок:

Выполняют упражнение 117 по учебнику (Выполняют только задание на распределение причастий в два столбика. Задания на повторение предполагается выполнить в конце урока. Проверка заданий на повторение будет проводиться учителем.)

Самопроверка на дистанционном уроке: распределив слова, нажимают на галочку и получают ответ: «Здорово, ты верно выполнил задание!».

Самопроверка на традиционном уроке: СЛАЙДЫ № 7-8-9

5-7 мин

Формулирование правила

Учитель: Сделаем вывод о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Ответы учеников: Суффикс -ем- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 1 спряжения. Суффикс -им- мы встречаем у причастий, образованных от глаголов 2 спряжения.

Составление алгоритма работы с орфограммой

Учитель: Составим алгоритм работы при образовании страдательного причастия настоящего времени.

Ответы учеников: 1. Определить спряжение глагола. 2. Для 1 спряжения выбираем суффиксы -ем-(-ом-). Для 2 спряжения выбираем суффикс -им-.

СЛАЙД №10

Обобщают знания.

Составляют алгоритм работы.


1-2 мин

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть, медленно считая до пяти. Повторять три - четыре раза.

2. Зажмурить глаза (посчитать до трёх, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти). Повторять три - четыре раза.

3. Не спеша проделать три - четыре круговые движения глазами в правую и в левую стороны. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет от одного до пяти. Повторять два раза.

Выполняют упражнения.

1-2 мин

Первичное закрепление и включение в систему знаний

Учитель: Для закрепления материала выполним упражнение 121.


На примере образца упражнения разобрать задание. Акцентировать внимание на том, какой предмет является действующим, какой предмет страдает от действий другого предмета.

СЛАЙДЫ № 11-12

Связывают новое знание, умение с пройденным материалом. Выполняют упражнение 121. Выполняют взаимопроверку. СЛАЙДЫ №11-12

Проговаривают правило употребления гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

10-15

мин

Самостоятельная работа

Учитель: Самостоятельно предлагаю выполнить задания упражнения 117 (фонетический и морфологический разборы, орфографическая работа по заданию).


Проверку самостоятельной работы на отметку учитель вправе провести выборочно (например, у самых активных участников урока), т.к. задания упражнения 117 касаются повторения, а не изучения новой темы.


Дистанционный урок:

Форму обратной связи на сервисе Яндекс.Формы (https://yandex.ru/forms/) или Google Формы (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/) учителю нужно подготовить заранее. Ссылку на форму обратной связи можно разместить в школьном портале.

Самостоятельная работа учащихся по упражнению 117 (задания на повторение: фонетический и морфологический разборы, орфографическая работа).

Дистанционный урок:

Сдают фото своих работ. Для этого отправляют их при помощи формы обратной связи Яндекс. Формы или Google Формы, которую учитель подготовил заранее.

Традиционный урок:

Сдают тетради с выполненным заданием.

3-5 мин

Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание смотрите в школьном портале. Вам предлагается выполнить интерактивное задание.


Домашнее задание. Запись в школьном портале: Выполните упражнение. Для этого перейдите по ссылке: https://learningapps.org/view13397907 .

Или через QR-код.

Запись задания в дневниках (при необходимости).

1 мин

Рефлексия

Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем работа с орфограммой не будет для вас сложной, положите зеленую карточку. Если вы испытываете неуверенность в своих силах при работе с изученной орфограммой, положите желтую карточку. Спасибо за внимание! СЛАЙД № 13

Дистанционный урок:

Оценивают продуктивность своего занятия при помощи знаков «+» или «–» в чате платформы, на которой проводился урок.

Традиционный урок:

Оценивают продуктивность своего занятия при помощи сигнальных карточек.

1 мин




ПРИЛОЖЕНИЕ

Урок русского языка, 7 класс

Урок изучения нового материала

Карточка №1


Фамилия и имя ______________________________________________________________

Задание:

Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы.


Причастие





Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик.

1

Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения


2


Строившая компания, услышавший свидетель.

3

Услышанный звук, построенный дом.

4




1. Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №1 и №3 размещены действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________________________


2. Назовите признаки, по которым вы догадались о том, что в ячейках №2 и №4 размещены страдательные причастия?

______________________________________________________________________________


Тема урока:___________________________________________________________________


3. Внимательно посмотрите на содержание ячейки №2. Какие суффиксы вы встречаете в данных причастиях?

____________________________________________________________________________________

4. Подумайте, ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня?

Решаемый на уроке вопрос: ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Интерактивное упражнение №1.

t1595263374ac.png

5. Сделаем вывод о правописании гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

____________________________________________________________________________________

6. Составим алгоритм работы при образовании страдательного причастия настоящего времени.

1._________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Выполните упражнение 121 (по учебнику). На выполнение и проверку отводим 10 – 15 минут.



8. Домашнее задание будет размещено в школьном портале. Ссылку на интерактивное упражнение №2 можете просмотреть в оставшееся время урока.

t1595263374af.png



Урок русского языка, 7 класс

Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»

Урок изучения нового материала


Карточка №2


Задание:

Вашему вниманию представлена таблица. Изучите содержимое ячеек таблицы и озаглавьте колонки и строки таблицы.


Причастие





Пишущий ученик, дышащий материал, сеющий агроном, строящий заказчик.

1

Читаемое письмо, ведомый инстинктом, видимые изменения


2


Строившая компания, услышавший свидетель.

3

Услышанный звук, построенный дом.

4




Интерактивное упражнение №1.

t1595263374ac.png

Домашнее задание. Интерактивное упражнение №2.

t1595263374af.png


Уникальность данного конспекта при проверке на сайте https://text.ru составила 67 %.

Ссылки, которые программа выдаёт в качестве тех, откуда «списано»

при проверке оказываются конспектами моих же уроков, но по другим темам.


Спасибо за внимание!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Огромное спасибо!!! Замечательный урок!

20 July 2020

Спасибо за внимание к работе!

22 July 2020

Благодарю за интересный урок! Обязательно использую в работе уже в этом году!

21 July 2020

Спасибо за отзыв.

22 July 2020

Иоланта Юрьевна! Очень полезный и интересный урок! Большое Вам спасибо!

24 July 2020

Спасибо за внимание! Рада быть полезной!

24 July 2020

Поздравляю с победой в конкурсе, Иоланта Юрьевна!

18 August 2020

Спасибо!

18 August 2020

Поздравляю с победой в конкурсе!

18 August 2020

Спасибо!

18 August 2020

Поздравляю с победой в конкурсе, Иоланта Юрьевна!

18 August 2020

Спасибо!

18 August 2020

С ПОБЕДОЙ! Рада за вас,Иоланта Юрьевна!

18 August 2020

Спасибо!

18 August 2020

Иоланта Юрьевна! Спасибо за урок!

19 August 2020

Спасибо за внимание к публикации.

19 August 2020

Спасибо за помощь коллегам, Иоланта Юрьевна! Отличный урок!

30 November 2021

Спасибо за внимание к работе. Рада, что разработка была Вам полезна.

6 December 2021

Похожие публикации