Урок по русскому языку "Функциональные разновидности языка: функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы)"

5
1
Материал опубликован 24 July

Тема: Функциональные разновидности языка: функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы). (устно)

Цели:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о функциональных стилях речи;

- научить составлять комментарий к тексту;

- сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

- развивать монологическую речь учащихся;

- воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Планируемые результаты

Предметные:

- Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

Метапредметные:

- Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, творческого мышления.

Личностные:

- Воспитывать речевую культуру учащихся, желание совершенствовать свою речь.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник, опорный конспект, тексты для редактирования


Ход урока

1. Организационный момент


2. Мотивационный этап

Нужно ли нам повышать свою речевую культуру, и как она связана с изучением стилей речи? Ответить на этот вопрос нам помогут эпиграфы к сегодняшнему уроку.

Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

Г. Солганик

- Как вы понимаете это выражение? (ребята дают свои ответы на вопросы)

Сообщение темы и целей урока.

Рефлексия:

Оцените свою готовность к работе на уроке от 1 до 5 баллов.

От чего зависит положительный результат на уроке?


3. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Итак, сегодня мы будем говорить о стилях речи.

А кто даст определение понятию «стиль речи»? (Это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сферу общественной жизни человека)

- Почему все стили называются функциональными, какие функции в речи они могут выполнять?

- А какие сферы деятельности они могут обслуживать? И сейчас, пользуясь своими знаниями о стилях, мы с вами заполним пустые квадраты в следующей схеме.

t1721850271aa.png

Все стили речи делятся на 2 большие группы, какие?

Они, в свою очередь, делятся на 5 подгрупп, каких?


4. Повторение и систематизация знаний

Фронтальный опрос:

- назовите сферу употребления каждого стиля

- назовите особенности каждого стиля

- вспомните жанры, свойственные каждому стилю


5. Изучение нового материала

Слово учителя о составлении комментария к тексту

Составление учащимися опорного конспекта:



Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы

текста, это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора, это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя



Комментарий состоит из 5 элементов

1. Пример-иллюстрация (исходный текст).

2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).

3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст).

4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).

5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

В качестве комментария можно использовать:

примеры, которые приводит автор в своём тексте;

размышления автора, связанные с проблемой;

цитаты;

описания;

истории;

точки зрения, которые приводит автор;

средства выразительности,

слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Запомните:

В основе комментария - поднятая автором проблема.

Пересказа быть не должно!!!

Зависит ли комментарий от стиля текста?

Как строить Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного

стиля надо по-разному.



Клише для пояснения

Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)

Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…

Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…

Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…

Этот пример, думаю, показывает, что…

Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…

Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…

Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)


6. Закрепление изученного

Работа с текстами упр. 17, 20, 18 – прочитайте, определите стиль текста. Найдите в текстах нейтральные слова и слова, указывающие на определенный стиль.

Упр. 9 – прочитайте ответ ученика на уроке, найдите недостатки и ошибки в монологе. Отредактируйте и почитайте исправленный вариант


7. Творческое задание

Составьте комментарий к тексту упр. 24 (слова Д. Лихачёва о русском языке)

Чтение работ, оценивание.


8. Рефлексия

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Как правильно составить комментарий?


Домашнее задание: составить комментарий к «Бедной Лизе»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, грамотный урок!

25 July

Похожие публикации