Урок по русскому языку в 1 классе «Гласная буква Ё»
МКОУ Зюзинская СОШ
Урок русского языка
в 1 классе
Тема урока: «Гласная буква Ё»
Разработала:
учитель начальных классов
Соболевская Е.М.
2017
Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: Образовательные:
Познакомить со звуками, с буквой Ё; Формировать умение находить в словах букву Ё, читать слова с этой буквой, выполнять звуковой анализ слов;
Развивающие: развивать фонематический слух. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию);способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Оборудование: квадраты зелёные и красные, ёлка , схемы, слоги, буква Ё, шарики для рефлексии, мультимедиа.
Ход урока
1. Орг.момент. Включение в учебную деятельность
Учитель: ребята, скажите друг другу приятные слова.
Дети: Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если тебе будет трудно, я помогу!
Учитель: Я думаю , что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний
Слайд 2. Ребята, к нам пожаловал Незнайка. Как всегда он просит вас ему помочь ответить на вопросы.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (с помощью речи)
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Из чего состоят слова? ( из звуков)
Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
Какую одежду носят твёрдые согласные звуки? Мягкие?
Я назову слово, если оно начинается с твёрдого звука, вы показываете синий квадратик, если с мягкого – зелёный. Зима, сосна, лыжи, дети. Теперь слушаем звук на конце слова: кедр, пень, карась, жук.
Согласные бывают звонкие и глухие.
А все ли звуки имеют пару по звонкости глухости?
Поиграем в игру «Найди пару по звонкости -глухости».
Слайд 3.Проверьте друг друга по слайду. Все отыскали пары правильно? Присаживайтесь.
Внимание на экран. Ещё раз хором назовём парные согласные по звонкости –глухости.
Продолжим отвечать на вопросы Незнайки.
Какие гласные являются друзьями твёрдых согласных звуков?
Какие гласные являются друзьями мягких согласных звуков?
Какие буквы мы называем хитрыми? Почему? В каких случаях они обозначают 2 звука?
Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые обозначают 2 звука?
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
-Хотите узнать ещё одну хитрую букву?
- Тогда проведём небольшое исследование.
Слайд 4.- Назовите, что изображено на картинках (черника, малина, ёжик).
Найдите одно слово, исключив два лишних.
( Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.)
Знакомство со звуками [й'], [о].
- Произнесите слово по слогам.
- Сколько слогов в слове ёжик?
- Какой слог первый?
- Какой второй?
-Произнесите несколько раз первый слог.
- Какие звуки слышите?
- Сколько их?
- Какой первый?
- Какой второй?
- Составим схему слова ёжик. Кто пойдёт к доске? (первый слог – это слияние [й'], [о],
во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.
Какой весёлый волшебный праздник мы все ждем? Отгадайте загадку. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ёлка). Показываю картинку. Сколько слогов в слове? Произнесите первый слог, какие звуки слышите? (й,о). Составим схему к слову ёлка. (ученик у доски) (первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком)
Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?
Какую цель поставим на уроке? (Познакомиться с буквой, которая обозначает эти звуки на письме)
- Какая тема нашего урока? (Буква, обозначающая два звука)
2.Знакомство с буквами Ё, ё.
- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.
Слайд5.- Вот, посмотрите на неё!
- На что похожа буква?
- Буква Е передохнула,
И тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
- Ё – не Е, взгляните сами:
Буква с точками-глазами.
А снимите точки с Ё –
Превратите в Е её.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
- При письме люди часто забывают дописывать точки, и за это буква Ё на них обижается. Однажды люди поняли, что поступают несправедливо по отношению к букве Ё и решили попросить у неё прощение за небрежное отношение к написанию точек.
Слайд 6. Так в России, в городе Ульяновске 4 сентября 2005 года был открыт памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как пишется буква Ё и не забывали ставить точки-гвоздочки.
памятника букве Ё.
Какая это буква гласная или согласная? Докажите.
Чем отличаются гласные от согласных?
А кто вспомнит стишок про гласные буквы.
Буква Ё именинница у нас.
Артикуляционная зарядка. Конфета; Сластёна
Дыхательная гимнастика. Задуваем 2свечи на именинном пироге. А теперь 3-4 свечи задуем.
3.Физкультминутка «Хитрый ёж»
Вот свернулся еж в клубок,
Может, ежик ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени руками)
Солнца луч ежа коснулся –
Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)
На спине твоей иголки
Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки)
Еж по тропке побежал,
Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)
А колючки тоже
На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим. (ладони складывают черпачком)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы.
Ребята, теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.
- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы её поселим?
(К гласным, к друзьям мягких согласных.
- А рядом с какой буквой? (О)
- Почему?
- В букве Ё тоже есть звук [о].
Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она какую выполняет работу? ( смягчает предшествующий согласный звук.)
А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки.
Посмотрите на иллюстрацию. Найдите слова, в которых есть буква Ё.
А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
Молодцы! Вы правильно справились с заданием
4. Применение нового знания.
Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с буквой Ё.
Нашу именинницу Букву Ё хотят поздравить её друзья –согласные буквы. Вот они уже готовы, выстроились в ряд, а вы готовы прочитать слоги с новой букой? Читаем хором, весело! Молодцы.
Сделайте вывод: Какую работу выполняет буква ё, когда стоит после согласного? Сколько звуков обозначает буква ё после мягкого согласного звука? (1)
Откроем нашу волшебную книгу- Азбуку. Найдём страничку, где живёт буква Ё.
Найдите в красной рамке схему. Кто догадался, какое слово записано в схеме? Почему так решили? Попробуйте самостоятельно, в полголоса прочитать слоги в азбуке.
-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. - Что интересного заметили? (- Буква Ё всегда ударная)
Знак ударения над этой буквой не ставится!
В слове ёж сколько букв?(2) А сколько звуков? (3). В слове МОЁ , СВОЁ сколько звуков обозначает буква ё?
Можем ли мы считать эту букву особенной, хитрой? Сделайте вывод, в каких случаях буква ё обозначает 2 звука?
Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте. Текст читает учитель.
- Прочитаем текст по цепочке.
- Где были ребята?
– Что они услышали? Кто это был?
– Кто напал на ёжика?
– Что случилось с Жучкой?
- Придумаем название к тексту.( «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался») 6мин
- В каких словах встретилась нам буква ё? (Ёлочки, ёжик, ёжика, своё)
- В каких словах буква ё обозначает два звука?
-Найдите сообщение от мудрой совы. Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? Кто повторит слова от мудрой Совы?
Посмотрите на левую страницу учебника. Кого вы видите? Почему малыши плачут, волнуются, переживают?Что их так встревожило? Помогите зверятам найти своих мам. Прочитайте слова в первом столбике.
Что обозначают слова в 1-м столбике? (мамы животные) А теперь прочитайте слова во 2-м столбике.Что обозначают слова во 2- м столбике?(детёныши). Есть общий смысл у всех этих слов? (Да) Есть общая часть у этих слов? (Да) Как называются такие слова? (однокоренные).
Посмотрите на слова , которые обозначают детёнышей.Какая часть в слове помогла вам определить, что речь идёт о детёнышах? (ёнок) Часть , которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов, называется суффикс.
5. Рефлексия урока.
- А чем же мы порадуем ёлочку? Давайте украсим нашу лесную гостью игрушками.
У вас на столе лежат звёздочки. Я назову слова, если в нём буква Ё обозначает 2 звука, то это звёздочка жёлтая, если 1 звук-звёздочка синяя. Ёлочка, твоё, ёжик; утёнок, тигрёнок. Украшают ёлку звёздочками.
6. Подведение итогов урока.
- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:
- В чём секрет буквы буквы Ё?
- В каких случаях буква ё обозначает два звука?
- В каких случаях буква ё обозначает один звук?
Буква Ё показатель мягкости предшествующего согласного.
С какой новой буквой будете дружить дома?
- Ёжик предлагает выполнить домашнее задание по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё.
- Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.
Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар розового цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – синего.
Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!
-Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.