Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласная буква Ё» (1 класс)
Конспект урока по русскому языку.
Технологическая карта.
Общая часть |
|||||
Предмет |
Обучение грамоте |
класс |
1 |
||
Тема урока |
Гласная буква «Ё» |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
- Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух. |
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы |
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|||
Обучение УУД |
-умение выделять в тексте личные местоимения, сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре при взаимоконтроле. |
||||
Основные изучаемые понятия на уроке. |
Звуки й, о , гласный звук, буква Ё. |
||||
Ресурсы |
Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина и прописи, проектор, ПК, музыкальная физминутка, презентация. |
||||
Организация пространства |
Индивидуальная, фронтальная, парная. |
Организационная структура урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
I Мотивация к учебной деятельности . (орг. момент) - Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. - Вспомним, с помощью чего мы общаемся? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - На что делятся слова? - Из чего состоят слова? - Какие бывают звуки? - Какими бывают гласные звуки? - Какими бывают согласные звуки? - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? - Какие друзьями мягких согласных? Почему? - Какие буквы мы называем хитрыми? - Почему? II Определение темы урока . - Хотите узнать ещё одну хитрую букву? - Тогда проведём небольшое исследование. - Назовите, что изображено на картинках. - Найдите одно слово, исключив два лишних. III Изучение нового материала. - Произнесите слово по слогам. - Сколько слогов в слове ёжик? - Какой слог первый? - Какой второй? -Произнесите несколько раз первый слог. - Какие звуки слышите? - Сколько их? - Какой первый? - Какой второй? - Составим схему слова ёжик. - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? -Верно. Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости? - Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву. - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё). - На что похожа буква? - Буква Е передохнула, И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. - Ё – не Е, взгляните сами: Буква с точками-глазами. А снимите точки с Ё – Превратите в Е её. Е и Ё – родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки III физминутка «Ёжик» - Вместе с ёжиком немножко отдохнём. Продолжение работы по теме урока. - Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября. - В городе Ульяновске создан памятник букве ё. Поговорить об этом подробнее мы можем на занятии кружка. - Теперь нам надо поселить нашу букву в «Замок букв». - Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? - А рядом с какой буквой? - Почему? - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. - А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко. - Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой. Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов в учебнике хором ) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. (В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками). - Что интересного заметили? - Знак ударения над этой буквой не ставится! - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте. - Прочитаем текст по цепочке. - Где были ребята? – Что они услышали? Кто это был? – Кто напал на ёжика? – Что случилось с Жучкой? - Придумаем название к тексту. - В каких словах встретилась нам буква ё? - В каких словах буква ё обозначает два звука? IV Самостоятельная работа. - Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Выполните задание к картинке. - какая часть слова помогает нам понять , что речь идет о детенышах? - Как же называется часть которая стоит после корня и служит для образования новых слов? Кто знает? Суффикс . Запишите слова в прописях. Проверка. V Итог урока. - С какими звуками мы познакомились? - Что узнали об этих звуках? В каких случаях буква Ё обозначает 2 звука? - Что особенного запомнилось на уроке? Как настроение? Рефлексия На листочках нарисуйте свое настроение . Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы! |
Приветствуют
- Мы общаемся с помощью речи. - Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова делятся на слоги. Слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими. А О У ы И Е Я Е Я В начале слова и после гласной обозначают два звука.
Да - черника, малина, ёжик.
- Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный. - Ё - жик - Два - Ё - жик [й' о] - [й о] Два [й] [о] Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о] - Одна -ёжик Ответы детей - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд… Хлопают - Буква Ё всегда ударная. -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного. - Ребята были в лесу. - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит. - На ёжика напала Жучка. - Жучка наколола нос и убежала. - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался». - Ёлочки, ёжик, ёжика. - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. Тигр – тигренок, Слон – слоненок….. |
Применения нового знания
На доске слайд, учащиеся сверяют
|