12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зенькова Ирина Михайловна19
3

Технологическая карта урока «Гласная буква Ё»

Конспект урока по русскому языку.

Технологическая карта.

Общая часть

Предмет

Обучение грамоте

класс

1

Тема урока

Гласная буква «Ё»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Обучение УУД

-умение выделять в тексте личные местоимения, сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре при взаимоконтроле.

Основные изучаемые понятия на уроке.

Звуки й, о , гласный звук, буква Ё.

Ресурсы

Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина и прописи, проектор, ПК, музыкальная физминутка, презентация.

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Организационная структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I Мотивация к учебной деятельности . (орг. момент)

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова?

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

- Какие друзьями мягких согласных? Почему?

- Какие буквы мы называем хитрыми?

- Почему?

II Определение темы урока .

- Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

- Тогда проведём небольшое исследование.

- Назовите, что изображено на картинках.

- Найдите одно слово, исключив два лишних.

III Изучение нового материала.

- Произнесите слово по слогам.

- Сколько слогов в слове ёжик?

- Какой слог первый?

- Какой второй?

-Произнесите несколько раз первый слог.

- Какие звуки слышите?

- Сколько их?

- Какой первый?

- Какой второй?

- Составим схему слова ёжик.

- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

-Верно. Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости?

- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква?

- Буква Е передохнула,

И тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки с Ё –

Превратите в Е её.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки

III физминутка «Ёжик»

- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

- В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

Поговорить об этом подробнее мы можем на занятии кружка.

- Теперь нам надо поселить нашу букву в «Замок букв».

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?

- А рядом с какой буквой?

- Почему?

- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.

Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

IV Самостоятельная работа.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Выполните задание к картинке.

- какая часть слова помогает нам понять , что речь идет о детенышах?

- Как же называется часть которая стоит после корня и служит для образования новых слов? Кто знает? Суффикс . Запишите слова в прописях.

Проверка.

V Итог урока.

- С какими звуками мы познакомились?

- Что узнали об этих звуках? В каких случаях буква Ё обозначает 2 звука?

- Что особенного запомнилось на уроке? Как настроение?

Рефлексия На листочках нарисуйте свое настроение . Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

Приветствуют

 

 

- Мы общаемся с помощью речи.

- Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.

А О У ы И Е Я

Е Я

В начале слова и после гласной обозначают два звука.

 

Да

- черника, малина, ёжик.

 

- Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

- Ё - жик

- Два

- Ё

- жик

[й' о]

- [й о]

Два

[й]

[о]

Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

[й'], [о]

- Одна

-ёжик

Ответы детей

- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

Хлопают

- Буква Ё всегда ударная.

-Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

- Ребята были в лесу.

- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- На ёжика напала Жучка.

- Жучка наколола нос и убежала.

- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

- Ёлочки, ёжик, ёжика.

- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

Тигр – тигренок,

Слон – слоненок…..

Применения нового знания

 

На доске слайд, учащиеся сверяют

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.