Конспект урока русского языка во 2 классе «Написание проверяемых согласных на конце слова»
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 2 «Б»
Тип урока: Изучение нового орфографического правила (с первичным закреплением)
Тема: |
«Написание проверяемых согласных на конце слова» |
Цель: |
Изучить орфографическое правило проверяемые согласные на конце слова |
Задачи: |
Образовательные: Формировать орфографические умения: находить в словах ошибки; применять соответствующие правила при написании слов; уметь обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. Развивающие: Развивать умения применять правило написании проверяемых согласных на конце слова; Развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, развивать речь учащихся, фонематический слух. Воспитательные: Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, усидчивость, дисциплину, воспитывать познавательный интерес к предмету русского языка. |
Планируемые результаты: |
Предметные: -Учатся применять соответствующие правила при написании слов; -Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; -Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. -Уметь действовать согласно правилу; Формируемые УУД: Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение, умение контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам. |
Межпредметные связи: |
литературное чтение. |
Основные понятия: |
орфограмма, однокоренные слова, проверочные слова. |
Оборудование: |
памятка-алгоритм для работы с безударными гласными, карточки с упражнениями, презентация, электронная физминутка, карточки рефлексии |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
I. Организация класса на работу |
||||
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. |
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Рефлексия Прежде чем мы приступим к работе, я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Положите листочки посередине стола, и переверните, они нам пригодятся в конце занятия. -Надеюсь, что все приступят к работе с хорошим настроением. |
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. |
Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе. |
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели. |
||||
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
-Сегодня, у нас новая тема «Написание проверяемых согласных в конце слова» -Подумайте, какие задачи нам нужно решить? (применять правила, умения при написании слов с орфограммой) -Как нам нужно работать на уроке? (внимательно, старательно, чтобы усвоить новые знания) |
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока |
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение, умение контролировать и оценивать свои действия; |
|
III Изучение нового материала |
||||
Закрепить полученные школьниками знания. |
-Отступите 2 линии вниз и запишите в тетрадях дату и место урока. -Как мы пишем в тетрадях? (красиво, аккуратно) -Откройте учебники на странице 136-ой Анализ языкового материала до изучения правила, с целью повторения парных согласных по звонкости-глухости. (Работа с таблицей звуков по звонкости, глухости, парными согласными). -Работаем со словами из упражнения №236. -Читаем слова и обращаем внимание на последнюю букву. Образец: [п]-б (хлеб)…. Хлеб Какая последняя буква? («бэ») -А какой звук слышится? ([п]) Запишем эту букву и звук на доске. [п]-б (хлеб) Лес. -Какая последняя буква? («ес») -А какой звук слышится? ([з]) Запишем эту букву и звук на доске. [з]-с Глаз Какая последняя буква? («эз») -А какой звук слышится? ([с]) [с]-з Год -Какая последняя буква? («дэ») -А какой звук слышится? ([т]) Запишем эту букву и звук на доске. [т]-д Уж -Какая последняя буква? («жэ») -А какой звук слышится? ([ш]) Запишем эту букву и звук на доске. [ш]-ж Сон -Какая последняя буква? («эн») -А какой звук слышится? ([н]) Запишем эту букву и звук на доске. [н]-н Гром -Какая последняя буква? («эм») -А какой звук слышится? ([м]) Запишем эту букву и звук на доске. [м]-м Спор -Какая последняя буква? («ер») -А какой звук слышится? ([р]) Запишем эту букву и звук на доске. [р]-р Ствол -Какая последняя буква? («ел») -А какой звук слышится? ([л]) Запишем эту букву и звук на доске. [л]-л [п]-б (хлеб), [з]-с (лес), [с]-з (глаз), [т]-д (год), [ш]-ж (уж), [н]-н (сон), [м]-м (гром), [р]-р (спор), [л]-л (ствол) (слайд 1 и 2) -Обратите внимание, где есть изменения? -Как вы думаете почему эти происходят? (парные согласные) -А в каких случаях не было изменения? -Почему? (у этих согласных нет пары, они сонорные) -Ребята, а какие были буквы звонкие или глухие? (Звонкие) -А какие были звуки? (глухие) -Где находятся эти звуки? (в конце слова) -Посмотрите на слайд(№2). -Что вы видите? (парные согласные) - А чем отличаются звуки в каждой паре? (звонкостью и глухостью). - Когда мы произносим звонкий звук из чего он состоит? (из голоса и шума) -Когда произносим глухой звук из чего он состоит? (из шума) -А какие тогда эти звуки? (слайд 3), у них нет пары. - О чем может говорить то что если на конце слове есть парный согласный? (что возможен выбор написания буквы, так как на слух мы не можем понять какую букву поставить. -А если на конце слова сонорный согласный у нас могут возникнуть проблемы? ( нет, мы четко слышим звук, так как у сонорных нет пары) Работа над формулировкой правила -Подумайте, какой вывод мы можем сделать? -Правило в рамочке ниже прочитает… -Как вы поняли, что значит звуки оглушаются, происходит оглушение? -Какие ещё звуки кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться? ([в], [г]) М.О. Запомните! (Демонстрация на слайде) Глухие звуки-это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся парного звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить! Чтение хором. – Какое уточнение в это стихотворение нужно внести, чтобы оно полностью соответствовало правилу? (Парного по звонкости соседа.) Анализ языкового материала до изучения правила. -Продолжаем наше наблюдение. - Почему мы слышим одно, а пишем другое? Есть ли здесь какое-то правило? Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237. Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж». – Что мы наблюдаем в этом слове? (в конце слова произносим [ш], а пишется буква жэ.) – Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении. – Прочитайте это слово. (Моржу.) -Как оно называется? (Проверочное.) – Докажите, что это слово проверочное. (Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.) – Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного у) могут писаться любые гласные буквы. – Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова. Работа над формулировкой правила М.О. Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. (демонстрация на слайде, чтение хором) Работа над формулировкой правила -Откройте с. 138. Чтение правила. -Правило прочитает…. -Существует два способа проверить какую букву написать, вы можете использовать любой из них. 1. Можно подобрать однокоренное слово. Клюв-Клювик 2. Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много, или подставить слово нет. Груз-грузы. Клад-нет клада. -Обратите внимание как нужно обозначать орфограмму и букву в проверочном слове. -Как мы обозначаем орфограмму? Анализ языкового материала. -Работаем с упражнением 238-м. -Читаем первую строчку. -К доске пойдет… -Какой звук слышится на конце слов? -А какая буква пишется? -Читаем второй и третий столбик слов. -Что изменилось? -Какие слова даны во втором и третьем столбиках? -Как они называются? (проверочные) -Какие буквы помогли проверить? (гласные) -Молодец садись на место. -Кто понял, как делать, выполняйте самостоятельно задание в тетрадях. А с остальными работаем вместе. -К доске пойдем… -Какой звук слышится на конце слов? -А какая буква пишется? -Читаем второй и третий столбик слов. -Что изменилось? -Какие слова даны во втором и третьем столбиках? -Как они называются? (проверочные) -Какие буквы помогли проверить? (гласные) Физминутка |
Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры Читают и повторяют правило. Выделяют и подчеркивают орфограммы. Осуществляют предварительную самооценку. Работают с упражнениями из учебника у доски и в тетрадях. Формулируют правило. Читают хором. Высказывают свои предположения, работают с текстом. Формулируют правило. Работают с упражнениями из учебника у доски и в тетрадях. Выполняют физминутку. |
Учатся применять соответствующие правила при написании слов; -Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; -Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. -Уметь действовать согласно правилу; |
Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам. |
IV. Закрепление изученного материала. |
||||
-А теперь будем применять полученные знания на практике. -Выполним упражнение №240-ое. -Прочитайте задание про себя. -Как мы работаем в тетрадях и у доски? (пишем красиво и аккуратно) -К доске пойдет… -Какие звуки произносятся на конце слов? -А какие звуки надо писать? Почему? -Работаем с опорой на правило и образец. -Молодец! -К доске пойдет…. -Какие звуки произносятся на конце слов? -А какие звуки надо писать? Почему? -Придумайте с любым из этих слов предложение. Яркие алмазы горят. Я берегу свои красивые зубы. Начался посев. Мы танцуем красивый вальс. Я ухаживаю за своими волосами. Я беру большой багаж. -Сделайте разбор предложения. Кто? Что делает? Какой предмет? |
Работают с упражнением из учебника у доски и в тетрадях. |
Учатся применять соответствующие правила при написании слов; -Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; -Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. -Уметь действовать согласно правилу; |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: делать выводы о совместные работы класса и учителя, умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам. |
|
V. Подведение итога урока. |
||||
Закрепить изученное содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Ребята, чему вы учились сегодня на уроке? (Написанию проверяемых согласных в конце слова) - Какую цель мы ставили на урок? (применять правила, умения при написании слов с орфограммой) -Какие правила вы узнали? -Повторим их. - Поднимите руку кому понравился урок? Рефлексия. -Положите листочки перед собой, переверните, и отметьте свое настроение. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Передайте листочки с последней парты на первую. Соревнования на тишину. - Чья парта будет тише. Ребята мне очень понравилось работать с вами. Спасибо! До свидания! |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции пройденного материала (что получилось, что не получилось и почему). |
Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе. |