Открытый урок русского языка в 1 классе «Правописание парных согласных на конце или в середине слова»

3
1
Материал опубликован 30 June 2017

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Правописание парных согласных на конце или в середине слова».

Дата:

Учитель начальных классов: Шувалова О.Н.

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в середине слова.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия. 

 

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости  в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное ,   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  

Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах.

 Формы работыфронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

-Хорошо.

-Тогда мы начинаем.

- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа, словарь.   

2. Словарная работа:

-Послушай внимательно лексическое значение данного слова и запиши его:

А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр;

ГОРОД

Б) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода;

АРБУЗ

В) вещи, предметы, которые берёт с собой пассажир в дорогу;

БАГАЖ

Г) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей;

ВЕЛОСИПЕД

Д) холодная зимняя погода, стужа, холод;

МОРОЗ

Е) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды;

ДОРОЖКА

Ж) приём пищи в середине дня;

ОБЕД

З) сшитые листы чистой бумаги в клетку или в линейку для письма;

ТЕТРАДЬ

-Что общего у этих словарных слов? Какое слово лишнее?

- Как проверить правописание парной согласной в корне слова?

-Вспомните стихотворение:

Парные согласные – самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный иль согласный подставляй!

- Подчеркните парные согласные, которые требуют проверки и подберите проверочное слово. Молодцы!

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Догадались? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тема урока: Правописание парных согласных на конце или в середине слова .

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

Познакомиться… с новыми словами на изучаемое правило

Научиться… Мы научимся грамотно писать слова с парными согласными на конце и в середине слова, правильно подбирать проверочные слова.

- Вспомните

-Сколько пар согласных в русском языке?

-Назовите их.

-Назовите буквы звонких согласных.

-Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним из слов.

3. знакомство с новым словарным словом:

В чаще леса, где кругом
Тишина да бурелом,
Ни одной где нет дороги,
Сплю я зиму всю в берлоге.
И о лете до весны
Мне цветные снятся сны:
Как у леса на опушке
Собирал весь день свинушки,
По кустам искал малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл таскал украдкой,
Прикрываясь бурой лапкой.
Желудей, орехов, ягод
Наедался сразу на год!
И, пригревшись, на полянке
Подпевал я коноплянке -
Начинал ей в такт реветь!
Как зовут меня? 

МЕДВЕДЬ

4. Лексическое значение слова:

МЕДВЕДЬ - крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей.

5. Этимология:

МЕДВЕДЬ - означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд.


 

-А что вы знаете о медведях?

-Каких медведей вы знаете?

6. Это интересно:

Виды медведей:

В мире насчитывается 8 видов медведей:

-бурый медведь

-губач

-белый медведь

-белогрудый медведь

-барибал

-малайский медведь

-очковый медведь

-панда

-гризли

-коала

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ: Хищное млекопитающее. Зимой впадают в неглубокий сон. Они устраивают берлогу в ямах, пещерах или густом валежнике. Зимний покой не является спячкой, так как медведь сохраняет нормальную температуру тела и, в случае опасности, может сразу проснуться. Не залегший в берлогу, накопивший за лето мало жира, зверь становится шатуном. Срок жизни этих медведей до 45 лет. Кроме ягод, кореньев, меда, насекомых, позвоночных, могут питаться падалью

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ: Под шкурой белого медведя имеется толстый слой жира, позволяющий выжить в холодном климате. Детеныши белого медведя рождаются в берлоге, которую их мать выкапывает в глубоком снегу. Малыши остаются с ней примерно 28 месяцев. Учатся охотиться на тюленей и обороняться.

ГРИЗЛИ: крупный зверь: длина тела до 250 см, а масса более 400 кг. Шкура – шоколадно-коричневая, кончики волосков серебристые., отсюда и название: по-английски «гризли» значит «с сильной проседью». Гризли всеяден. В его рацион входят копытные, грызуны, рыба, ягоды, а порой падаль и даже трава. Гризли достаточно агрессивны: нередки случаи, когда они нападают на человека. Распространен на Аляске и в западных районах США и Канады.

ПАНДА: Большие панды живут в высокогорных районах Центрального Китая и питаются побегами бамбука. Им требуется огромное количество корма и они большую часть жизни проводят за едой. Чтобы выжить большая панда должна кормиться по 15 часов в сутки, съедая при этом до 20 кг. бамбука. К сожалению, в настоящее время на воле осталось всего около 1000 больших панд.

КОАЛА: сумчатое млекопитающее. Животное похожее на плюшевого мишку: тело короткое, хвост едва заметен, голова широкая, мордочка приплюснутая. Широко расставлены мелкие глаза, большие уши всегда подняты, нос согнут. Мех серый, на брюхе более светлый. Коала на землю почти не спускается. Ведет ночной образ жизни, передвигается медленно. Голос подает только в случае опасности, кричит, как ребенок.

МАЛАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ: Малайский медведь днём спит или греется на солнце. На поиски корма он отправляется ночью, длинным языком вылизывает мёд из ульев диких пчёл, достаёт термитов из термитников. Изогнутыми когтями малайский медведь срывает плоды с ветвей и сдирает кору с деревьев в поисках вкусных личинок насекомых. Обитает в Юго-Восточной Азии.

ОЧКОВЫЙ МЕДВЕДЬ: Очковый медведь Своё название горный медведь получил из-за светлых шерстяных кругов вокруг глаз. Очковый медведь устраивает гнездо-платформу из ветвей – на дереве. Днём он отдыхает в гнезде, а ночью отправляется на поиски корма. Обитает на западе южной Америки и на горах Анды.

БАРИБАЛ: Насчитывают 16 подвидов Барибала. Этот мишка отличается от своих собратьев размером, а так же окрасом. Он не зря называется черным медведем, его шерсть и действительно имеет черный, просто вороной окрас. А морда, как правило, украшена светлым пятном. 


 

ГУБАЧ: Зверь имеет чрезвычайно подвижные губы, способные вытягиваться в длинную трубку. Передних резцов у него нет, но есть длинный язык, который он высовывает из пасти, закрывая ту или иную ноздрю. Благодаря этим особенностям, животное обладает прекрасным инструментом для добывания пищи, работающим по принципу вакуумного насоса.

БЕЛОГРУДЫЙ, ГИМАЛАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ: ещё его называют древесным медведем, в отличии от своих родственников, медведей бурых и белых, он практически живёт на деревьях. Является достопримечательностью уссурийской тайги, не зря его изображение красуется на гербах г. Хабаровска и Хабаровского края. Лунным его назвали за светлую «манишку» на груди в виде полумесяца.

      

7. Подбор однокоренных слов:

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий (хвост), медвежья (берлога), медвежатина (мясо), медвежатник (охотник на медведей).

-Как назвать все эти слова? Однокоренные.

-Почему? Они близки по смыслу и имеют один и тот же корень.

-А что такое корень? Общая часть родственных слов.

-Выделите корень.

8.Игра «Помоги МЕДВЕДЮ собрать мёд»

(работа в парах, конверты на партах, в них карточки со словами, найти слова на изучаемое правило, устно подобрать проверочное слово)

конюшня

тайник

низко

смотреть

старик

флаг

обувь

народ

шубка

-Проверим. Как вы проверяли парную согласную?

-Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/.

-Для этого существует  два основных  способа проверки парных согласных, каких?

1-ый способ — подбираем «ласковое» слово   (дед- дедушка);

2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много»  (мороз - морозы)

9. Составьте из слов предложение:

любит, мёд, медведь, сладкий

-Дайте характеристику предложению.

-Запишите предложение.

Медведь любит сладкий мёд.

- Назовите слова, которые требуют проверки?

Мёд - …., медведь - …, сладкий - …

-Проведём полный разбор предложения.

10. Самостоятельная работа (по рядям) :

1 вариант: игра «Раскраска»

2 вариант: игра «Построй график»

3 вариант: игра «Построй ломаную линию».

11. Работа с фразеологизмами:

- Что такое фразеологизмы?

-Что это значит? Когда так говорят?

Медведь на ухо наступил.

Оказать медвежью услугу.

12.Работа с текстом: (прочитайте, найди слова на изучаемое правило):

В лес ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подружка ягод
Не набрать мне столько за год!

13. Подведение итогов урока:

- Какую тему закрепляли сегодня на уроке?

-Как проверить парную согласную в корне слова?

Попробуем подвести итог нашему уроку.

Я учился…

Было интересно…

Было трудно …

Теперь я смогу…

14. Д\задание.

Самоанализ урока русского языка

 

Проведенный урок русского языка во 2 классе на тему « Проверка  парных согласных » входит в систему уроков по программе УМК «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.

Тип урока —  комбинированный.

Цель урока: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком, выделять орфограмму, определять её место в слове, подбирать проверочные слова, применять правило проверки орфограммы.

Планируемые результаты:

Регулятивные: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные . Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке применялись ИКТ- технологии, личностно-ориентированная, игровая.

Урок носил обучающий  и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о проверке слов с парным согласным на конце и в середине слова. Учащиеся учились проверять слова с парным согласным, выписывать слова парами, закрепляли умение характеризовать орфограммы. Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

Урок начинается с организационного момента  . Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – определение темы урока   самими учениками. 

Применение   мультимедийных компонентов, позволило  сделать процесс познания более интересным и динамичным.

Задача следующего  этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение.   Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений  совершенствуются знания и умения учащихся   относительно  изучаемой на уроке  темы.

На этапе обобщения и закрепления  изученного материала  через использование таких форм учебной деятельности как   фронтальной, индивидуальной, работы в парах  организовывалась проверка уровня сформированности знаний по изучаемой  на уроке теме.   После каждого вида заданий  создавалась ситуация успеха и ответственность за свою деятельность.    

В рамках здоровьесбережения на уроке проводилась физкультминутка.  На этом этапе используются упражнения для глаз (снижение зрительного напряжения), пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики), подвижная физкультминутка (снятие статического напряжения).

Применение на уроке игровых технологий способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока  проведены  рефлексия настроения и эмоционального состояния с помощью снежинок-смайлов. Это позволяет оценить эмоциональный климат в классе.

В структуре урока включен   этап информирования о домашнем задании.

Осуществлена  проверка результатов   за данный промежуток учебного времени.  Подведен итог урока.

Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения,   подбором различных заданий,  частой сменой деятельности. На уроке каждому ученику   была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности.

Я считаю, что на уроке были реализованы поставленные цели, учтены возрастные особенности учащихся, использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

 

Мёд

конюшня

обувь

шубка

тайник

старик

народ

берёзка

низко

конюшня

обувь

шубка

тайник

старик

народ

берёзка

низко

конюшня

обувь

шубка

тайник

старик

народ

берёзка

низко

конюшня

обувь

шубка

тайник

старик

народ

берёзка

низко

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Урок интересный !

1 July 2017

Похожие публикации