№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Планируемые результаты |
предметные | личностные метапредметн-ые |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
| Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
|
| Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2 | Введение в тему урока. Определение проблемного вопроса. Цель: исходя из темы урока, определить его задачи и сделать выход на проблемный вопрос. |
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4.
| Знакомит с темой, предлагает сформулировать тему и учебные задачи урока. Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. - Скажите, пожалуйста, какое произведение мы с вами изучаем? - Значит, сегодня мы тоже будем по нему работать. Назовите жанр произведения. - А теперь сформулируйте тему урока.
Открываем слайд 1. Тема - В формулировке темы зашифрованы 3 задачи.
В 1-ой строке какая задача?
В 2-ой строке какая задача?
В 3-ей строке какая задача?
Открываем слайд 2. Читаем задачи и сравниваем с тем, что уже сказали. Все правильно?
Отсюда выходим на проблемный вопрос всего урока. Открываем 3 слайд и слайд 4
эпиграф (у них одна связь - люди)
| Слушают учителя, участвуют в диалоге, формулируют тему и задачи урока. Записывают тему. - Кладовая солнца
Сказка – быль
- Формулируют
- Обобщить все, что уже изучили - Наблюдение над элементами сказки и были - Что автор называет кладовой солнца?
- Да | Фронтальная |
|
|
3 | Первичная актуализация знаний. Цели: 1) Выявить начальное восприятие произведения. 2)Актуализировать знания по теории литературы.
|
| Организует диалог. - Какие эпизоды сказки – были показались вам наиболее интересными? - Какие эпизоды похожи на сказку? - В каких эпизодах нашли отражение приметы времени? Диалог по теории литературы. - Что такое сюжет? - Кто организует сюжет? - Кто главные герои? - Какие в сказке-были есть герои?
– на какие группы можно условно разделить героев произведения?
|
Участвуют в диалоге.
Записывают в тетрадь. Действующие герои, умершие и живая природа
«Природа» и «человек» | Фронтальная | Повторение теории литературы | Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью |
4 | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение |
Слайд 5 | Учитель задает вопросы по содержанию, включая вопросы проблемного характера. За правильный ответ дается жетон. - Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается с описания жизни двух несчастных деревьев? - Какое это чувство? - Что такое эгоизм?
- Почему Настя не вспомнила о Митраше, когда попала на ягодное место? - О каком чувстве здесь говорит автор? - Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч? Подсчитываем количество жетонов |
Ответы детей. Борются каждый за свою жизнь.
Эгоизм
Эгоизм – это себялюбие (пишут в тетради). - О себе забыла
- О жадности
О человеческих чувствах: о любви к другим, доброте и душевной щедрости. | Фронтальная |
Лексическая работа со словом | Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других. |
5 | Выразительное чтение эпизода по ролям. Цель: Оценить правильность и выразительность чтения |
|
Учитель делает вывод из общесказанного | Читают выразительно по ролям «Художественный совет», состоящий из трех учеников, оценивает выразительность чтения | Индивидуальная | Выразительное чтение по ролям. Анализ чтения учащихся. | Оформлять свои мысли в устной форме. Умение оценивать других на основе критерия успешности. |
6 | Работа с текстом. Цель: Оценить умение работать с текстом в группе | Слайд 6. | Комментирует задание. Из эпизода о природе выписать 1 группа – слова, передающие красоту природы. Какова природа в сказке – были? 2 группа - Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение 3 группа - Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается предотвратить несчастье?» | Читают отрывок и выполняют задания | Групповая | Работа над художественными образами природы | Умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их |
7 | Физминутка для глаз | Слайд 7, 8 | Проводит физминутку для глаз. | Анимационный слайд. Ребята глазами следят за движением художественного образа – осеннего дерева и выполняют упражнения. | Индивидуальная | Осуществляется профилактика утомления глаз |
|
8 | Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка. Цель: 1) Оценить знание изобразительно - выразительных средств. 2) Умение находить их в тексте. |
| Зачитывает эпизод | Называют художественные приемы, получают жетоны | Фронтальная | Работа по теории литературы с изобразительно-выразительными средствами | Умение находить и выделять необходимую информацию. Умение ориентироваться в системе знаний. |
9 | Задание от представителя МЧС. Цель: Сравнить, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации | Видеоролик. | Представитель МЧС. Настя и Митраша попали в беду. А если бы в наше время дети заблудились на болоте, как бы спасатели МЧС могли их спасти? Что для этого надо было бы сделать? | Выполняют задание; отвечают на вопрос. | Фронтальная | Работа по теории литературы (прием сравнения) | Оформлять свои мысли в устной форме. |
10 | Подведение итогов урока. Цель: 1)Проанализирова- ть и обобщить задачи урока 2) Повести итог | Слайд 9. | Возвращается к задачам урока и проблемному вопросу: «Как человек должен вести себя, чтобы кладовые природы распахнулись перед ним?»
Организует обсуждение. Организует обмен мнениями. | Анализируют, обобщают, делают выводы. - Не быть жадным. - Быть разумным. - Сохранять лучшие человеческие качества. | Фронтальная |
| Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Умение понимать и слушать речь других. Умение подводить итоги и делать выводы |
11 | Коллективный отзыв на сказку – быль. Цель: 1)Выяснить понимание содержания сказки-были 2)Определить: чему учит нас это произведение | Слайд 10. | Предлагает в качестве начала отзыва несколько предложений 1)Мне понравилась эта сказка, потому что… 2)Эта сказка учит нас… 3)Из это сказки я понял(а), что… 4)Мне не понравилась эта сказка, потому что… | Выбирают начало отзыва и дописывают. | Индивидуальная |
| Умение выражать свои мысли в письменной форме. |
12 | Творческое домашнее задание на открытый урок. Цель: дифференцированный подход (сильные учащиеся сочиняют стихотворения, слабые – рисуют рисунки)
|
| Организует проверку домашнего задания (чтение собственных стихотворений) | Чтение собственного стихотворения. Рисунки на доске. | Индивидуальная |
| Умение выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой в стихотворной строке. |
13 | Домашнее задание. Цель: Организовать выполнение домашнего задания | Слайд 11. | Комментарий учителя. Дать развернутый ответ на вопрос: Что хотел сказать читателям своей сказкой М.М. Пришвин? | Записывают в тетрадь. | Индивидуальная |
|
|
14 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке 2)Организовать рефлексию собственной учебной деятельности | Слайд 12. | 1) Задает вопросы о задачах урока. 2) Пробуждает к высказыванию мнения: чему научились? | 1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2) Называют, что нового узнали на уроке. | Фронтальная |
| Умение оценивать себя на основе критерия успешности. Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других. |
15 | Сюрприз
Цель: Поблагодарить за работу на уроке |
Фото конфеты. | Для открытого урока приготовлен сюрприз для детей: конфеты «Кладовая солнца» кондитерской фабрики с. Черняево. Спасибо за урок | Получают конфеты |
|
|
|