Урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 19 December 2020

Критерий 7. «Профессиональная компетентность педагогического работника в области информационной основы деятельности, постановке и достижении педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке (учебном занятий, воспитательном, методическом и других мероприятиях)».

7.2. Показатель «Постановка педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке/учебном занятии (на примере конспекта урока/учебного занятия)».

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Класс: 6 класс

Тип урока: Итоговое обобщение

Учитель: Пивоварова Т.И.

Тема

Итоговый обобщающий урок по сказке – были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели.

Предметные:

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

уметь анализировать литературное произведение: определить его принадлежность к данному литературному жанру, понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем вневременные ценности и их современное звучание; формулировать собственное отношение к произведению и уметь его оценивать, формировать эстетический вкус.

Метапредметные:

Познавательные: формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: быть способному к объективному самооцениванию и взаимооцениванию учебных результатов других учащихся, осознавать качество и уровень того, что уже усвоено.

Коммуникативные: принимать участие в групповой работе, принимать участие в диалоге.

Личностные:

Формировать представление об отношениях человека и природы, формировать стремление к новым открытиям, веру в торжество добра, доверия и любовь к человеку, призывать к правде и красоте, любви к природе.

Основные понятия

Сказка – быль, кладовая солнца.

Дидактические средства

Для учителя – презентация, видеоролик,

Для учащихся – тетрадь, учебник, листочки для индивидуальной работы

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа



Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметн-ые

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.


Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку



Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2

Введение в тему урока. Определение проблемного вопроса.

Цель: исходя из темы урока, определить его задачи и сделать выход на проблемный вопрос.























Слайд 1.

t1608368769aa.png












Слайд 2. t1608368769ab.png



Слайд 3.

t1608368769ac.png

Слайд 4.


t1608368769ad.png

Знакомит с темой, предлагает сформулировать тему и учебные задачи урока.

Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок.

- Скажите, пожалуйста, какое произведение мы с вами изучаем?

- Значит, сегодня мы тоже будем по нему работать.

Назовите жанр произведения.

- А теперь сформулируйте тему урока.


Открываем слайд 1.

Тема

- В формулировке темы зашифрованы 3 задачи.


В 1-ой строке какая задача?


В 2-ой строке какая задача?


В 3-ей строке какая задача?




Открываем слайд 2.

Читаем задачи и сравниваем с тем, что уже сказали.

Все правильно?







Отсюда выходим на проблемный вопрос всего урока.

Открываем 3 слайд и слайд 4



эпиграф (у них одна связь - люди)


Слушают учителя, участвуют в диалоге, формулируют тему и задачи урока. Записывают тему.

- Кладовая солнца







Сказка – быль


- Формулируют









- Обобщить все, что уже изучили

- Наблюдение над элементами сказки и были

- Что автор называет кладовой солнца?






- Да

Фронтальная



3

Первичная актуализация знаний.

Цели:

1) Выявить начальное восприятие произведения.

2)Актуализировать знания по теории литературы.



Организует диалог.

- Какие эпизоды сказки – были показались вам наиболее интересными?

- Какие эпизоды похожи на сказку?

- В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?

Диалог по теории литературы.

- Что такое сюжет?

- Кто организует сюжет?

- Кто главные герои?

- Какие в сказке-были есть герои?





на какие группы можно условно разделить героев произведения?



Участвуют в диалоге.





















Записывают в тетрадь. Действующие герои, умершие и живая природа


«Природа» и «человек»

Фронтальная

Повторение теории литературы

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью

4

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель:

Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение


Слайд 5

t1608368769ae.png

Учитель задает вопросы по содержанию, включая вопросы проблемного характера. За правильный ответ дается жетон.

- Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается с описания жизни двух несчастных деревьев?

- Какое это чувство?

- Что такое эгоизм?



- Почему Настя не вспомнила о Митраше, когда попала на ягодное место?

- О каком чувстве здесь говорит автор?

- Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?

Подсчитываем количество жетонов









Ответы детей. Борются каждый за свою жизнь.





Эгоизм


Эгоизм – это себялюбие (пишут в тетради).

- О себе забыла






- О жадности



О человеческих чувствах: о любви к другим, доброте и душевной щедрости.

Фронтальная


















Лексическая работа со словом

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других.

5

Выразительное чтение эпизода по ролям.

Цель:

Оценить правильность и выразительность чтения



Учитель делает вывод из общесказанного

Читают выразительно по ролям «Художественный совет», состоящий из трех учеников, оценивает выразительность чтения

Индивидуальная

Выразительное чтение по ролям. Анализ чтения учащихся.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение оценивать других на основе критерия успешности.

6

Работа с текстом.

Цель:

Оценить умение работать с текстом в группе

Слайд 6.

t1608368769af.png

Комментирует задание.

Из эпизода о природе выписать

1 группа – слова, передающие красоту природы. Какова природа в сказке – были?

2 группа - Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение

3 группа - Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается предотвратить несчастье?»

Читают отрывок и выполняют задания

Групповая

Работа над художественными образами природы

Умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их

7

Физминутка для глаз

Слайд 7, 8 t1608368769ag.png

t1608368769ah.png

Проводит физминутку для глаз.

Анимационный слайд. Ребята глазами следят за движением художественного образа – осеннего дерева и выполняют упражнения.

Индивидуальная

Осуществляется профилактика утомления глаз


8

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Цель:

1) Оценить знание изобразительно - выразительных средств.

2) Умение находить их в тексте.


Зачитывает эпизод

Называют художественные приемы, получают жетоны

Фронтальная

Работа по теории литературы с изобразительно-выразительными средствами

Умение находить и выделять необходимую информацию. Умение ориентироваться в системе знаний.

9

Задание от представителя МЧС.

Цель:

Сравнить, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации

Видеоролик.

t1608368769ai.png

Представитель МЧС.

Настя и Митраша попали в беду. А если бы в наше время дети заблудились на болоте, как бы спасатели МЧС могли их спасти? Что для этого надо было бы сделать?

Выполняют задание; отвечают на вопрос.

Фронтальная

Работа по теории литературы (прием сравнения)

Оформлять свои мысли в устной форме.

10

Подведение итогов урока.

Цель:

1)Проанализирова-

ть и обобщить задачи урока

2) Повести итог

Слайд 9.

t1608368769aj.png

Возвращается к задачам урока и проблемному вопросу:

«Как человек должен вести себя, чтобы кладовые природы распахнулись перед ним?»



Организует обсуждение.

Организует обмен мнениями.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

- Не быть жадным.
- Быть разумным.

- Сохранять лучшие человеческие качества.

Фронтальная


Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умение понимать и слушать речь других.

Умение подводить итоги и делать выводы

11

Коллективный отзыв на сказку – быль.

Цель:

1)Выяснить понимание содержания сказки-были

2)Определить: чему учит нас это произведение

Слайд 10.

t1608368769ak.png

Предлагает в качестве начала отзыва несколько предложений

1)Мне понравилась эта сказка, потому что…

2)Эта сказка учит нас…

3)Из это сказки я понял(а), что…

4)Мне не понравилась эта сказка, потому что…

Выбирают начало отзыва и дописывают.

Индивидуальная


Умение выражать свои мысли в письменной форме.

12

Творческое домашнее задание на открытый урок.

Цель: дифференцированный подход (сильные учащиеся сочиняют стихотворения, слабые – рисуют рисунки)



Организует проверку домашнего задания (чтение собственных стихотворений)

Чтение собственного стихотворения. Рисунки на доске.

Индивидуальная


Умение выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой в стихотворной строке.

13

Домашнее задание.

Цель:

Организовать выполнение домашнего задания

Слайд 11.

t1608368769al.png

Комментарий учителя.

Дать развернутый ответ на вопрос:

Что хотел сказать читателям своей сказкой М.М. Пришвин?

Записывают в тетрадь.

Индивидуальная



14

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

2)Организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Слайд 12.

t1608368769am.png

1) Задает вопросы о задачах урока.

2) Пробуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2) Называют, что нового узнали на уроке.

Фронтальная


Умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других.

15

Сюрприз


Цель:

Поблагодарить за работу на уроке


Фото конфеты.

t1608368769an.jpg

Для открытого урока приготовлен сюрприз для детей: конфеты «Кладовая солнца» кондитерской фабрики с. Черняево. Спасибо за урок

Получают конфеты








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации