Методическая разработка с региональным компонентом. Урок чтения в 5-ом классе. По Соколову-Микитову "Золотая осень"
ГБОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ"
Открытый урок чтения.
И. С. Соколов-Микитов «Золотая осень»
Подготовила и провела
учитель русского языка и чтения Смирнова И. А.
Цель урока. Познакомить учащихся с рассказом И. С. Соколова-Микитова "Золотая осень"
Задачи:
- Развитие эмоционального и познавательного интереса к работе с текстом.
- Осуществлять связь содержания урока чтения с музыкой, изобразительным искусством.
- Обучение правильному и выразительному чтению рассказа.
- Расширение кругозора детей на основе установленных связей с окружающем миром с включением регионального компонента.
Ход урока
- Орг. Момент
Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в мир красок и звуков прекрасного времени года. О каком времени года пойдёт речь вы мне скажите послушав загадку.
Несу я урожаи Поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю Деревья раздеваю Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я...( осень).
-Какое время года за окном ? Месяц? Назовите осенние месяцы. У А. С. Пушкина - любимое время года осень. Многие писатели и поэты обращались к теме осени. Ими были написаны прекрасные стихи и рассказы. С одним из таких рассказов мы познакомимся на уроке, писателя И. С. Соколова- Микитова Золотая осень.
Почему осень называют золотой, о приметах осени, о поведении животных осенью мы будем говорить на уроке. Но прежде, чем мы начнём знакомиться с рассказом, послушайте историю жизни писателя Соколова-Микитова.( портрет).
- Материал урока
Знакомство с рассказом. Чтение по цепочке.
Беседа о чём узнали в 1 части.
а) Какие изменения происходят в саду с приходом осени? (слайд)
б) Что делал дед Игнат?
Озаглавить «Осень в саду».
-Чтение 2 части. Из сада мы переместились на поля и огороды (слайд)
-Какие изменения происходят осенью на полях? (слайд).
На доске слова (к... ртофель, к... пуста, м... рковь). Вставить орфограммы запомнить.
Озаглавить 2 часть. «Осень на полях и огородах».
-Чтение 3 части по цепочке.
Как бы не хотелось отпускать жаркое солнце, тёплые дожди, но приходит пора, когда поётся последняя песня травами и деревьями (слайд).
-Почему последняя песня ?
-Как понимаете выражение сожжённая ботва?
-Как меняется погода?
-Что говорится о белке ?
И в нашем городе Саранске в Пролетарском районе по проекту ,,Беличья тропа,, поселили в лесу 7 белок. Можно сходить на экскурсию и понаблюдать за жизнью этих животных.
Озаглавить 3 часть. «Осень в лесу».
-Чтение 4 части по цепочке.
О ком эта часть? Кого запомнили?
-Чем заняты дикие животные? Как они проводят осенние дни?
-Прочитаем какими словами сопровождает автор названия животных?(слайды).
III. Физминутка.
Озаглавить 4 часть. Подготовка к зимовке.
-Чтение 5 части.
-Что автор говорит о медведе? Как его называет?
-Как он называет волка? Как живётся хищнику в морозные дни? Озаглавить 5 часть. «Волчья песня».
В Мордовии много лесов. В них водятся хищные звери, такие как: 37 медведей, 135 волков и 73 рыси. Людям, не знающим местность, ходить одним одним в лес опасно.
-В начале урока я сказала , что это путешествие будет в мир красок и звуков. Не только писатели и поэты обращались к осенней тематике, но и композиторы с помощью музыкальных звуков могли передать осеннее настроение. Так русский композитор П.И.Чайковский ( слайд) написал детский альбом Времена года, каждая пьеса - это один из месяцев года.
-Послушаем Октябрь. Обратите внимание на настроение музыки. Какую картину можно представить при прослушивании? Удалось ли Чайковскому передать то настроение, те изменения в природе по которым мы можем сказать Да такое бывает осенью.
-Художники обращались к теме осени. Много замечательных картин написано, просмотр (слайд).
- Закрепление
-Почему осень называют золотой?
-А сейчас вы, ребята будете в роли художников, мы окунёмся в мир красок.
-Вспомните всё, что мы говорили сегодня на уроке, наш рассказ, осень в лесу, на полях , в саду.
Используя краски изобразите осень.(зубная щётка). Слайды. Музыка.
-Почему вы выбрали эти краски? (чёрные ,красные, жёлтые, синие).
- Итог урока
Над каким рассказом работали на уроке? Кто автор?
Какие изменения происходят осенью?
-Что можете сказать о поведении животных осенью?
Дом. Задание. Пересказ по плану.