Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях А.А. Фета»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1460541046.pptx (РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА)
Технологическая карта
Тема урока: Родная природа в стихотворениях А.А. Фета
Цели деятельности учителя |
расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века; познакомить учащихся с творчеством А. Фета, продолжить работу над выразительным чтением учащихся. |
Тип урока |
Объяснение нового материала |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные умения: знать биографию поэта, содержание стихотворения; уметь воспринимать и анализировать стихотворный текст, определять размер стиха, формулировать идею, проблематику произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Методы и формы обучения |
Создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы |
http://puzzlecup.com/?guess=594A8F4973B731AU https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxSDBNakcxXzQ2U1E/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxM0ZTXzN3Y0lUV2M/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxOWtrMTVZamRmNU0/view?usp=sharing |
Оборудование |
компьютер |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация к уроку |
Основные понятия |
Размер стиха, биография писателя |
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
2 минуты.
|
Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку: «В стихотворениях Фета есть запах, который переходит в цвет. А цвет переливается в звук…» А. Толстой |
Подготовка к работе. Самоопределение. Поиск ответа на поставленный вопрос: «Что вы знаете о биографии поэта? Какие стихотворения читали в начальных классах? |
Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 5 минут. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. -Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского поэта с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях? Какое значение имеет слова «поэт, поэзия?» Что такое тема стихотворения? |
Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Запись в тетрадь определения понятия Отвечают на вопрос учителя, определяют, о ком идет речь. |
Беседа Иллюстративно-словесный метод. |
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные: целью выделения признаков. |
Отработка умений давать определение литературных понятий |
III. Работа по теме урока Слово учителя о биографии А.А. Фета (презентация)
8 минут Выразительное чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…» презентация материала. |
1.Вступительное слово учителя об авторе. (Слайд 3-4) 2.Сообщение ученика о биографии поэта. 3.Чтение стихотворения. (Слайд5) 4.Беседа по вопросам (Слайд 6) |
Умение составлять план по статье.
Ответ на поставленные вопросы. Учащиеся в сотрудничестве с учителем определяют размер стиха, находят художественные приёмы, помогающие поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника? |
Групповая работа.
Практический метод. Иллюстрирование текста |
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу |
IV. Лингво-физкультминутка. 3 минуты. |
Объясняет задание. |
Выполняют упражнения. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. |
Здоровьесбере-гающая технология. |
||
V. Актуализация знаний. «Учись у них- у дуба, у берёзы..» 6 минут. |
В классе гаснет свет, в разных концах его зажигаются свечи-огоньки. Подготовленный ученик читает стихотворение Фета «Еще майская ночь» («Какая ночь! На всем какая нега!..»). Работа над выразительным чтением стихотворения. Задает вопрос: Что приводит поэта в восторг? Как вы понимаете эти строки? Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!» Чего больше в этом стихотворении - грусти или восторга? (Слайд 7-8) Словарная работа: Нега-НЕ́ГА, -и, жен. (книжн.). Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, а также страстное томление, ласка. Предаваться неге. Н. во взоре, блаженство, заботливость, томление, ласка, наслаждение, упоение, удовольствие -Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»? -Почему зима представляется поэту жестокой? -Какая картина зимы нарисована поэтом? -Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев? -Только ли о зиме и весне, о дубе и березе идёт речь в стихотворении? (Слайд 9-10) Определение размера стихотворений.
Устанавливает осознанность восприятия. |
Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Иллюстрирование (устное рисование увиденного) |
Беседа |
Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
VI. Подведение итогов
2 минуты. |
Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. Слово учителя об основных темах поэзии А.Фета. |
Разгадывание кроссворда (Слайд 11) |
Обсуждение результата работы со стихами поэта |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Проявление толерантности. |
VIII. Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты. |
Организует рефлексию. Каково предназначение поэзии по мнению А.Фета? (Слайд 12) |
Осуществляют самооценку собственной учебной Вывод: ответ на поставленный вопрос. |
Беседа. |
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
рефлексия; |
Умение оценивать себя. |
9.Домашнее задание. Сочинение-миниатюра«Я увидел чудо...». (Слайд12) 2 минуты. |
Объясняет домашнее задание. Учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. |
Слушают и записывают в дневник. |
Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение №1
Основные темы поэзии А. А. Фета – природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Поэт воспринимает эту вселенную всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в ее описании. Глаз художника замечает в природе и человеке тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщены благоуханием ароматов цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки, качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.
Но этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь в его представлении – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Только искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.
Приложение 2
Кроссворд
Фамилия отца поэта. ШЕНШИН
Символ стойкости в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…». ДУБ
Аллегория женского начала в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…» .БЕРЕЗА
Художественное определение предмета или явления. ЭПИТЕТ
Какое время года описывает автор? ВЕСНА
Кого можно назвать представителем «чистой» поэзии? ФЕТ
Какой художественный прием использует Фет в заглавии стих. Ель рукавом мне тропинку завесила... МЕТАФОРА
Какова тема этих стихов? ПРИРОДА
http://puzzlecup.com/?guess=594A8F4973B731AU
Субботина Светлана Львовна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Фетисова Елена Николаевна
Субботина Светлана Львовна