12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна1415
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1460541046.pptx (РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.А. ФЕТА)

Технологическая карта

Тема урока: Родная природа в стихотворениях А.А. Фета

Цели деятельности учителя

расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века; познакомить учащихся с творчеством А. Фета, продолжить работу над выразительным чтением учащихся.

Тип урока

Объяснение нового материала

Планируемые результаты изучения темы

Предметные умения: знать биографию поэта, содержание стихотворения; уметь воспринимать и анализировать стихотворный текст, определять размер стиха, формулировать идею, проблематику произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методы и формы обучения

Создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

http://puzzlecup.com/?guess=594A8F4973B731AU

https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxSDBNakcxXzQ2U1E/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxM0ZTXzN3Y0lUV2M/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BwiLWxjO5faxOWtrMTVZamRmNU0/view?usp=sharing

Оборудование

компьютер

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация к уроку

Основные понятия

Размер стиха, биография писателя

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация
 

2 минуты.
 


 

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку:

«В стихотворениях Фета есть запах, который переходит в цвет. А цвет переливается в звук…»

А. Толстой

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Поиск ответа на поставленный вопрос:

«Что вы знаете о биографии поэта?

Какие стихотворения читали в начальных классах?

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний
 

5 минут.

Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.

-Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского поэта с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях?

Какое значение имеет слова «поэт, поэзия?»

Что такое тема стихотворения?

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Запись в тетрадь определения понятия

Отвечают на вопрос учителя, определяют, о ком идет речь.

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений давать определение литературных понятий

III. Работа по теме урока

Слово учителя о биографии

А.А. Фета (презентация)

8 минут
Работа с текстом (аудиозапись)

Выразительное чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

презентация материала.

1.Вступительное слово учителя об авторе. (Слайд 3-4)

2.Сообщение ученика о биографии поэта.

3.Чтение стихотворения.

(Слайд5)

4.Беседа по вопросам

(Слайд 6)

Умение составлять план по статье.


Умение презентовать свою работу.

Ответ на поставленные вопросы.

Учащиеся в сотрудничестве с учителем определяют размер стиха, находят художественные приёмы, помогающие поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника?

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

 

Иллюстрирование текста

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу

IV. Лингво-физкультминутка.
 

3 минуты.

Объясняет задание.

Выполняют упражнения.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Здоровьесбере-гающая технология.

   

V. Актуализация знаний.
Работа над выразительным чтением.
Стих. « Ещё майская ночь»

«Учись у них- у дуба, у берёзы..»

6 минут.

В классе гаснет свет, в разных концах его зажигаются свечи-огоньки. Подготовленный ученик читает стихотворение Фета «Еще майская ночь» («Какая ночь! На всем какая нега!..»).

Работа над выразительным чтением стихотворения.

Задает вопрос:

Что приводит поэта в восторг?

Как вы понимаете эти строки?

Какую роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»

Чего больше в этом стихотворении - грусти или восторга?

(Слайд 7-8)

Словарная работа:

Нега-НЕ́ГА, -и, жен. (книжн.).

Полное довольство. 

Жить в неге.

2. Блаженство, а также

 страстное томление, 

ласка. Предаваться неге. Н. 

во взоре, блаженство, заботливость, томление, ласка, наслаждение, упоение, удовольствие 

-Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»?

-Почему зима представляется поэту жестокой?

-Какая картина зимы нарисована поэтом?

-Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев?

-Только ли о зиме и весне, о дубе и березе идёт речь в стихотворении?

(Слайд 9-10)

Определение размера стихотворений.

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по
применению полученных знаний.

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Иллюстрирование (устное рисование увиденного)

Беседа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

           

VI. Подведение итогов


 

2 минуты.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Слово учителя об основных темах поэзии А.Фета.

Разгадывание кроссворда

(Слайд 11)

Обсуждение результата работы со стихами поэта

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
 

2 минуты.

Организует рефлексию.

Каково предназначение поэзии по мнению А.Фета?

(Слайд 12)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Вывод: ответ на поставленный вопрос.

Беседа.
 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

9.Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра«Я увидел чудо...».

(Слайд12)

2 минуты.

Объясняет домашнее задание. Учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах.

Слушают и записывают в дневник.

 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 

 

Приложение №1

Основные темы поэзии А. А. Фета – природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Поэт воспринимает эту вселенную всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в ее описании. Глаз художника замечает в природе и человеке тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщены благоуханием ароматов цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки, качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Но этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь в его представлении – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Только искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Приложение 2

Кроссворд

Фамилия отца поэта. ШЕНШИН

Символ стойкости в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…». ДУБ

Аллегория женского начала в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…» .БЕРЕЗА

Художественное определение предмета или явления. ЭПИТЕТ

Какое время года описывает автор? ВЕСНА

Кого можно назвать представителем «чистой» поэзии? ФЕТ

Какой художественный прием использует Фет в заглавии стих. Ель рукавом мне тропинку завесила... МЕТАФОРА

Какова тема этих стихов? ПРИРОДА

http://puzzlecup.com/?guess=594A8F4973B731AU