Урок в 10 классе по теме «Духовная сфера».

Цели:

1.  Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, с путями приобщения человека к культуре, противоречивыми процессами, разворачивающимися в современной культурной жизни России.

2.  Способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества, воспитанию гордости за вклад России в мировую культуру, уважения к культурному наследию прошлого и современного.

3.  Создавать возможности для совершенствования умений использовать источники научной и текущей информации для характеристики процессов присущих современной культурной жизни страны. Использовать полученные знания и умения для успешной реализации роли хранителя и ценителя культуры совей страны.

Форма урока - комбинированный (урок, сочетающий объяснение учителя, беседу и выполнение познавательных заданий).

Оборудование урока: 

Компьютерная презентация к уроку.

Раздаточный материал.

- По какому основному признаку были распределены все сюжеты?
(Предполагаемые ответы: в первом ряду картинки, имеющие отношение к материальной (бытовой, обычной, повседневной) жизни; во втором – имеющие отношение к духовной сфере жизни человека: искусству (литературе, музыке, живописи, архитектуре, скульптуре), семье, родине, работе, вере в бога).
- Что представляется для вас более ценным и почему?
- Может ли человек обходиться только материальной сферой жизни?
(Предполагаемые ответы: для того, чтобы просто жить, поддерживать свой организм, удовлетворять простые потребности, этого вполне достаточно.)
- Чего в этом случае лишает себя человек?
- Попробуйте сделать общий вывод из нашей беседы.
(Предполагаемые ответы: в жизни человека есть две стороны, тесно связанные между собой, - материальная жизнь и духовная. Материальная жизнь дает возможность существовать телу; духовная – душе. Она собственно и делает человека человеком.)
ПРИМЕЧАНИЕ: если дети затрудняются сделать подобный вывод, следует задать несколько простых наводящих вопросов, например, «Что развивает в человеке литература, музыка?», «Что дают человеку пища, вода?», «Для чего нужен автомобиль?» и т.д.
- Что из этого для человека на время: на час, на день, на год, десять лет…. А что остается с ним всегда, на всю жизнь?
Учитель:
- Именно об этом и пойдет речь на сегодняшнем занятии. Предложите, как его назвать?
Слайд 3.
ПРИМЕЧАНИЕ: чаще всего предлагаются следующие названия: «Ценное и не очень», «Самое главное для человека», «Для души и для тела», «Материальное и духовное», «Временное и вечное», «Без чего не может жить человек».
- Выберите одно из них. Запись на доске/интерактивной доске или на подготовленном слайде.
- Итак, темой занятия вы выбрали (?). А какую цель мы поставим для себя, изучая такую тему?
(Предполагаемые ответы: учиться определять самое главное в жизни человека (своей жизни); учиться применять знание Временного и Вечного в своей жизни; научиться ценить духовный мир человека.)
1. Подведение итогов 1 этапа. (Развитие навыков аналитической деятельности.)
- Определите, что вы проделали для определения главной темы нашего занятия?
(Предполагаемые ответы: мы находили признаки, по которым можно было объединить картинки и разделить на две группы; рисовали и защищали проекты; находили общее и разное в проектах каждой группы.)
Этап 2. Актуализация предметной темы.
Учитель:
- Вы определили и доказали на примерах, что в жизни человека есть две тесно связанные между собой стороны: материальная жизнь, без которой невозможно существование человека, и духовная, определяющая главное в человеческой личности. К первой вы отнесли материальный достаток (финансовое благополучие), хороший дом, автомобиль, красивую одежду, возможность с удовольствием проводить свободное время; ко второй – литературу, музыку, театр, застывшую музыку скульптуры, произведения зодчества, живопись; очень важно, что к этой сфере жизни вы также отнесли семью, любовь, родину, любимую работу, дающую не только материальный достаток, но и позволяющую раскрыться душе. То, что относится к материальной сфере жизни, постоянно меняется вместе со временем: техника, моды, вкусы, запросы человека. Второе остается неизменным всегда, в любые времена, вечным.

«Притча о матери»

Один юноша полюбил красавицу. Но хитрая красавица играла с ним, придумывая все новые и новые задания для него для доказательства его любви. Однажды красавица потребовала от юноши, что бы он принес ей сердце его матери, тогда она поверит в его любовь. Юноша содрогнулся от такого желания девушки, но уж очень хотелось ему её любви. Пошел он, убил свою мать, вынул из груди её сердце и понес жестокой красавице. Переступая через порог, юноша запнулся, и тогда он услышал тихий голос своей матери: «Не ушибся, сынок?»

- Какие чувства вызвала эта притча?

- Какие человеческие качества проявились в ней?

- К какой сфере общества относятся эти явления?

- Эти человеческие качества мы называем нравственными категориями. А нравственность и мораль относятся к понятиям духовной сферы,

- Подключите к своему разуму сердце.

Раскроите свои уши,

Раскройте свои души,

И пусть добро, как птица,

К вам в сердце постучится.

- Мы знаем, что жизнь общества состоит из 4 сфер: политической, социальной, экономической и духовной.

Все сферы взаимосвязаны, поэтому мы разделили их волнистой линией.

Особенности 3-х сфер мы уже изучили, осталась одна сфера - духовная. Центральным стержнем духовной сферы является культура, а стержнем культуры являются духовные ценности. Их много, они обязательны для всех. Но если обобщить все виды ценностей, то их можно свести к 7 основным ценностям наиболее важных для людей. Это:

истина

польза

добро

красота

свобода

господство

справедливость

Каждой сфере соответствует определенная ценность

Основой экономической сферы является польза. Она выражается в прибыли, доходах, выгоде и т.д.

Главным мотивом социальной сферы является справедливость, выражается в дружбе, равенстве, братстве.

Политическая сфера строится вокруг господства-

это борьба за власть, конкуренция, карьера.

- Какое слово является ключевым на нашем уроке?

- Попробуйте дать свое определение этому слову.

Памятка составления синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

1 строка – существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза
5 строка – существительное – синоним


 

Синквейн на тему Культура

культура
общественная, нравственная
возделывает, улучшает, совершенствует, 
среду, которую люди создают веками и которая за несколько лет делает из обезьянки человека
взращивание

Можно ли считать культурным человека, который пишет ругательные слова на стене?

Человек пишущий на стене ругательные слова совершает культуру, так как преобразует информацию в символы, да он не воспитан но он творит культуру.

Продавец наводит порядок в магазине: он что-то бормочет, пересчитывая товар. Покупатель бежит под дождем по лужам, смотрит на небо и пытается стряхнуть с себя капли дождя. Затем он открывает двери и заходит в магазин.

ПРОДАВЕЦ: Здравствуйте. Чем могу помочь?

ПОКУПАТЕЛЬ: Мне нужно что-то от дождя! Я промок до нитки и сильно замерз!

ПРОДАВЕЦ: У меня есть именно то, что вам нужно... зонт. ПОКУПАТЕЛЬ: Прекрасно. Сколько он стоит? ПРОДАВЕЦ: 10 гривен.

Покупатель дает продавцу деньги, берет зонт, кладет его в сумку, открывает дверь и выходит под дождь. Он снова с отвращением смотрит на небо, потом возвращается в магазин...

ПОКУПАТЕЛЬ: Послушайте, этот зонт не работает! Я по-прежнему мокрый и мне холодно!

ПРОДАВЕЦ: Да? Позвольте, я посмотрю... (Замечает, что зонт лежит в сумке). Но ведь зонт у вас в сумке! Вы даже не вынимали его?

ПОКУПАТЕЛЬ: А, так вот что мне нужно было сделать. Как же я сразу не догадался. Спасибо. (Выходит из магазина, держа в руках сложенный зонт, и смотрит на капающий дождь. Через несколько секунд он снова вбегает в магазин). Зонт по-прежнему не защищает меня от дождя. Вы уверены, что это хороший зонт?

ПРОДАВЕЦ: Да, это очень хороший, качественный зонт. (Смотрит на зонт). Погодите, вы разве его не раскрывали?

ПОКУПАТЕЛЬ: Раскрывал ли я его? Нет. Я не знаю, как это делать?

Продавец улыбается и показывает покупателю, как раскрыть зонт. Покупатель кивает головой, улыбается, благодарит и выходит из магазина, раскрывает зонт и опускает его вниз. Он стоит под дождем, смотрит на небо и держит перевернутый вниз раскрытый зонт. Он очень сердится, наблюдая за тем, как зонт наполняется водой. Он открывает дверь и снова заходит в магазин...

ПОКУПАТЕЛЬ: Послушайте, вы, наверное, со мной шутите. Я раскрыл этот зонт, но он по-прежнему не защищает меня от дождя! Я все так же мокну, и мне очень холодно! Вы уверены, что этот зонт предназначен для дождя?

ПРОДАВЕЦ: (Смотрит на наполненный водой зонт и качает головой). Вы должны держать его над головой, вот так (Он берет зонт, выливает из него воду и показывает покупателю, как держать зонт над головой.)

ПОКУПАТЕЛЬ: Так вот оно что! Спасибо. Я попробую еще раз.

Покупатель выходит из магазина, раскрывает зонт, поднимает его над головой и с улыбкой идет по улице, ведь теперь он чувствует, что зонт, наконец-то, защищает его от дождя.

Духовную сферу личности можно сравнить с зонтом из сценки... эта сфера, словно ПОКРОВ. Вы можете закрыть и не использовать ее или же открыть и позволить ей защитить и покрыть вашу жизнь 

А какие формы культуры вам известны?

Определение форм культуры по картинкам.

Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.

Прослушаем сообщения и заполним таблицу:

“Плюсы” массовой культуры

“Минусы” массовой культуры

 

 

2. Противоречия массовой культуры.

Сообщение школьника: Массовая культура – явление положительное, потому что для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры – это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана. Такой “средний человек” хочет быть удачливым, видеть зло наказанным, иногда готов применить насилие, для ликвидации сложностей, но сдерживается из-за страха быть наказанным или благодаря воспитанию. Такой человек снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с героями массовой видеопродукции.

Сообщение следующего ученика: Массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Молодые люди, насмотревшись боевиков, могут совершить преступление по аналогии. Многие вредные привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира. Большинство произведений массовой культуры имеют невысокую художественную ценность.

Мы повторили формы культуры. Каждой свойственны свои признаки, своя краска и своя мелодия, и будто они далеко друг от друга. Но в настоящее время эти формы культуры взаимодействуют друг с другом (слайд № 11). И сейчас мы с вами посмотрим первый пример иллюстрирующий взаимодействие форм культур (показывается отрывок мультипликационного фильма «Щелкунчик»).

Результатом взаимодействия каких культур является мультипликационный фильм «Щелкунчик»? (ответы учащихся). Какие элементы элитарной и массовой культуры здесь присутствуют? (ответы учащихся).

Посмотрим второй пример. Внимание (показывается отрывок из фильма – сказки «Илья Муромец»).

Фильм – сказка «Илья Муромец» является результатом взаимодействия, каких культур? (ответы учащихся). Аргументируйте свой ответ, пожалуйста (ответы учащихся). Мы видим, что культуры взаимодействуя, помогают друг – другу. Массовая культура со своей стороны пропагандирует и популяризует элитарную и народную культуру, а элитарная культура в свою очередь повышает уровень, а народная подпитывает массовую культуру.

Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Во всех этих формах главную роль принадлежит нравственным ценностям. Эти ценности составляли, составляют и должны составлять основу доминирующей культуры. Общество для того чтобы жить и процветать обязано руководствоваться духовными ценностями.

Учитель предлагает написать листочке бумаге самое дорогое для учеников,

то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки.

Затем снова развернуть.

Вопросы учителя:

Что Вы почувствовали, когда смяли листок?

Что Вы почувствовали, когда вновь развернули?

Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли!

Характерные черты ценностей:

- достойные желания, свободный выбор человека;

- выражают наивысший уровень отношений между людьми и

общностями;

- не могут быть отобраны у человека, ни при каких обстоятельствах.

В заключении урока разгадаем кроссворд:

1. Себялюбие (эгоизм)

2. Ценность имеет отношение ко всем сферам общества (свобода )

3. Отклоняющееся поведение (девиантное)

4. Мама, папа, я? (семья)

5. Галине Николаевне - дочь, а её внучке-? (мать)

6. У нас есть права, но есть и ...?(обязанности)

7. Преступное поведение иначе называется (делинквентным)

8. Учащиеся 6 класса Неганов И. и Делов А. подрались. Мы говорим, что случился....( конфликт)

9. Муж дочери? (зять)

Получилось слово эвдемония

«эвдемония» означает жизнь в соответствии со своим духом — хорошую, правильную, моральную жизнь, которая приносит счастье

- Это мое вам пожелание.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

«Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может».

Завершая наш урок, я хочу напомнить вам строки из поэмы иранского поэта Фирдоуси:

Мир только вечен.

Наша жизнь мгновенна.

Но имя остается во Вселенной

Лишь добрые деяния народ прославит.

Остальное все умрет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.