Урок обществознания в 10 классе «Искусство и духовная жизнь»

0
0
Материал опубликован 6 February 2019

Тема урока Искусство и духовная жизнь

Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической и информационно коммуникационной технологий

Тип урока: формирование новых знаний

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

Задачи:

1. Раскрыть сущность и особенности искусства

2. Раскрыть содержание основных видов искусства

3. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

Воспитательная:

-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

-воспитывать эстетическую культуру.

Организационные задачи:

Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Самооценка и взаимооценка деятельности.

Методическое оснащение урока

1. Материально техническое оснащение:

Мультимедиа установка

Презентация к уроку «Искусство и духовная жизнь»

Видеофрагмент «Физкультминутка»

Презентации студентов о видах искусства

2. Литература: Учебная:

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. «Просвещение».2008.- стр.133-142

Дополнительная:

Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, ЭКСМО, 2010.

Высказывания писателей, политиков, историков об искусстве.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс. Москва, ВАКО,

3. Дидактическое обеспечение:

Схема «Искусство»

Задания для групповой работы

Тестовые задания для закрепления темы урока.

Физкультминутка-

Методы и приемы обучения:

-диалог

-демонстрация электронной презентации к уроку

-самостоятельная работа обучающихся с текстом раздаточного материала, оформление схемы, синквейна

-рефлексия

-самооценка и взаимооценка деятельности

Форма организации труда учащихся: индивидуальная работа и работа в группах

Структурно-логические связи

- Внутрипредметные:

Обществознание.

Темы:

Культура и духовная жизнь (понятия «духовная жизнь», «культура»).

Религия (понятие «религия»)

Мораль (понятие «мораль»)

Наука («понятие наука»)

Образование (понятие «образование»)

- Межпредметные:

Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

Темы: Введение (Понятие литературы как вида искусства).

История. Культурное развитие России на современном этапе

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

а) приветствие учащихся;

б) проверка явки учащихся на урок;

в) оценка готовности учащихся к уроку;

г) информирование о предстоящей деятельности: урок будет посвящен изучению новой темы.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: (5мин.)

2.1. -сообщение темы урока:

Тема урока «Искусство и духовная жизнь»

2.2. – вовлечение учащихся в постановку цели и задач урока:

Цель урока:

-сформировать представление о роли искусства в жизни человека и общества

Задачи урока:

раскрыть сущность, особенности, виды и функции искусства

-Вы сформировали команды. Напишите список вашей команды. Выберите капитана команды. Напротив фамилии студента в ходе урока капитан будет ставить 1 балл за устный ответ. В конце урока капитан поставит оценку каждому в своей команде за работу на уроке.

-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке. Будет оцениваться и работа команд.

2.3. – актуализация (10мин.)

-Мы с вами изучаем раздел «Духовная культура».

-Давайте вспомним ряд определений:

-Что такое культура?

-Назовите виды культуры

-Что такое материальная культура?

-Что такое духовная культура?

-Какие элементы духовной культуры мы уже изучили?

-Что такое наука? образование? религия? мораль?

-Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.

-Что вы знаете об искусстве?

Давайте нарисуем в тетрадях таблицу и начнем ее заполнять. Заполните первую и вторую колонки таблицы. (5 мин.)

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

3. Мотивация (10 мин.)

Проблемный вопрос

  «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.

-Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос.

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

 

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос)

-Свой ответ на этот вопрос вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.

Вам необходимо высказать свою точку зрения.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся. Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя основные вопросы изучаемой темы.

-Запишите план изучения новой темы (см. слайд и записывают)

План.

Сущность искусства.

Особенности искусства.

Основные виды искусства.

Функции искусства.

4.Формирование новых знаний – 45 мин.

-Перед вами схема. Внимательно ее изучите и ответьте на вопросы.

 

Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

Предмет искусства

Форма бытия искусства

Человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях

Художественное произведение

Виды искусства

Декоративно-прикладное искусство

Фотоискусство

Живопись

Музыка

Скульптура

Литература

Театр

Кино

Архитектура

Балет

Эстрада

Цирк

Специфика искусства как формы художественного познания

Образное и наглядное

Специфические способности воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)

Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

 


 

Вопросы:

Что такое искусство?

Что составляет предмет искусства?

Какова художественная форма бытия искусства?

Что собой представляет структура искусства?

Какие виды искусства вы знаете?

В чем состоит специфика искусства как формы художественного познания?

-Давайте подробнее познакомимся с некоторыми видами искусства

-Ваша задача не только смотреть презентации и слушать сообщения, но и записывать в тетради вид искусства и фамилии наиболее известных деятелей искусства. Оцените выступления товарищей.

Вид искусства

Деятели искусства

   
   

(Студенты группы получили опережающее задание: подготовить презентацию об одном из видов искусства)

-Начнем с декоративно-прикладного искусства.

Смотрим, слушаем и оцениваем презентацию.

-Произведения декоративно-прикладного искусства мы можем увидеть в Национальном музее. На нашем уроке присутствует представитель Национального музея ……………………………………………………………..

Слушают выступление ………………………………..

Особенности искусства

Запишите в тетрадях эту особенность искусства:

1) использование художественных образов;

2) чувственное восприятие окружающего мира;

3) субъективность искусства

Задание: В учебнике на стр. 115 – 116 найдите еще три особенности искусства и объясните, как вы их понимаете.

4) индивидуальность восприятия

5) законченность авторских произведений

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Одним из самых популярных видов искусства является кино. Оно относится к синтетическому виду искусства.

Посмотрите, послушайте и оцените сообщение и презентацию о кино.

Смотрят презентацию о кино.

-В вашей презентации не прозвучало ни одной фамилии известных артистов кино из Чувашии.

-Давайте послушаем сообщение о них Емеловой И.К., библиотекаря техникума.

Слушают выступление Емеловой И.К. Она рассказывает об артистах кино из Чувашии.

 

Театр, музыка, литература, эстрада - это временные виды искусства, они меняются на протяжении времени, пока ими наслаждается зритель.

Послушаем сообщения об этих видах искусства.

Слушают, смотрят, оценивают выступления.

-Пространственными видами искусства являются архитектура, скульптура, живопись. Они не меняются во времени и не находятся в движении. Послушаем выступления об этих видах искусства.

Слушают, смотрят, оценивают выступления.

-Зрительными видами искусства являются балет, цирк, фотографии.

Послушаем сообщения о них.

Слушают, смотрят, оценивают выступления.

-Вы послушали сообщения о различных видах искусства.

-Какой вид искусства вам больше нравится?

Отвечают на вопрос.

Организация групповой работы

Обсудите в группе вопрос:

Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), советский литературовед, культуролог, искусствовед) (см.слайд)

Слушаем ответы групп

-Возвращаемся к проблемному вопросу начала урока - высказыванию выдающегося деятеля французской культуры ХХ века Ж.Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем.

-Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?

Обсуждают в группе и отвечают

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос)

. Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответа на поставленный вопрос.

Варианты ответов:

Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»

Преподаватель подводится итог обсуждению.

Роль искусства в жизни людей выражается в его функциях.

 

Функции искусства

Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику

Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее

Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие

Познавательно- эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

 

 

Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

 

 

Преподаватель обобщает ответы, показывая слайды презентации, и делает вывод:

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф.М. Достоевский)

5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.

- Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:

1). Что такое искусство?

2). Перечислите особенности искусства

3). Назовите основные виды искусства.

4). Перечислите функции искусства

Другой вариант: работа по тестовым заданиям.

Задания группам:

Составьте схему, используя понятия:

Искусство, виды искусства, архитектура, кино, музыка, эстрада, цирк, балет, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, функции искусства.

Составьте синквейн со словом «искусство»

Дополнительные задания:

1. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?

2. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?

3. Обсудите в своей группе вопрос. Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой?

4. Обсудите в своей группе вопрос. Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?

6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.

6.1. Подведение итогов.

-Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Цели и задачи урока реализовали.

Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в начале урока. Заполните третью колонку таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

-Я предлагаю капитанам оценить работу учащихся на данном уроке, поставив оценку по заработанным баллам.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

-Какая команда была более активной на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что не понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

Рефлексия содержания изученного материала

Что же такое ИСКУССТВО? (ответы: да или нет)

* это форма художественного познания ( да );
* это форма научного познания (нет )
* это художественное творчество (да ).
* это форма человеческой деятельности, проявляющаяся в различных его видах: литературе, живописи, скульптуре, музыке и т.д.(да )
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир (неверно).
Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов (неверно).
В. Произведениям искусства свойственна эмоциональность (верно).
Г. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир (верно).

7. Выдача домашнего задания – 3 мин.

Для качественного усвоения сегодняшней темы вам необходимо:

-знать сущность и особенности искусства;

-знать основные виды искусства;

-знать функции искусства;

-по материалам сайтов Интернета подготовить сообщение об одном из чувашских деятелей искусств

-составьте кроссворд по теме урока.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.