Урок обществознания в 10 классе «Искусство и духовная жизнь»
Тема урока Искусство и духовная жизнь
Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической и информационно коммуникационной технологий
Тип урока: формирование новых знаний
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества
Задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности искусства
2. Раскрыть содержание основных видов искусства
3. Раскрыть основные функции искусства
Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.
Задачи:
1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)
2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)
Воспитательная:
-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,
-воспитывать эстетическую культуру.
Организационные задачи:
Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Организовать познавательную деятельность обучающихся.
Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.
Самооценка и взаимооценка деятельности.
Методическое оснащение урока
1. Материально техническое оснащение:
Мультимедиа установка
Презентация к уроку «Искусство и духовная жизнь»
Видеофрагмент «Физкультминутка»
Презентации студентов о видах искусства
2. Литература: Учебная:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. «Просвещение».2008.- стр.133-142
Дополнительная:
Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, ЭКСМО, 2010.
Высказывания писателей, политиков, историков об искусстве.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс. Москва, ВАКО,
3. Дидактическое обеспечение:
Схема «Искусство»
Задания для групповой работы
Тестовые задания для закрепления темы урока.
Физкультминутка-
Методы и приемы обучения:
-диалог
-демонстрация электронной презентации к уроку
-самостоятельная работа обучающихся с текстом раздаточного материала, оформление схемы, синквейна
-рефлексия
-самооценка и взаимооценка деятельности
Форма организации труда учащихся: индивидуальная работа и работа в группах
Структурно-логические связи
- Внутрипредметные:
Обществознание.
Темы:
Культура и духовная жизнь (понятия «духовная жизнь», «культура»).
Религия (понятие «религия»)
Мораль (понятие «мораль»)
Наука («понятие наука»)
Образование (понятие «образование»)
- Межпредметные:
Литература. (Понятие литературы как вида искусства).
Темы: Введение (Понятие литературы как вида искусства).
История. Культурное развитие России на современном этапе
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
а) приветствие учащихся;
б) проверка явки учащихся на урок;
в) оценка готовности учащихся к уроку;
г) информирование о предстоящей деятельности: урок будет посвящен изучению новой темы.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: (5мин.)
2.1. -сообщение темы урока:
Тема урока «Искусство и духовная жизнь»
2.2. – вовлечение учащихся в постановку цели и задач урока:
Цель урока:
-сформировать представление о роли искусства в жизни человека и общества
Задачи урока:
раскрыть сущность, особенности, виды и функции искусства
-Вы сформировали команды. Напишите список вашей команды. Выберите капитана команды. Напротив фамилии студента в ходе урока капитан будет ставить 1 балл за устный ответ. В конце урока капитан поставит оценку каждому в своей команде за работу на уроке.
-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке. Будет оцениваться и работа команд.
2.3. – актуализация (10мин.)
-Мы с вами изучаем раздел «Духовная культура».
-Давайте вспомним ряд определений:
-Что такое культура?
-Назовите виды культуры
-Что такое материальная культура?
-Что такое духовная культура?
-Какие элементы духовной культуры мы уже изучили?
-Что такое наука? образование? религия? мораль?
-Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.
-Что вы знаете об искусстве?
Давайте нарисуем в тетрадях таблицу и начнем ее заполнять. Заполните первую и вторую колонки таблицы. (5 мин.)
Обучающиеся заполняют таблицу в тетради:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Проблемный вопрос
«Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.
-Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос.
-Что нам сегодня предстоит выяснить?
Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос) |
-Свой ответ на этот вопрос вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.
Вам необходимо высказать свою точку зрения.
-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся. Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя основные вопросы изучаемой темы.
-Запишите план изучения новой темы (см. слайд и записывают)
План.
Сущность искусства.
Особенности искусства.
Основные виды искусства.
Функции искусства.
4.Формирование новых знаний – 45 мин.
-Перед вами схема. Внимательно ее изучите и ответьте на вопросы.
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах
Предмет искусства
Форма бытия искусства
Человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях
Художественное произведение
Виды искусства
Декоративно-прикладное искусство
Фотоискусство
Живопись
Музыка
Скульптура
Литература
Театр
Кино
Архитектура
Балет
Эстрада
Цирк
Специфика искусства как формы художественного познания
Образное и наглядное
Специфические способности воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)
Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта
Вопросы:
Что такое искусство?
Что составляет предмет искусства?
Какова художественная форма бытия искусства?
Что собой представляет структура искусства?
Какие виды искусства вы знаете?
В чем состоит специфика искусства как формы художественного познания?
-Давайте подробнее познакомимся с некоторыми видами искусства
-Ваша задача не только смотреть презентации и слушать сообщения, но и записывать в тетради вид искусства и фамилии наиболее известных деятелей искусства. Оцените выступления товарищей.
Вид искусства |
Деятели искусства |
(Студенты группы получили опережающее задание: подготовить презентацию об одном из видов искусства)
-Начнем с декоративно-прикладного искусства.
Смотрим, слушаем и оцениваем презентацию.
-Произведения декоративно-прикладного искусства мы можем увидеть в Национальном музее. На нашем уроке присутствует представитель Национального музея ……………………………………………………………..
Слушают выступление ………………………………..
Особенности искусства
Запишите в тетрадях эту особенность искусства:
1) использование художественных образов;
2) чувственное восприятие окружающего мира;
3) субъективность искусства
Задание: В учебнике на стр. 115 – 116 найдите еще три особенности искусства и объясните, как вы их понимаете.
4) индивидуальность восприятия
5) законченность авторских произведений
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Одним из самых популярных видов искусства является кино. Оно относится к синтетическому виду искусства.
Посмотрите, послушайте и оцените сообщение и презентацию о кино.
Смотрят презентацию о кино.
-В вашей презентации не прозвучало ни одной фамилии известных артистов кино из Чувашии.
-Давайте послушаем сообщение о них Емеловой И.К., библиотекаря техникума.
Слушают выступление Емеловой И.К. Она рассказывает об артистах кино из Чувашии.
Театр, музыка, литература, эстрада - это временные виды искусства, они меняются на протяжении времени, пока ими наслаждается зритель.
Послушаем сообщения об этих видах искусства.
Слушают, смотрят, оценивают выступления.
-Пространственными видами искусства являются архитектура, скульптура, живопись. Они не меняются во времени и не находятся в движении. Послушаем выступления об этих видах искусства.
Слушают, смотрят, оценивают выступления.
-Зрительными видами искусства являются балет, цирк, фотографии.
Послушаем сообщения о них.
Слушают, смотрят, оценивают выступления.
-Вы послушали сообщения о различных видах искусства.
-Какой вид искусства вам больше нравится?
Отвечают на вопрос.
Организация групповой работы
Обсудите в группе вопрос:
-«Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу?» (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), советский литературовед, культуролог, искусствовед) (см.слайд)
Слушаем ответы групп
-Возвращаемся к проблемному вопросу начала урока - высказыванию выдающегося деятеля французской культуры ХХ века Ж.Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем.
-Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?
Обсуждают в группе и отвечают
-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос) |
. Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответа на поставленный вопрос.
Варианты ответов:
Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»
Преподаватель подводится итог обсуждению.
Роль искусства в жизни людей выражается в его функциях.
Функции искусства
Внушающая - воздействие на подсознание людей, на человеческую психику
Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей
Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира
Предвосхищения – способность предвосхищать будущее
Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека
Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие
Познавательно- эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке
Общественно-преобразующая - оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
Преподаватель обобщает ответы, показывая слайды презентации, и делает вывод:
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
(Ф.М. Достоевский)
5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.
- Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:
1). Что такое искусство?
2). Перечислите особенности искусства
3). Назовите основные виды искусства.
4). Перечислите функции искусства
Другой вариант: работа по тестовым заданиям.
Задания группам:
Составьте схему, используя понятия:
Искусство, виды искусства, архитектура, кино, музыка, эстрада, цирк, балет, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, функции искусства.
Составьте синквейн со словом «искусство»
Дополнительные задания:
1. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?
2. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?
3. Обсудите в своей группе вопрос. Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой?
4. Обсудите в своей группе вопрос. Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?
6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.
6.1. Подведение итогов.
-Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Цели и задачи урока реализовали.
Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в начале урока. Заполните третью колонку таблицы.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.
-Я предлагаю капитанам оценить работу учащихся на данном уроке, поставив оценку по заработанным баллам.
Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.
-Какая команда была более активной на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что не понравилось?
-Чему вы научились на уроке?
Рефлексия содержания изученного материала
Что же такое ИСКУССТВО? (ответы: да или нет)
* это форма художественного познания ( да );
* это форма научного познания (нет )
* это художественное творчество (да ).
* это форма человеческой деятельности, проявляющаяся в различных его видах: литературе, живописи, скульптуре, музыке и т.д.(да )
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир (неверно).
Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов (неверно).
В. Произведениям искусства свойственна эмоциональность (верно).
Г. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир (верно).
7. Выдача домашнего задания – 3 мин.
Для качественного усвоения сегодняшней темы вам необходимо:
-знать сущность и особенности искусства;
-знать основные виды искусства;
-знать функции искусства;
-по материалам сайтов Интернета подготовить сообщение об одном из чувашских деятелей искусств
-составьте кроссворд по теме урока.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)
«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)