Урок по теме «Икона»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Модуль: Основы православной культуры
ФИО учителя: Иванова Надежда Николаевна
Тема: Икона
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование у учащихся представления о православной иконе, её значении и назначении у православных христиан.
Задачи:
Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины, выяснить значение иконы для христианина.
Развивающая: развивать у учащихся способность к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры, расширять кругозор учащихся.
Основные понятия: икона, нимб.
Оборудование: по 4-5 портрета и иконы, картина К. С. Петрова-Водкина «Мать», иконы Богоматерь и святой Александр Невский, картина П. Д. Корина «Александр Невский» (или компьютер с мультимедийным проектором, материалы компьютерной презентации), учебник – А. Кураев «Основы православной культуры», М:, «Просвещение», 2014г., урок № 15.
Планируемые результаты урока:
Личностные: формировать мотивацию к изучению православной культуры, уважение к традициям своего народа; ориентироваться на успешную деятельность
Предметные: учиться анализировать текст, выделяя главное из прочитанного; воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока
Метапредметные:
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
Познавательные: учиться извлекать существенную информацию из различных источников; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
ХОД УРОКА
№п/п | Этап и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (Содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Организационный момент (1 мин). Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности (1 мин). | Приветствует учащихся - Ребята, давайте сейчас на минуточку закроем глаза и подумаем о чем-то приятном. Чувствуете, как вы заряжаетесь положительной энергией. А теперь давайте откроем глаза, посмотрим в глаза друг другу, и передадим это хорошее настроение тем, кто находится с нами рядом. Именно с этого момента мы и начинаем наш урок | Приветствие учителя, друг друга Проверка готовности к уроку | Личностные УУД: Умение выделять нравственный аспект поведения Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
2. | Вво Постановка темы. Актуализация знаний (3 мин) | - Предлагаю вам разделиться на 2 группы (или учитель и ученики). Разделите все изображения на 2 равные группы (1 группа выбирает картины, 2 – иконы). - По какому принципу вы разделили эти изображения? - Изображения какой группы вы поместили бы в храме? Почему? - Определите тему урока. - Сегодня на уроке мы с вами постараемся определить, чем икона отличается от картины, каково её значении и назначение для православных христиан. | Вспоминают правила работы в группах. Распределяют изображения. Отвечают на вопросы учителя. – Определяют тему урока (Икона) | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, анализ Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: Смыслообразование |
3. | Изучение нового материала (28 мин). | Откройте тетради, запишите число и тему урока. - Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и картиной? - Что же изображают на иконах? -Как же нам отличить икону от картины (портрета)? Прочтите текст учебника стр. 52 – 54 (Приложение 1), выберите слова и словосочетания, которые относятся к вашему изображению. (1 группа – картина «Мать» К. С. Петрова-Водкина, 2 группа – икона Богоматерь) (неземное спокойствие, густые тени, золотой нимб, спокойный лик, красивое лицо, мудрость, счастливый малыш, задний план) - Сделаем вывод, какое изображение было у каждой группы? Какие слова и словосочетания вы отнесли к своему изображению? Почему? Так чем же отличается картина от иконы? | Записывают тему урока, формулируют и записывают определение слова «икона». Икона – изображение Бога, Богоматери или святых. Читают текст и выбирают слова и словосочетания: 1 группа - густые тени, красивое лицо, счастливый малыш, задний план. 2 группа - неземное спокойствие, золотой нимб, спокойный лик, мудрость. Отвечают на вопросы, подтверждают свои ответы словами из текста. Записывают определение слова «нимб». Нимб – ореол святости | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Регулятивные УУД: Целеполагание, выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. |
4 | Физминутка (1 мин) | - А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру «Да – встали, нет – сели». (Учитель читает утверждение, если оно верное, то дети встают, если нет – садятся). - На иконе есть нимб. (да) - На заднем плане иконы можно изображать храмы. (нет) - Свет на иконе исходит от святого изображения. (да) - Тени от святого изображения падают на задний план. (нет) | Встали Сели Встали Сели | Коммуникативные УУД: Умение слушать и соотносить свои действия с полученной информацией |
| | -Давайте попробуем сравнить икону и картину. Распределите вопросы в группе. Раздаёт карточки с вопросами (Приложение 2) -Подводя итог ко всему сказанному можно сделать вывод, что картина – это художественный образ, а икона – святой образ. На иконах изображают вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности, а взгляды были неотрывными на века. Икона – это изображение Бога, Богоматери или святых. И если с Богом и Богоматерью всё понятно, то как быть со святыми людьми? Ведь жившие в миру люди не сразу были причислены к лику святых и их вполне можно изобразить не только на иконах, но и житейских буднях, т. е. выразить на картине. Перед нами изображение одного и того же человека – Александра Невского. Что же это был за человек, и за что его причислили к лику святых? - А теперь давайте попробуем разобраться, где А. Невский предстаёт перед нами как князь и полководец, а где как святой. (На доске икона Александра Невского и картина П. Д. Корина «Александр Невский». Группам раздаётся текст). - Соотнесите свой текст с иллюстрацией. | 1 группа работает с картиной, 2 группа работает с иконой (Изображения те же) Отвечают на вопросы. Ученик рассказывает об А. Невском (Приложение 3) Ученики читают свой текст (Приложение 4) и определяют к какому изображению можно отнести текст. | Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли, умение слушать выступающего |
5. | Закрепление изученного материала ( 5 мин). | Задайте друг другу вопросы по уроку (при затруднении учитель помогает сформулировать вопросы) | Ученики задают вопросы и отвечают на них | Предметные УУД: повторное проговаривание терминов и понятий. Регулятивные УУД: контроль полученного результата. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре. |
6. | Рефлексия (4 мин). | Меня поразило….. Я узнал….. Я понял…. Мне было интересно….. Я восхищался….. Мне захотелось… | | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли Регулятивные УУД: оценивание своей деятельности Личностные УУД: оценивают своё эмоциональное состояние |
7. | Домашнее задание (2 мин). | Урок 15, вопросы стр. 55, подготовить сообщение о любой иконе | Воспринимают домашнее задание, уточняют | Регулятивные УУД: Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Приложение 1
Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и это значит, в ней не осталось места для зла. Всё остальное пронизано светом, добром и любовью. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона же показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на неё извне.
Свет вообще главное в иконе, в Евангелии Свет – одно из имён Бога и одно из Его проявлений.
Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонён задней стеной комнаты.
Голову святого окружает золотой круг, святой как бы наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает свет. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысли святого.
Ещё одна удивительная черта иконы на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света, то теряешь ощущение пространства и глубины. Икона тоже как бы светит нам в глаза. И в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Самое поразительное, что есть в иконе, - это лица (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь.
Приложение 2
Вопросы 1 группе | Вопросы 2 группе |
1. Где находится источник света? 2. Что такое нимб? Изображается ли нимб на картине? 3. Можем ли мы сказать, что перед нами обычная женщина? | 1. Где находится источник света? 2. Что такое нимб? Как он изображается на иконе? 3. Можем ли мы сказать, что перед нами обычная женщина? |
Приложение 3
Александр Невский – великий князь киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец. Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре. У них родилось четыре сына и дочь.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно. Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир.
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.
Приложение 4
1 группа
На плечах Александра Невского пурпурная мантия с соболиным воротником значит, что он княжеского рода. Под мантией кольчуга, он воин, полководец. Меч в руке – указание на духовную брань. Над головой золотой нимб – это знак божественного присутствия, знак святости. Лик – спокойный, но и печальный, отрешённый от всего земного. Свет исходит от самого Александра Невского.
2 группа
Лицо Александра Невского сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает всю картину, фигура возвышается над окрестными далями. Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создаётся тревожность композиции. Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлён вдаль, словно видит он чужую рать. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силе русского войска.
-делаем вывод. Чем отличается картина от иконы?