Урок «Икона» (модуль «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «ОРКиСЭ»)
«Берлинская основная общеобразовательная школа»
Зырянского района Томской области
Региональный конкурс методических разработок по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Секция «Проект занятия/цикла занятий по курсу ОРКиСЭ
Номинация: Урок № 15 «Икона»
Разработал: учитель истории и обществознания Моисеев Артём Владимирович
Адрес школы: 636861, Томская область, Зырянский район,
село Берлинка, улица Луговая,62;
Телефон: 8(382) -43-373-26;
Сайт школы в сети Internet: http://berschool.ucoz.net
Берлинка 2015
Урок № 15 «Икона»
Цель урока: познакомить учащихся с православной иконой – образцом духовной живописи;
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с особенностями иконописного изображения;
- понять различия в написании иконы и картины;
Развивающие:
- выяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;
- развивать навыки общения в группе;
Воспитательные:
- усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов;
- способствовать формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей.
Тип урока: урок объяснение нового материала;
Формы работы учащихся на уроке:
-
Групповая (фронтальный опрос по домашнему заданию);
Групповая (терминологический диктант);
Работа с техническими средствами обучения (для слабых учащихся);
Выполнение творческих заданий (филворд, кроссворд, раскраски);
Индивидуальная работа (работа учащихся с родителями по вопросам в конце параграфа).
Оборудование:
-
мультимедиа проектор;
-
карточки для словарной работы со словами (гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука).
-
Краски, фломастеры, карандаши, маркеры (для раскрасок);
-
Отпечатанные сетки для филвордов, кроссвордов.
-
Отпечатанные раскраски.
Ключевые понятия:
Икона, иконописец, канон, нимб, лик, гармония, молитва перед иконой.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?
Может ли православный христианин молиться без иконы?
Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь»? Какие иконы Богоматери вам известны?
Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?
Почему христиане молятся и о живых, и об умерших людях?
Что означает словосочетание «Ave Maria»?
Объяснение нового материала.
«Но Иисус, подозвав их, сказал: «Пустите детей
приходить ко Мне и не возбраняйте им,
ибо таковых есть Царствие Божие» (Лук. 14:26)
Работа с презентацией:
Слайд 2. Образ человека.
Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Странник». На ней изображен человек.
Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают).
Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.
А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают).
Слайд 3. Образ души.
Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.
Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают).
Слайд 4. Образ святости.
Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». То есть святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, то есть образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.
Слайд 5. Икона - образ. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».
Слайд 6. Икона и картина.
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном. Давайте посмотрим, как же святые изображаются на иконах. И разберем отличия иконы от картины.
Слайд 7. Свет и тень.
Главное в иконе - свет. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Слайд 8. Свет.
На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда. Отличие звезд (солнц) от планет в том, что звезды сами рождают свой свет, а планеты посылают в космос лишь отражаемый ими свет солнца. Это как отличие лампочки от зеркала. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
Слайд 9. Фон.
Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).
Слайд 10. Нимб.
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.
Слайд 11. Пространство.
Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир. Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь. Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.
Слайд 12. Гармония линий.
Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
Слайд 13. Горизонт.
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Слайд 14. Главное на иконе - лик.
Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
Слайд 15. Заступнице усердная.
Молитвенное песнопение к Пресвятой Богородице в исполнении Юлии Березовой.
Слайд 16. Картина или икона? Ответ обоснуй? Шилов В.В. «Александр Невский» (историко-патриотическая картина).
Слайд 17. Картина или икона? Ответ обоснуй? Боровиковский В.Л. Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский».
Слайд 18. Картина или икона? Ответ обоснуй? Современная икона «Святой Благоверный князь Александр Невский» (20 век).
Слайд 19. Картина или икона? Ответ обоснуй? Корин П.Д. картина «Александр Невский».
Закрепление нового материала.
А) Просмотр мультфильма «Путеводительница» и беседа по вопросам:
Из чего сделаны краски, которыми дед пишет икону Тихвинской Божией Матери? (ответы детей);
Почему при осаде Тихвинского монастыря монахи не смогли снять икону Богородицы со стены? (ответы детей);
Как вы понимаете выражение из Библии: «Просите, и дано будет вам, ищите и обрящете»? (ответы детей);
Как вы понимаете заповедь воеводы: «Слабых не оставляй, и Владычица вас не оставит»? (ответы детей).
Почему Бог посылает человеку различные испытания? (ответы детей).
Закономерен ли такой финал? (Ответы детей).
Почему мультфильм называется «Путеводительница»? (ответы детей).
Б) Сильным ученикам в классе можно дать задания из рабочей тетради:
Рабочая тетрадь. Урок 15 «Икона».
Задание 1.
Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.
Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем они отличаются? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?...
Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Для остальных учащихся можно использовать задания с компакт-диска «Основы православной культуры» к уроку № 15 «Икона».
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от живописной картины?
Как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве?
Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Расскажи родителям о том, что узнал сегодня на уроке? Могут ли твои родители рассказать что-нибудь о почитаемых в нашей стране иконах или русских иконописцах?
Раскрась изображение Богородицы красками или фломастерами.
Р |
О |
Л |
Д |
Г |
Н |
П |
Е |
К |
А |
М |
И |
Т |
П |
Р |
Н |
У |
В |
С |
А |
К |
Л |
А |
Р |
У |
Б |
Л |
Е |
В |
П |
Р |
О |
Г |
Н |
Е |
К |
У |
В |
Ц |
Ы |
В |
С |
А |
А |
П |
Р |
О |
Л |
А |
Л |
Д |
Ж |
Э |
З |
Щ |
Ш |
Г |
Н |
Е |
К |
С |
А |
В |
И |
Т |
Ь |
О |
Л |
С |
И |
О |
Ь |
М |
Я |
Ч |
Ы |
В |
С |
А |
К |
М |
П |
О |
А |
П |
Р |
Р |
Т |
Н |
Т |
Ш |
Щ |
А |
Ф |
Ы |
В |
А |
К |
П |
Р |
А |
Е |
Г |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Е |
Э |
Ж |
Д |
К |
К |
П |
Р |
Н |
Т |
Ш |
Ь |
У |
К |
Щ |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ц |
Ю |
Б |
Ь |
А |
В |
П |
Р |
Н |
Ъ |
З |
Д |
Ы |
У |
Д |
М |
И |
Е |
К |
У |
О |
Ш |
З |
Ъ |
Р |
И |
П |
Е |
Р |
Н |
Г |
О |
Ш |
В |
Л |
Д |
О |
Н |
Ц |
О |
В |
Ш |
Х |
З |
Ъ |
Ж |
Я |
Ч |
Ы |
Ц |
Й |
Ч |
Я |
Т |
Б |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
Э |
В |
Щ |
Ш |
Н |
Е |
К |
У |
Ц |
Ч |
Н |
Ю |
Ю |
Д |
Ж |
Щ |
З |
Х |
Э |
Х |
Х |
Ъ |
З |
З |
Ю |
Д |
Ж |
Щ |
Ш |
Ф |
Л |
Д |
Ж |
Э |
О |
Д |
Щ |
Г |
Н |
Е |
Б |
Л |
С |
И |
М |
А |
К |
О |
В |
Ы |
В |
Р |
У |
Б |
Е |
Л |
Ь |
А |
П |
Е |
Н |
Р |
Г |
О |
Ш |
Л |
Щ |
Д |
Ж |
Ц |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
Р |
О |
Л |
Д |
Щ |
Ч |
С |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ю |
О |
В |
П |
Е |
К |
Р |
О |
Т |
Л |
Д |
Щ |
Г |
Л |
Щ |
Г |
П |
Ш |
Щ |
З |
Д |
Ю |
Приложение № 1
Разгадай филворд «Русские иконописцы»
Ответ: Врубель, Васнецов, Донцов, Рублёв, Симаков.
http://easyen.ru/load/orkseh/pravoslavnaja_kultura/russkie_ikonopiscy/296-1-0-3940
Приложение № 2
Разгадай кроссворд по теме «Икона»
По горизонтали:
Первый слой иконы (основа);
Перегородка с иконами в православном храме (иконостас);
Полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зелёного цвета – условное обозначение земли (позём);
Вид живописи, религиозной по темам, сюжетам и назначению (иконопись);
Нимб по-другому (венец);
По вертикали:
Ими закреплялись оклады икон (гвозди);
Человек, пишущий иконы (иконописец);
Краски, изготавливаемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов, которые использовались для написания икон (темпера);
Накладное украшение иконы (оклад).
http://easyen.ru/load/orkseh/pravoslavnaja_kultura/krossvord_po_teme_ikona/296-1-0-3937
Приложение № 3
Тест ногами
Распредели слова в две колонки? Ответ обоснуй?
Добродетели |
пороки |
Трудолюбие |
Гордость |
Милостыня |
Зависть |
Чистота |
Ненависть |
Любовь |
Злость |
Кротость |
Обжорство |
Терпение |
Лень |
Послушание |
Упрямство |
Ответственность |
Скупость |
Благодарение |
Гнев |
Честность |
Скука |
Приложение № 4
Раскраска «Богородица с младенцем»
http://radost-brest.com/children/raskraski_view.php
Приложение № 5 «Символика иконы» (для учителя)
Икона: символ и значение
С точки зрения символичности образа иконопись является одним из самых сложных языков, известных мировой художественной культуре. Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где мельчайшая деталь имеет свое и, зачастую, очень большое значение. В каком-то смысле, православная икона - это код, и код намного более сложный, чем может показаться на первый взгляд.
Любой элемент, включенный иконописцем в живописный образ, несет определенную смысловую нагрузку. Так, крест символизирует мученичество, копье в руках святого – победу над темными силами, а указующий перст, традиционно изображаемый в правом верхнем углу, означает Божественный промысел. Лестница, изображение которой можно увидеть на некоторых старинных иконах, символизирует духовное возвышение и стремление к Богу, а пещера является аллегорией преисподней. Отдельную категорию составляют те знаки, которые уже вышли из употребления, однако, встречаются на некоторых самых древних иконах. Среди них можно отметить лозу и гроздья винограда - распространенные некогда символы церкви и евхаристии.
Некоторые символы не имеют своего собственного толкования, а выступают в качестве индексов, которые позволяют определить статус того, кто изображен на иконе. В первую очередь, это относится к одеяниям, которые являются важным иерархическим знаком. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ (приволока) – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество. При этом значение имеет не только сам тип одеяния, но также и цвет, и даже характер складок. Нередко можно встретить символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы. Так, преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь. Целитель и великомученик Пантелеимон традиционно изображается с коробочкой лекарств, святой Андрей Рублев – с иконой Троицы, а Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.
Метафорический язык иконописи сложен и охватывает не только объект, но также и композиционный строй, и технику изображения. Цвета, пространственное построение, объем и перспектива – каждый элемент иконы имеет собственное символическое значение. Истоки этого языка лежат в византийской традиции, в русле которой произошло зарождение русской иконописной школы. На протяжении множества веков художники тщательно придерживались принципов традиционной иконописи, сохранив их вплоть до наших дней. Одним из них является символика цветов. Посредством разнообразных оттенков, каждый из которых имеет свое собственное значение, художник получает возможность усилить содержательность образа, сказав чуть больше, чем позволяют сделать средства живописи.
Особое место в иконописи занимает золотой цвет. Символ божественного света, святости, Небесного царства, он используется мастерами со времен крещения Руси. Во все времена были широко распространены иконы, написанные по золотому фону, который олицетворяет собой небесный, горний мир. Украшенные золотом нимбы и одеяния святых символизируют святость и чистоту, а тонко положенные блики и золотые пробела придают образу особую торжественность. Яркий насыщенный желтый цвет несет такое же позитивное значение, как золотой, однако бледно-желтый, напротив, символизирует измену и скупость. В этом значении желтый – цвет Иуды Искариота.
Белый - в православной иконологии - цвет праведников. Он символизирует святость, чистоту и невинность души. Традиционно им писали одеяния святых, а также крылья ангелов и пелена детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях. Близкое значение несет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
Другой распространенный цвет, пришедший в русскую иконопись из Византии – багряный, или пурпур. Цвет императора, владыки, он символизирует царственность и величие. В русской иконописи пурпурным традиционно писали одеяния святых царей и князей. В этом же значении он иногда используется как символ Бога Отца. Кроме того, нередко можно встретить иконы на пурпурном фоне, что, в частности, характерно для образов Христа Пантократора. С другой стороны, пурпурный цвет имеет и еще одно значение, которое восходит к образам угрозы и огня. Поэтому багряные тона нередко используются в сценах Страшного суда.
Такое же двоякое значение имеет и красный цвет, который широко распространен в православной иконописи. С одной стороны, он является символом любви, живительной энергии и Воскресения, но, в то же время, означает жертву Христа, мучения и кровь. В иконописи красные одеяния являются неизменным атрибутом святых мучеников. Иногда этим цветом пишут крылья архангелов-серафимов. В редких случаях можно встретить иконы, написанные по красному фону, который символизирует Воскресение и торжество вечной жизни.
Голубой цвет является символом небес, иного, вечного мира, а также целомудрия и душевной чистоты. Голубым традиционно пишут одеяния Богоматери как Приснодевы. Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Это – цвет апостольских одеяний.
Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и вечную жизнь. Он символизирует Христа как жизнедавца и крест как древо жизни и часто используется в сценах Рождества.
Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как символ зла и смерти.
Нужно отметить, что есть и такие цвета, которые принципиально не используются в иконописи. Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи.
Символика иконы – глубокое и многогранное понятие, однако, в ее основе лежит система строгих правил и ограничений. Уже на ранних стадиях развития христианства церковь предпринимала первые попытки регламентировать деятельность художников-иконописцев. В стремлении оградить священные изображения от «авторского видения» и разночтений, равно как и от ересей, она составила свод изобразительных канонов, несоблюдение которых могло повлечь для авторов и почитателей «неправильных» икон самые неблагоприятные последствия. Так, уже в начале VII века католическая церковь приняла закон, запрещающий любое аллегорическое изображение Христа. Согласно этому канону, Спаситель может быть изображен лишь в своем собственном благочестивом лике, а не в образе агнца, пастуха и как-нибудь иначе.
Подобные процессы проходили и на Руси. С древнейших времен церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника, требуя строгого соблюдения иконографических канонов как в характере, так и в сюжетной линии изображения. Так, со времен Большого московского собора 1666-1667 годов оказались под запретом любые изображения Бога Отца. Другой пример – изображение «Всевидящее око», распространившееся на волне масонского движения XIX века. Данный образ, хотя и допускает христианское толкование, не каноничен и осуждается официальной церковью.
Другой распространенный символ, изображение которого можно найти как в древнерусских, так и в более поздних иконах – голубь, как олицетворение Святого Духа. По большому счету, этот символ также не каноничен, как и масонский треугольник (в православной традиции – олицетворение Троицы), однако, отношение к нему более мягкое, и в некоторых контекстах данное изображение допустимо.
Богатство символического языка иконы – не самоцель, а следствие ее природы, которая заключается не в «чистом искусстве», но в исторической духовной, образовательной и, в некотором смысле, социальной функции. Поэтому икона представляет собой не столько изображение, сколько «текст», предельно насыщенный образами и значениями. Как и любой другой текст, он имеет свои синтаксис и пунктуацию, свои «слова» и правила их употребления. «Читать» икону может быть весьма непросто, однако, скрытые значения несут порой гораздо больше информации, чем сам художественный образ.