12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крылова Елена Ивановна70
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

 Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Икона»

Автор: Крылова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 г. Углича

Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Формирование УУД

Предметные:

знакомятся с христианской терминологией;

выделяют из множества произведений живописи - иконы;

Личностные:

формулируют и принимают правила бережного отношения к святыням и, в частности, к иконам.

приобщаются к духовно-нравственным ценностям русской культуры;

Метапредметные:

Регулятивные:

выдвигают версии, предположения;

вместе с учителем формулируют учебную задачу;

работают по предложенному плану;

оценивают свой результат.

Познавательные:

понимают вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках: в текстах дополнительной литературы, в справочниках, в словарях, в иллюстрациях;

проводят анализ своих действий и выполненной работы.

Коммуникативные:

излагают свое мнение, аргументируют;

участвуют в диалоге;

работая в группе, участвуют в обсуждении, в выборе решения.

Оборудование:

учебник; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; Словарь русского языка С.И.ОжеговаТолковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организацион-ный момент

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.

 

II. Актуализация знаний,

объявление новой темы и задач.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? (нужные в дороге вещи).

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём? (учебник, тетрадь, ….)

- А что самое главное в учебном путешествии? (знания)

- О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав кроссворд.

1.Священная книга христиан (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди (крест)

3.Как называется обращение к Богу? (молитва)

4.Книга, написанная апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда женщинам заходить нельзя (алтарь)

- Я вижу, что вы готовы к путешествию. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

- Какое слово получилось по вертикали?

- Определите тему нашего урока.

- Икона – спутник жизни, святыня, главное богатство

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

- Какова цель урока? (Узнать о том, что такое икона).

- А вопросы, которые вы назвали, будут задачами нашего урока.


 


 

Слайд - Отгадывают кроссворд


1.Священная книга христиан (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди (крест)

3.Как называется обращение к Богу? (молитва)

4.Книга, написанная апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда женщинам заходить нельзя (алтарь)


 

Отгадывают слово по вертикали –икона

Дети называют вопросы:

- Что такое икона?

- Когда появилась первая икона?

- Что или кого изображали на иконах?

- Как писали иконы?

- Кто писал иконы?

- Кто были первые иконописцы?

- Где пишут иконы?

III Изучение нового материала

Физкультмину

тка
 

1.Работа над притчей «Икона».

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: 
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? 
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. 
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. 
А она ведь была создана не для того, чтобы…

- Для чего была создана икона вы ответите в конце урока, когда мы с вами изучим эту тему.

-Давайте определим вопросы по данной теме, на которые вы постараетесь найти ответы в течение урока. Получился план работы. Для этого у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.

вопросы

ответы

1. Где можно встретить иконы?

 

2. Что такое икона?

 

3. Когда появились первые иконы?

 

4. Может ли икона излучать свет?

 

5. Что такое нимб? Каково его значение?

 

6. Что самое поразительное есть в иконах?

 

7. Зачем нужны иконы?

 

- Где можно встретить иконы?

-Основным местом нахождения икон является храм, церковь.

2.Работа в группах

- Где вы можете найти ответы на эти вопросы?

На работу в группах дается 8 минут.

- Каждая группа получает задание, выполнив которое, мы сможем решить поставленные задачи:

1группа. Что такое икона? Как появилась первая икона?

2 группа. Кто писал иконы? Кто были первые иконописцы? Где писали иконы?

3 группа. Какими красками писали иконы, что обозначает каждый цвет?

4 группа. Как писали иконы?

-В православии иконы занимают особое место. Ими украшают как православные храмы, так и дома верующих.

-Так что же такое икона?

-Слово предоставляем 1 группе.


 

- Давайте найдем определение «икона» в учебниках и запишем его в таблицу.

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.

Обобщаю сказанное первой группы:

Икона это Образ, изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, святыня.

- Кто, по вашему мнению, был создателем первой иконы?


 


 


 


 

- С тех пор дар Иисуса, бережно укрепленный на доске, хранился в нише над воротами города, защищая его от врагов. Так возник «Нерукотворный Образ Христа» или «Спас Нерукотворный».

- А кто же писал иконы? Где их пишут? Об этом расскажет 2 группа.


 


 


 

- Расцветом русского иконописания стал XVвек, время собирания Руси в единое Московское государство. На иконы был большой спрос, поэтому и иконописцев было много.

- Имена, каких иконописцев вы нашли в интернете?


 

- В числе замечательных мастеров Древней Руси были, прежде всего, Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. С ними мы сегодня и познакомимся.

- Откуда приехал Феофан Грек?

- Кто был его учеником? Какую всемирно известную икону написал Рублев?
 

-Какими красками пользовались мастера иконописцы? Что эти цвета обозначают в иконописи, нам расскажет 3 группа.


 


 


 


 


 


 

- Итак, ребята, цвета для написания икон художники-иконописцы выбирают неслучайно, каждый цвет имеет свое символическое значение.

- Техника иконописания довольно сложна и трудоемка. Как создается икона, расскажет 4 группа.


 


 


 

- Мы выслушали каждую группу.

3. Работа с учебниками

- Ответ на вопрос №3 вы сами найдете в учебнике на странице…..

- Итак, когда же появились первые иконы?

4. Аналитическая игра

- Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде, в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:

чёрный

красный

золотой

синий

(Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой)

- Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога.

- Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? (Можно)

-Откуда исходит свет? (от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы ).-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него.  На какой вопрос мы нашли ответ?( Может ли икона излучать свет?)

-Какой ответ запишем?

- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? (Предположительно, некоторые слышали название – нимб. )

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (на солнце).

- А что даёт солнце всему живому? (тепло, свет, уют, радост).

- А как всё перечисленное назвать одним словом? (благодать)

- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? ( Знак Божией благодати)

- Один из вопросов сегодняшнего занятия- что самое поразительное есть в иконах?

- Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

5. Чтение стихотворений

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца.

-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?

( глаза). Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?

- Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? (ответы детей)

- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые (о том, что они с Богом), а о чём печалятся? (о том, что многие из нас пока далеки от Него)

-Почему жизни святых можно и нужно подражать? (Их жизнь наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждый человек).

- Скажите, каково же отличие картин и икон? (на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты) 

- Почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

- Давайте ответим на последний вопрос : «Зачем нужны иконы?»

( предположительный ответ : чтобы молиться)

-А что значит молиться? Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.

Слайд

Слайд

Записывают в таблице

-В словарях, в справочниках, в энциклопедиях, в интернете, в дополнительной литературе.

Делятся на группы, повторяют правила работы в группе, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с различными источниками информации:

1 группа – Работа со словарями.

1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

2 группа - интернет

3 группа - Делают записи на предложенных цветных листах бумаги. Книга «Икона» с.28-29

4группа – журнал «Духовно-нравственное воспитание» №2-2011, с.67

Выступление 1 группы (Слайд )

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова

- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия

- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер –святыня/

Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/

- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/
Иконы – величайшая святыня, которая служит для более близкого общения с Богом, с Божией Матерью, со святыми ангелами и угодниками Божиими.


 

Предположения детей.

- Первую икону по легенде создал сам Иисус Христос.

Выступление ученика (Слайд)

(Случилось это во время земной жизни Спасителя. Князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Растерявшись, слуга грозного царя Авгаря – заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое полотенце и приложил его к своему лицу. Отчего на ткани запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгарь увидел этот образ, он с верою приложился к нему и  получил исцеление за свою веру).

Выступает 2 группа. Слайд

Иконы писали иконописцы.  Они трудились в тишине монастырских келий, перед началом работы молились, читали Библию, жизнеописания святых, соблюдали пост. Не каждый человек мог стать иконописцем, а только тот, кто был смиренным, почитал Бога, не болтал понапрасну, не заводил ссор, не завидовал другим и не пил. В наше время иконы пишут в иконописной мастерской.


 

- По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел ее образ.

- Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий, Симон Ушаков.
 

Дети смотрят видеоролик.


 


 

Выступление 3 группы. Слайд

-Краски на русских иконах были живыми, яркими и звонкими. Золотой цвет позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства. Он обозначал самого Бога.

Красный цвет - один из самых знаменитых цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни.

Белый цвет- символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий или голубой цвета обозначали бесконечность неба. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и неземное.


Выступление 4 группы Слайд

- На Руси иконы писали на липовых или сосновых досках — это дерево мягкое, теплое, хорошо поддающееся обработке и без сучков.

Не всегда можно найти доску нужной ширины, поэтому их склеивали и скрепляли .

На самой доске делали маленькое углубление – ковчег. Затем эту доску долго сушили без доступа солнечных лучей, сквозняков, чтобы не было никаких трещин.

Когда доска просохнет, на неё рыбьим клеем наклеивали паволоку, то есть грубую льняную ткань, и по этой паволоке клали левкас: истолченный мелко–мелко, до пыли, как зубной порошок или того мельче, мел, смешанный с разными составами, в основе которых лежит тот же рыбий клей.

Пишут икону особыми красками. Иконописные краски — это растертые до состояния мелкой пыли минералы, полудрагоценные камни, которые замешиваются на яичном желтке. А потом икону поливают оливковым маслом — олифой, и оставляют на месяц, на два, чтобы олифа высохла и больше не прилипала к пальцам.


Работают с учебником

Наблюдают, сравнивают, прикрепляют жетон

Продолжают заполнять таблицу

Работа в группах: чтение стихотворения с заданием

Заполняют таблицу

 

IV Первичное закрепление нового материала

- А сейчас мы проверим, как внимательно вы слушали друг друга.

Тест.


 


 


 


 


 


 

- Икона сопутствовала христианину на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Ей встречали рождение и смерть, ей благословляли на свадьбу и в дальний путь, освещали новый дом и посевы.

О почитании икон рассказывает ученик

- В «красном углу» стояли не только Образы Иисуса Христа и Божьей Матери, но и почитаемых святых.

Дети пишут тест

ТЕСТ
Выбери правильный ответ и обведи в кружок.

Икона – это …

А) портрет

Б) картина

Иконописец – это …

А) художник

Б) архитектор

В) писатель

Икону «Троица» написал …

А) Дионисий

Б) Андрей Рублёв

В) Феофан Грек

Какого цвета нет на иконе?

А) красного

Б) золотого

В) фиолетового

-Взаимопроверка ответов по образцу Слайд

Иконы почитали в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. В царских палатах, купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где удалялись для молитвы перед иконами утром и вечером.

 

V Рефлексия.

- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?

- Итак, давайте вернемся к притче, какой вопрос был поставлен? Так для чего же созданы иконы?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

- Как надо относиться к иконе?

Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение

1. На сегодняшнем уроке я узнал …

2. После урока мне захотелось …

3. На этом уроке я похвалил бы себя за

Святыня, спутник жизни

Отвечают на вопросы
 


Слайд

На сегодняшнем уроке я узнал …

После урока мне захотелось …

На этом уроке я похвалил бы себя за…

 

VI Домашнее задание

1) - Что ты расскажешь дома о сегодняшнем уроке?

- Как ты объяснишь различия между иконой и картиной?

2) Приготовить сообщение об иконе, которая есть у вас дома.

Слайд


 

 


 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.