Урок биологии по теме «Многообразие биоценозов» (9 класс)
Волгоградская область Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф.Слипченко» «Многообразие биоценозов» разработка урока (технологическая карта)
Волгоград 2021 г. |
Предмет: биология
Класс: 9
Базовый учебник: Биология: 9 класс: учебник/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова под ред. И.Н.Пономаревой.- 8-е изд. перераб. –М.: Вентана- Граф, 2019.-270 с.
Тема урока: «Многообразие экосистем»
Деятельностная цель: при изучении учебного материала о многообразии экосистем (биоценозов), формировать познавательные универсальные учебные действия.
Предметно - дидактическая цель: расширить и углубить систему знаний о многообразии экосистем, за счет включения информации о разнообразных видах экосистем.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Давать определение понятиям «экосистема», «биоценоз», «гидроэкосистема», «эвтрофикация», «агроэкосистема»; различать разновидности и особенности экосистем, приводить примеры приводить конкретные примеры природных и искусственных экосистем, выделать сравнительные характеристики биоценоза и агроценоза, называть причины неустойчивости агробиоценозов.
Метапредметные:
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные:
Осознание бережного отношения к природе на основании знаний влиянии экологических факторов на состояние экосистем, выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: урок комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, использование ИКТ
Обеспечение урока:
Учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, презентация.
Литература:
Биология: 9 класс: учебник/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова под ред. И.Н.Пономаревой.
Рабочая тетрадь к учебнику И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные: настрой на продуктивную деятельность на уроке | ||||||
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос. Что такое глобальная экосистема? Почему это термин имеет такое название? Дайте определение понятия биоценоз? Чем он отличается от биогеоценоза? Какие факторы влияют на биоценозы? Назовите основные причины смены биоценозов. Чем обеспечивается устойчивость сообщества? ***Некоторым обучающимся в период фронтального опроса предлагаются карточки-задания: Составьте из предложенного перечня живых организмов цепь питания, определите тип цепи питания, дайте объяснения. Дождевой червь, листовой опад, крот, кузнечик, клевер, сокол, лисица, еж, бактерии гниения. Почему дубраву считают биогеоценозом. Ответ поясните? | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Применяют знания для выполнения заданий. | Познавательные УУД: развивают навык анализа информации, учатся строить высказывания, устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга. | ||||||
Этап. Создание проблемной ситуации (2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. На предыдущем уроке мы познакомились с понятием биоценоз, взаимосвязью компонентов биоценоза, факторами, влияющими на развитие экосистемы. Как вы думаете, каким образом можно представить все видовое разнообразие с точки зрения структуры и вида экосистем? Можем ли мы говорить, что процессы (закономерности) в различных экосистемах протекают одинаково? Почему? (не знают виды и типы экосистем, чтобы понять, каким образом можно показать эти отличия или сходства). Сформулируйте тему нашего урока. | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание), формулируют тему урока. | Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения. Познавательные УУД: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы. | ||||||
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей (узнать какие экосистемы существуют, выделить особенности видов биогеоценозов, каковы отличительные особенности различных экосистем). | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться. | Познавательные УУД: учатся строить высказывания; учатся анализировать. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливать пути решения проблемы. | ||||||
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить виды экосистем? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания) - Составьте план нашей дальнейшей работы - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. | Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, учатся выражать свои мысли. Регулятивные: Выдвигают версии и решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы. | ||||||
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Предлагает учащимся задание, организует работу в парах. Какие группы экосистем можно выделить. Познакомьтесь с информацией учебника, сделайте схему классификаций экосистем.
ЭКОСИСТЕМА НАЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ Древесные 1. Морские Травянистые 2. Пресноводные Организует беседу по результатам выполнения задания. Какой признак положен в основу классификации? Какие особенности отдельных экосистем можно выделить? Какие экологические факторы могут влиять на формирование этих особенностей. Предложите еще один из вариантов классификации биоценозов. БИОЦЕНОЗЫ ПРИРОДНЫЕ (естественные) КУЛЬТУРНЫЕ (искусственные) Сообщает, что работа выполнена, верно. Предлагает сформулировать определение искусственным и естественным биоценозам. Организует работу с текстом Прочтите текст в учебнике, определите критерии сравнения самостоятельно. Заполните таблицу:
(направление действия отбора, круговорот основных питательных элементов, видовое разнообразие и устойчивость, способность к саморегуляции, продуктивность). Организует подводящую беседу. Какие критерии мы можем выделить? На что необходимо обратить внимание при определении критериев? Подводит к общему выводу сравнительной характеристики | Выполняют задание, распределяют в группах (по 4-5 чел.) Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами одноклассников. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Записывают особенности экосистем. Формулируют определение. Находят определение в учебнике и сравнивают с тем, которое они дали. Читают текст, самостоятельно определяют критерии сравнения, обсуждают в группе (парах). Анализируют таблицу, высказывают мнение о выделенных критериях. Делают общий вывод | Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию, строят логические рассуждения. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре), формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении. | ||||||
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует выполнение задания, беседу Назовите главные определяющие факторы водных и наземных биогеоценозов. Укажите основное различие между естественными и культурными биогеоценозами Почему вы выделили именно это различие? Организует выполнение индивидуального задания и последующую взаимопроверку по ключу: Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что (выберите три правильных ответа): А) Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара. Б) Волки ограничивают рост кабанов. В) Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев. Г) Численность белок зависит от урожая семян ели. Д) Популяция кабанов полностью уничтожается волками. Е) Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей Основу стабильного существования биосферы обеспечивает А) наличие в ней хищников Б) применение на полях высокой агротехники В) создание заповедных территорий Г) биологический круговорот веществ Что характеризует биоценоз заливного луга? (выберите три правильных ответа) А) верхний ярус продуцентов образуют древесные растения Б) солнечная энергия потребляется травянистыми растениями В) консументы I порядка – насекомые и грызуны Г) недостаток света является ограничивающим фактором Д) звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ Е) отсутствуют редуценты В водной экосистеме, по сравнению с наземной (выберите три правильных ответа): А) стабильный тепловой режим Б) низкая плотность среды В) пониженное содержание кислорода Г) высокое содержание кислорода Д) резкие колебания теплового режима Е) низкая прозрачность среды Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в смешанном лесу (выберите три правильных ответа): А) Более плодородная почва. Б) Больше видов. В) Более длинные и разветвленные цепи питания. Г) Есть продуценты, консументы и редуценты. Д) Замкнутый круговорот веществ. Е) Сложная пищевая цепь. | Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по ключу. | Познавательные УУД учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. | ||||||
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог - Обратите внимание на наши записи! Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план. - Всё мы выполнили? Можем мы сейчас ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока? Какие группы и виды экосистем мы можем сейчас назвать? Почему, таким образом, выделили эти группы? По каким признакам мы можем отличить природную экосистему от искусственной? Как оцените свою работу? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Решают проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | Познавательные УУД: учатся находить и использовать нужную информацию. учатся строить высказывания; учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. | ||||||
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: Прочитать п.56, ответьте устно на вопросы 1-4 стр. 245 Выполнение мини-проекта по теме «Изучение эвтрофикации пресноводных водоемов Волгоградской области» (долгосрочный). | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные УУД: ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |