Урок-практикум по экологии в 9–10 классе «Геоботаническое пписание лесных фитоценозов»

0
0
Материал опубликован 18 December 2017 в группе

 Практикум по экологии

Цель работы: усвоить методику геоботанических описаний лесных фитоценозов.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН

Форма – групповая

Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.

Материалы и оборудование: моток веревки 80 м, рулетка, ли­нейка, бланк описания, высотомер, мерная вилка, линейка, сеточка Раменского

Закладка пробной площади. Место закладки пробной площади выбирается таким образом, чтобы все ее части были однородными по условиям местопроизрастания и составу растительности. Размер и форма пробных площадей определяются характером изучаемых со­обществ. Для описания лесных сообществ обычно закладывается пробная площадь от 400 до 1000 м2, луговых сообществ - 100 м2. Форма пробной площади обычно квадратная, но в зависимости от це­лей исследования может быть иная.

Характеристика местообитания растительного сообщества со­ставляется по следующему плану

Географическое положение. Указываются область, район, насе­ленный пункт, квартал, выдел, можно сделать привязку к дорогам, тропам и т.д.

Общий характер рельефа. Отмечают макро-, мезо- и микро­рельеф. Макрорельеф - это крупные формы рельефа с горизонталь­ными размерами от 200 м до 10 км и вертикальными от нескольких метров до десятков, сотен метров. Мезорельеф - это средние формы рельефа с вертикальными размерами, измеряемыми метрами. Микро­рельеф - это мелкие формы рельефа с вертикальными размерами до 1 м, представлен кочками, приствольными повышениями деревьев, валежом, обросшими пнями.

Почвенные условия. Выполняется описание и рисунок почвенно­го разреза, отмечается для каждого горизонта мощность, окраску, структуру, механический состав, структуру, плотность, влажность, наличие и характер включений и новообразований, характер перехода в следующий горизонт. Указывается название почвы.

Следы деятельности человека и животных. Указывается их на­ личие и характер.

Описание лесного фитоценоза. Начинается с выявления яру­сов. Ярусность - это вертикальное расчленение фитоценоза. К одному ярусу относятся растения приблизительно одинаковой высоты. Ярусы обычно обозначаются римскими цифрами в порядке их расположе­ния. Первым считается самый верхний ярус. В лесном сообществе обычно выделяют четыре яруса: I - древесный (древцстой); II - кус­тарниковый (подлесок); III - травяно-кустарничковый; IV - мохово­лишайниковый. Травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы образуют живой напочвенный покров

Описание древесного яруса включает следующие характеристики.

Состав древостоя - это степень участия каждой породы в дре­востое. Он выражается формулой древостоя. Для ее составления на пробной площади пересчитывается количество деревьев разных пород. Исходя из общего числа стволов всех пород высчитывается участие каждой породы в долях от 10. В формуле каждую породу обозначают заглавной первой буквой (иногда первыми двумя буквами) из ее родо­вого названия. Относительную долю участия породы в древостое вы­ражают цифровым индексом (например, 8Е1С10с). Если количество стволов какой-то породы составляет от 0,2 до 0,5 от общего количест­ва стволов, то в формуле ее обозначают знаком «+»; если менее 0,2, то «ед.» (единично).

Характер древостоя может быть чистым, если сложен деревья­ми одного вида, и смешанным - деревьями нескольких видов.

Структура древостоя может быть простой, когда он сложен деревьями примерно одинаковой высоты, и сложной, когда образован деревьями разной высоты. Если разница в высоте 25 % и более, дре­весный ярус разделяют на подъярусы.

Диаметр стволов определяется у всех деревьев на пробной площади на высоте 1,3 м мерной вилкой.

Высота деревьев определяется с помощью высотомеров в пяти­кратной повторности.

Возраст древостоя определяется путем подсчета количества годичных колец на кернах, которые берут с помощью возрастного бу­рава в области шейки корня дерева.

Бонитет древостоя - это показатель степени развития и роста древостоя. Существуют следующие классы бонитета: 1а, I, И, III, IV, V, Vа, Vб. Класс бонитета устанавливают по специальным бонитиро- вочным шкалам. Для определения класса бонитета необходимо знать среднюю высоту и возраст древостоя.

Сухостой - это засохшие на корню деревья.

Фаутность - это различные случаи уродств и повреждения де­ревьев вредителями и болезнями. Выявляют количество фаутных де­ревьев, указывают характер повреждений (суховершинность, искрив­ление ствола, двухвершинность, поражение хвои и т.д.).

Сомкнутость крон - это площадь, занятая кронами деревьев при проецировании их на небо. Определяется обычно в долях от еди­ницы. Ажурность крон во внимание не принимается. Единица - это такая сомкнутость крон, когда просветов между ними нет. На проб­ной площади выполняют 30-50 замеров. По результатам измерений рассчитывают среднюю сомкнутость крон.

Подрост - это молодое поколение древесных пород. Для харак­теристики подроста в пределах пробной площади закладывают 5 учетных площадок 2 х 10 м. На каждой площадке осуществляют пе­речет подроста по породам, категориям высоты (мелкий - до 0,5 м, средний - 0,6-1,5 м, крупный - выше 1,5 м), категориям санитарного состояния (Бб - благонадежный безукоризненный, Бд - благонадеж­ный дефектный, Сом - сомнительный, Неб - неблагонадежный, Сух - сухой). Определяется возраст для хвойных пород и характер распре­деления по пробной площади.

Описание кустарникового яруса выполняют на тех же учетных площадках, которые были заложены для учета подроста. При его ха­рактеристике определяют видовой состав, численность для каждого вида, высоту, жизненное состояние (хорошее, среднее, низкое), про­исхождение (семенное, вегетативное), характер распределения по I пробной площади.

При характеристике травяно-кустарничкового яруса опреде­ляют проективное покрытие - это площадь, занятая проекциями надземных частей растений. Его определяют с помощью сеточки Ра­менского, квадрата-сетки или глазомерно. Площадки для определе­ния проективного покрытия закладывают систематическим путем в 30-50-кратной повторности. Затем рассчитывают среднее значение.

Высоту яруса измеряют в 15-20-кратной повторности. Если ярус образован растениями, значительно различающимися по высоте, то выделяют подъярусы. Для каждого из них определяют высоту и проективное покрытие.

Затем выявляют видовой состав яруса и указывают для каждого вида обилие, жизненность, фенофазу.

Обилие - это степень участия вида в сложении сообщества. Оп­ределяется разными способами, часто используется шкала О. Друде (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Шкала О. Друде для оценки обилия растений живого напочвенного покрова

Наименование ступени обилия

Характеристика обилия растений

Среднее расстояние между особями, см

Соаа1ез (кос)

Встречаются массово, особи смы­каются своими надземными частями

Сплошной покров

Сорюзае

Сорю5ае3 (сорз) Сорю$ае2 (сорг) Сорюкае] (сорО

Встречаются в очень большом или большом количестве, однако над­земные части их не смыкаются. Подразделяются на: очень обильные обильные

довольно обильные

До 20 20-40 40-400

Зрагкае (зр)

Встречаются в небольшом количе­стве, рассеянно

100-150

ЗоШапае (зо1)

Встречаются редко

Болёе 150

1Шсит (ип)

Одно на пробной площади

Единично

Жизненность - это состояние вида в составе сообщества. Жиз­ненность цветковых растений определяют по трехбалльной шкале:

растения нормально цветут, плодоносят, в популяции есть особи всех возрастных групп, взрослые особи достигают нормальных для вида размеров;

растения угнетены, что выражается в меньших размерах взрослых особей, возможно семенное возобновление;

растения сильно угнетены, наблюдаются значительные откло­нения в морфологическом облике, семенное возобновление отсутствует.

Фенофаза определяется по шкале В.В. Алехина (табл. 1,3).

Таблица 1.3. Фенологические фазы растений

 

Фенофаза

Условное обозначение

Вегетация до цветения

Бутонизация

Л

Зацветание (появление первых цветков)

3

Полное цветение

О

Отцветание

с

Созревание семян (плодов)

+

Рассеивание семян (плодов)

#

Вегетация после цветения

~

 

 

При характеристике мохово-лишайникового яруса определяют проективное покрытие, высоту, видовой состав с указанием для каж­дого вида обилия и характера распределения по пробной площади.

После описания всех ярусов дается характеристика внеярусной растительности. Определяют видовой состав мхов и лишайни­ков, произрастающих на стволах и ветвях деревьев.

После описания фитоценоза устанавливают название ассоциа­ции и типа леса. Ассоциация - это тип фитоценоза. К одной ассоциа­ции относят фитоценозы, сходные по флористическому составу и структуре, сезонной и разногодичной динамике и по условиям суще­ствования. В фитоценозах одной ассоциации совпадают виды, доми­нирующие в каждом ярусе, их количественное соотношение, жизнен­ность й набор сопутствующих видов

Далее приведен бланк описания лесного фитоценоза

ОПИСАНИЕ ЛЕСНОГО ФИТОЦЕНОЗА

Дата

Географическое положение_

Рельеф

Макрорельеф………………

Мезорельеф………………….

Микрорельеф……………. …………………….. ,

Почва, условия увлажнения ,……………………………………

Следы деятельности человека и животных………………….

Ярусы сообщества…………………………………

Древесный ярус

Состав древостоя

Структура древостоя

Диаметр стволов

Высота деревьев

Возраст древостоя

Сухостой

Фаутность

Сомкнутость крон

Характеристика подроста

Вид растений

Высота, м

Численность,

шт./га

Возраст, лет

Жизненное

состояние

         

Вид растений

Высота, м

Численность,

шт./га

Происхождение

Жизненное

состояние

         

Характеристика травяно-кустарничкового яруса

Высота

Проективное покрытие

Деление на подъярусы

Вид растений

Обилие

Жизненное состояние

Фенофаза

       

Характеристика мохово-лишайникового яруса

Высота

Проективное покрытие

Вид растений

Обилие

   

Внеярусная растительность

Название ассоциации

Картографирование лесных фитоценозов

 

 

 

Растительные сообщества

 

 

 

Фитоценоз тайги

 

 

Ресурсы:

«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации