Урок-практикум по экологии в 9–10 классе «Ярусная структура лесного биоценоза»
Цель работы: изучить ярусную структуру лесного фитоценоза
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Материалы и оборудование: бланк геоботанического описания, моток веревки 80 м, рулетка, высотомер, мерная вилка, линейка, сеточка Раменского
Закладывают временную таксационную пробную площадь. В ее пределах для изучения напочвенного покрова закладывают 20 учетных площадок 1 х 1 м. Учетные площадки располагают равномерно по пробной площади. Для каждого вида определяют проективное покрытие и обилие. В камеральных условиях рассчитывают средние значения проективного покрытия, обилия, встречаемости для каждого вида травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового ярусов.
Строят вертикальную проекцию изучаемого участка лесной эко- г системы, учитывая среднюю высоту растений каждого яруса и подъяруса (рис. 1.1).
Дают характеристику изученного фитоценоза по следующим признакам:
1.Видовая насыщенность показывает количество видов, встречающееся в данном фитоценозе на единице площади.
2.Ярусность - размещение надземных органов растений на разных высотах относительно поверхности земли.
3.Проективное покрытие определяет степень сомкнутости растительного покрова, ярусов в сообществе или отдельных видов растений. Проективное покрытие рассчитывается как отношение проекций надземных частей растений к общей площади, на которой определяется проективное покрытие. За единицу принимается полное покрытие площади частями растений. Если на 1 м2 непокрытая поверхность составляет 0,1 м2, то общее покрытие растениями 0,9. Если проекции надземных частей растений занимают 1/2 площади учетного квадрата, то покрытие 0,5. Проективное покрытие в лесном фитоценозе древесными породами первого яруса называется сомкнутостью крон.
4.Встречаемость показывает количественное распределение видов в сообществе. Определяется числом площадок (в процентах), на которых встречается вид. Встречаемость в сочетании с обилием и покрытием отражает равномерность распределения вида в сообществе.
Условные обозначения; дуб черешчатый, ландыш майский, лещина обыкновенная , подмаренник душистый.
Ярусность леса.
Этажи леса
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html