Урок по теме «Параллельность прямых»
Параллельность прямых
Цель урока: Создать условия для изучения признаков параллельности двух прямых, связанных с накрест лежащими, односторонними и соответственными углами, и демонстрации их применения при решении задач.
Задачи:
- обучающие: повторить понятия смежных и вертикальных углов и их свойства; ввести понятие накрест лежащих, соответственных и односторонних углов при прямых и секущей, рассмотреть признаки параллельности двух прямых; научить учащихся решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых;
-развивающие: развивать умение работать самостоятельно, используя учебник и ЭОР; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли, умение работать с тестами, развивать образное и логическое мышление;
-воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, такие черты характера, как волю и настойчивость, необходимые при достижении конечного результата.
Организационный момент. Проверить готовность детей к уроку, сформулировать цели урока.
Активизация знаний учащихся. Разделить класс на две группы, согласно способностям учащихся.
Первая группа работает с учителем, вторая получает индивидуальное задание для выполнения работы у доски и на местах.
Индивидуальная работа для второй группы.
Карточка №1. Решить задачу: Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если сумма двух из них равна 114º.
Карточка №2. Решить задачу: Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если сумма трех углов равна 220º
Карточка №3. 1. Решить задачу №62 из учебника.
2. Заполнить пропуски в определениях:
а) Два угла, у которых………………………., а две другие………………
……………………………. называются смежными.
б) Два угла называются вертикальными, если……………………………
………………………………………………………………………………..
Работа для первой группы:
Вопросы для опроса по теории: определение смежных и вертикальных углов, свойства смежных и вертикальных углов.
Фронтальная работа:
а) назвать пары вертикальных углов;
б) назвать пары смежных углов;
в) назвать смежные и вертикальные углы для углов 1, 2, 3,4
г) решить задачу: найти угол 2,3,4, если угол 1 равен 120º.
Изучение нового материала.
При фронтальной беседе с учащимися рассмотреть вопрос о взаимном расположении прямых на плоскости, затем акцентировать их внимание на случае с параллельными прямыми. После этого записать тему урока, начертить в тетрадях рисунок параллельных прямых.
Для выяснения вопроса о параллельности двух прямых нужно рассматривать три прямые и группы углов.
Работа с учебником стр.55. Учащиеся получают задание:
Рассмотреть виды углов, образованных при пересечении двух прямых третьей и выполнить практическое задание, работая в парах. Приложение 2 ( Cм. слайд 2)
Задание: Определить пары:
а) накрест лежащих углов, образованных при пересечении прямых a и b и секущей с;
б) соответственных углов, образованных при пересечении прямых c и b и секущей a;
в) односторонних углов, образованных при пересечении прямых c и а и секущей b.
Самопроверка по образцу: проверить правильность выполнения задания, для этого сверить свои ответы, с ответами, записанными на доске.
Рассмотреть признаки параллельности двух прямых.
При изучении признаков параллельности двух прямых учащиеся работают самостоятельно на компьютерах с ЭОР.
Задание:
Изучить первый признак параллельности двух прямых. Для этого необходимо пройти по ссылке №1 http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html
Примечание. Данный информационный модуль представляет собой анимированный ролик со звуком, состоит из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст. Видеоряд может быть увеличен на весь экран (щелчок мышкой по пиктограмме «лупа с плюсом»). В этом режиме видеоряд проигрывается без сопровождающего текста. В любом режиме воспроизведения учащийся может включить/выключить звуковое сопровождение видеоряда (щелчок мышкой по пиктограмме «громкоговоритель»). Содержание данного модуля знакомит учащихся с первым признаком параллельности прямых и его доказательством.
Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, изучить, выполнить краткий конспект в тетради.
После изучения первого признака параллельности прямых учащиеся получают задание: самостоятельно доказать второй и третий признаки параллельности прямых (работа в парах).
Для проверки правильности выполненного доказательства учащимся необходимо пройти: а) по ссылке №2
http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html
Примечание. Содержание данного модуля знакомит учащихся со вторым признаком параллельности прямых и его доказательством.
Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, проверить правильность выполненного задания.
б) по ссылке №3 http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html
Примечание. Содержание данного модуля знакомит учащихся с третьим признаком параллельности прямых и его доказательством.
Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, проверить правильность выполненного задания.
Закрепление нового материала.
1)Решить задачи по готовым чертежам (задачи 1-3 решить устно, задачу 5 письменно в тетради) Приложение 3.(См. слайд 3,4)
2)Решить задачу с выбором ответа, для этого необходимо перейти по ссылке №4: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66370583-c063-4152-87d7-687f7bf6f936/%5BG79_7-03-01-026-0193%5D_%5BQS_AK%5D.html
3) Работа с практическим модулем. Решить задачи и заполнить пропуски в задании, используя клавиатуру. Для этого необходимо пройти по ссылке №5:http://fcior.edu.ru/card/9294/priznaki-parallelnyh-pryamyh-p1.html
Примечание. Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для закрепления усвоения определений углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, и признаков параллельности прямых. При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, решить.
Рефлексия. Выполнить тест, записав номера правильных ответов в тетради. Приложение 4. (См. слайд 5,6)
Проверить тест. Приложение 5. (См. слайд 7)
Подведение итогов.
Домашнее задание. §24, 25, ответить на вопросы 1-5; решить задачи №186,187
Приложение к плану-конспекту урока
«Признаки параллельности прямых»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru | информационный | модель | http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html |
2 | Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru | информационный | модель | http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html |
3. | Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru | информационный | модель | http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html |
4. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). | практический | Задача с выбором ответа | |
5. | Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru | практический | Задачи с кратким ответом | http://fcior.edu.ru/card/9294/priznaki-parallelnyh-pryamyh-p1.html |
Приложение 1. Слайд 1. Приложение 2. Слайд 2.
Приложение 3. Слайд 3,4
Приложение 4. Слайд 5, 6
Приложение 5. Слайд 7