Разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие животных» (3 класс)

6
2
Материал опубликован 9 July 2020 в группе


Презентация к уроку "Разнообразие животных"
PPT / 3.83 Мб

Мицик Марина Анатольевна – учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза, Почётного гражданина Новгорода И.А. Каберова».

 

Тема урока: Разнообразие животных

(программа курса «Окружающий мир» «Перспектива», 3 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.) Материал урока может быть использован для изучения данной темы по любой программе начальной школы.

Цель:

- предметная: научиться сравнивать группы животных на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию.

- метапредметная:

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным критериям;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной).

 

Этапы урока:

 

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Организация начала занятия.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

(на партах разложен дидактический материал к уроку: разрезные карточки для сбора мозаики, таблица для заполнения по теме урока, печатный материал для заполнения таблицы).

Прозвенел уже звонок –

Время начинать урок.

И пусть покажет третий класс

Свои способности сейчас.

(Проверяют наличие на парте необходимого учебного материала).

2. Актуализация знаний.

Учитель открывает презентацию.

Слайд № 1.

На слайде записаны слова: Растения, наземная, микология, водная, грибы, корень, стебель, наземно-воздушная, животные, лист, микробиология, почвенная, бактерии, ботаника, плод, цветок, зоология.

- На сколько групп можно распределить эти слова?

- У вас на партах лежат карточки со словами. Выйдите с этими карточками к доске и сформируйте группы.

 

 

(Читают слова).

 

 

 

 

 

- На 4 группы.

(Выходят к доске, обсуждают, объединяются в 4 группы).

Слайд № 2.

(Проверка правильности распределения слов по группам).

 

 

 

 

- У вас получились такие группы. А как они называются?

 

1 группа: грибы, растения, животные, бактерии.

2 группа: микология, микробиология, ботаника, зоология.

3 группа: корень, стебель, лист, цветок, плод.

4 группа: наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная.

 

- 1 – царство животных, 2 – науки, 3 – органы растения, 4 – среда обитания.

2. Постановка цели и первичное усвоение новых знаний.

Слайд № 3.

- Вспомните, что изучают перечисленные нами науки?

 

- Какая наука занимается изучением растений?

- А изучением животных?

- Чем похожи растения и животные?

 

 

 

- А чем они различаются?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4.

Запись: «Все растения имеют корень, стебель, листья, плоды с семенами».

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

 

 

 

(Во время ответов учащихся на слайде появляются изображения водорослей, мха, папоротника, хвойного растения, цветка)

 

- Итак, вы уже знаете, что учёные распределили растения на группы. Какова цель нашего урока?

 

(Обсуждают в парах. Соединяют название науки и объекты её изучения).

- Грибы – микология, бактерии - микробиология, растения – ботаника, животные – зоология.

- ботаника

- зоология

(обсуждают в группах)

- Растут, дышат, питаются, размножаются, стареют, умирают.

 

(Ответы учащихся):

- Органы животных внутри тела, а органы растения снаружи.

- Рост животных в определенное время прекращается, а растения растут всю жизнь.

- Почти все животные имеют специальные органы движения и могут передвигаться.

- Растения всю жизнь прикреплены к одному месту.

- Животные питаются готовыми органическими веществами, животными, растениями, грибами.

А растения сами образуют органические вещества из углекислого газа и воды под влиянием солнечного света.

 

 

 

- Нет.

У водорослей нет органов.

У мхов есть только стебель и листья.

У папоротников есть корень, стебель, листья.

У хвойных растений есть корень, стебель, листья – хвоинки.

Цветов и плодов нет, вместо них шишки с семенами.

У цветковых растений есть все органы.

 

- Узнать, на какие группы распределили учёные животных.

Цель нашего урока – познакомиться с разнообразием животных и распределить их на группы.

Слайд № 5. Название темы урока «Разнообразие животных».

 

 

- У вас на столах лежат разрезанные листы с изображением животных. Ваша цель – собрать мозаику.

- Теперь внимательно послушайте ученика. А к доске выйдут те дети, у которых собранная картинка животного подходит к услышанному описанию.

 

 

Слайд № 6 (изображения собранных картинок).

- Докажите, почему ваши животные подходят по описанию к данной группе?

(На слайде появляется изображение паука).

- А примите ли вы в эту группу вот это животное?

(Изображение паука на слайде «исчезает»)

- Как же называется эта группа?

(на слайде появляется название «насекомые»)

 

(Работают в парах, оказывают взаимопомощь).

 

Ученик у доски рассказывает:

«Это самая многочисленная группа животных. В их теле различают голову, грудь, брюшко. Все они имеют 6 ног. У большинства 4 крыла. Размножаются, откладывая яйца».

(К доске выходят к доске учащиеся с собранными картинками осы, мухи, муравья, жука.)

 

 

 

 

 

 

(Приводят доказательства).

 

- Нет, так как у него 8 ног, эта группа «пауки».

 

- Насекомые.

 

 

- Итак, мы познакомились с первой группой.

Возьмите листы с таблицей. Запиши в неё название группы и представителей. Характерные признаки вы заполните в конце урока.

 

 

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

 

группа животных

характерные признаки

представители

1. Насекомые.

Есть голова, грудь, брюшко. 6 лап. У большинства 4 крыла. Откладывают яйца.

Муха, оса, муравей, жук (бронзовка)

 

 

 

 

- Со следующей группой вы познакомитесь, посмотрев видеоролик - «В океанариуме»

(Я использовала видеозапись, сделанную при посещении с учащимися Океанариума)

- Выйдите к доске те, у кого животные на картинках подходят к данной группе.

Слайд № 7 (изображения рыб).

- Что общего у ваших представителей?

(На слайде появляется изображение дельфина).

- А примите ли вы в эту группу это животное?

(Изображение дельфина на слайде «исчезает»)

- Как же называется группа?

(на слайде появляется название «Рыбы»)

Давайте вернемся к заполнению таблицы. Сделайте это самостоятельно. (Напоминаю, что характерные признаки пока не заполняем).

 

 

 

 

 

 

 

(Выходят ученики с картинками, на которых изображены плотва, окунь, ерш, осётр)

 

- Тело покрыто чешуёй, есть голова, туловище, хвост, плавники. Размножаются, вымётывая икру.

 

- Нет, они рождают живых детёнышей.

 

 

- Рыбы.

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

 

2. Рыбы.

Есть голова, туловище, хвост, плавники. У большинства чешуя. Живут в воде. Вымётывают икру.

Плотва, окунь, ёрш, осётр.

 

 

 

- А теперь задание такое: внимательно слушайте загадки. К доске выйдут те ребята, чьи животные будут отгадками к загадкам.

1) «По лужку он важно ходит.

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки».

2) «Длинноногий, длинношеий. Длинноклювый, телом серый.

А затылок ярко-красный.

Ходит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек».

3) «Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает».

4) «Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут».

 

Слайд № 8 (появляются изображения перечисленных птиц)

- По каким же общим признакам мы объединяем их в группу?

- К вам в группу просится еще один представитель (на слайде появляется изображение страуса). ПрИмите?

- Как называется эта группа? (на слайде появляется название группы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Выходят к доске учащиеся с изображениями гуся, журавля, курицы, снегиря).

 

 

 

 

- Есть клюв. Тело покрыто перьями. Есть крылья, 2 ноги. Размножаются, откладывая яйца.

 

 

- Да. (Приводят доказательства).

- Птицы.

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы).

 

3. Птицы.

Есть клюв. Есть крылья. Тело покрыто перьями. Есть 2 ноги. Откладывают яйца.

Гусь, курица, журавль, снегирь, страус.

 

 

 

- А теперь птицы помогут нам немного отдохнуть (физкультминутка по слайду №9)

 

Слайд № 9 (анимация с изображением птицы, а ребята повторяют её движения)

 

Слайд № 10.

- Представители следующей группы от вас спрятались за ширму. Узнайте их. А к доске выйдут ребята с изображением этих животных.

- Как же называется эта группа?

- Что общего у представителей этой группы?

(К доске выходят дети с картинками моржа, обезьяны, кенгуру, ёжика. Называют животного, щелчок слайда - раскрывается изображение животного).

 

 

- Млекопитающие.

- Тело покрыто шерстью, есть 4 лапы, рождают живых детенышей и кормят их молоком.

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы).

 

4. Млекопитающие.

Тело у большинства покрыто шерстью. Есть 4 лапы. Хвост. Рождают живых детёнышей и кормят их молоком.

Морж, кенгуру, обезьяна, ёж.

 

 

 

- Мы записали в таблицу 4 группы животных. Осталось несколько картинок на партах. Выйдите с этими картинками к доске. Я предлагаю объединить ваших животных в одну группу. Согласны?

 

- Как же вы тогда распределитесь на группы?

 

-Теперь внимательно послушайте ученика. Ваша задача: узнать, о которой из групп он рассказывает, запомнить отличительный признаки этой группы.

 

 

 

- О какой группе шла речь?

Слайд № 11.

- Как называется эта группа?

 

 

 

 

 

-Нет. У одних тело гладкое, у других чешуйками. Одни вымётывают икру, другие откладывают яйца.

(Обсуждают и объединяются.)

 

 

Ученик:

«Это животные, которые могут жить и на суше, и в воде. В их теле различают голову, туловище, 4 ноги. Некоторые имеют хвост. Кожа голая, часто влажная. Размножаются в воде, выметывая икру. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды».

- Лягушка, жаба, саламандра, тритон.

 

 

- земноводные

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

 

5. Земноводные.

Есть голова, туловище, хвост, 4 ноги. Кожа голая, часто влажная. Вымётывают икру.

Лягушка, жаба, тритон, саламандра.

 

 

 

Слайд № 12.

Картинки с изображением ужа, варана, черепахи, хамелеона.

- И вот, наконец, последняя группа. Кто знает её название?

- Об этой группе вы сами прочитаете по учебнику.

- Какие признаки характерны для этой группы?

 

 

 

 

 

 

 

- Пресмыкающиеся.

 

(Читают текст учебника (работа в парах).

 

(Заполняют 1 и 3 столбики таблицы)

 

6. Пресмыкающиеся.

Есть голова. туловище, хвост. У некоторых нет лап. Кожа сухая, с чешуйками. Откладывают яйца.

Змея (уж), крокодил, варан, хамелеон.

 

 

 

 

3-6. Рефлексия. Самостоятельная работа. Контроль и самопроверка. Подведение итогов.

- Какая была цель урока?

 

- Выполнили мы эту цель?

- С какими группами животных познакомились?

- Познакомиться с разнообразием животных и распределить их на группы.

- Да.

- Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся.

- А теперь вернёмся к вашей таблице. Возьмите маленькие листочки. На них напечатаны признаки каждой группы животных, с которыми вы сегодня познакомились. Ваша цель: прочитать текст на каждом листочке, определить, к какой группе относится это описание, вклеить это описание в соответствующую часть вашей таблицы (столбик № 2 – характерные признаки).

(Читают признаки, вклеивают печатный материал во 2 столбик таблицы).

6. Информация о домашнем задании.

 

- И последнее – для пытливых и любознательных.

Слайд № 13 (изображение пингвина)

- К какой группе животных отнесём?

- Докажите, ведь летать

не может, тело перьями не покрыто.

 

Слайд № 14 ( изображение кита)

- К какой группе животных отнесём?

- А почему? Ведь живет в воде, есть плавники, хвост)

 

Слайд № 15. (изображение утконоса)

- К какой группе животных отнесём?

(Если затрудняются ответить – предложить любознательным самим найти ответ на этот вопрос).

Если вас заинтересовали эти животные, вы можете дополнительно узнать о них из книг по зоологии.

 

Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за вашу работу!

 

 

 

- Птица.

 

 

(Приводят доказательства).

 

 

- Млекопитающее.

 

 

 

- Млекопитающее.

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок, Марина Анатольевна! Обязательно воспользуюсь. Посмотрите мои публикации на эту же тему: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/fragment_uroka_okruzhayushego_mira_raznoobrazie_zhivo_134748.html, https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/interaktivnoe_uprazhnenie_gruppi_zhivotnih_3_klas_202323.html и другие.

9 July 2020

Огромное спасибо за Ваш комментарий. Обязательно посмотрю Ваши материалы.

13 July 2020