Урок математики в 6 классе на тему «Сравнение десятичных дробей»
Урок по теме «Сравнение десятичных дробей»
Сценарий урока:
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Актуализация ЗУН: математический кроссворд.
Основная часть:
1) Игра «Молчанка»
2) Работа в группах
3) «Математическая раскраска»
4) Физминутка
5) Изображение дес. дробей на коорд. прямой
6) Сравнение десятичных дробей
7) Математический диктант
4. Домашнее задание
5. Подведение итогов, рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их! Все ли готовы к уроку? Вы готовы начать работу?
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Поэтому, ребята, сегодня на уроке вы сами попробуете поработать с десятичными дробями.
Запишите в тетради число, классная работа. А в своём оценочном листе подпишите свою фамилию.
2. Актуализация знаний.
Перед тем, как сформулировать тему нашего урока, проведём разминку. Предлагаю вам разгадать кроссворд.
Вопросы:
1.Разновидность дроби, для записи которой используют запятую.
2.Число, состоящее из одной или нескольких частей единицы.
3.Операция деления числителя и знаменателя дроби на одно и то же число, отличное от 1.
4.Вторая степень числа.
5.Разновидность дроби, для записи которой используют дробную черту.
6.Одна сотая часть какой-либо величины.
7.Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
8.Сумма длин всех сторон многоугольника.
9.Какое арифметическое действие заменяет дробная черта?
Итак, ребята, вы разгадали кроссворд и видите ключевое слово в нем. Кто скажет, что мы будем делать сегодня на уроке?
3. Основная часть.
Тема сегодняшнего урока: «Сравнение десятичных дробей». Ребята, назовите страну, в которой мы живем. А чем знаменателен этот год в нашей стране? (год экологии)
А кто из вас может сказать, что такое экология? (экология – это наука, которая учит защищать и охранять природу)
Сегодня на уроке у вас будет возможность узнать главные проблемы экологии и пути их решения. Но для этого вам придется выполнить задания на сравнение десятичных дробей.
Игра «Молчанка»
Итак, для начала предлагаю вам поиграть в молчанку. Приготовьте сигнальные карточки (карточки красного и зеленого цветов). Каждому неравенству на экране соответствует какая-то буква алфавита. Если вы видите верное неравенство, поднимите зеленую карточку и запишите в тетради соответствующую ему букву. Если же неравенство не верно, вам надо поднять красную карточку и ничего записывать не надо. Все поняли задание? Молодцы, тогда начнем!
4,30 > 4,3 (а)
0,6 =0,06 (б)
50,6 > 5,06 (о)
7,399 < 7,4 (т)
19 < 19,0 (в)
0,0091 < 0,01 (х)
4,199 > 4,2 (л)
0,02 > 0,0045 (о)
0,5 > 0,15 (д)
4,30 = 4,3 (ы)
Кто желает записать на доске слово, которое у вас получилось? Верно, это «отходы»! Как вы понимаете это слово? Кто может рассказать нам про отходы в окружающем мире?
Сообщение «Отходы»
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами влияет на человека через воздух, воду, пищу растительного происхождения, выросшей на отравленной мусором почве. Человечеством изобретены соединения, которые не разлагаются. К ним относятся различные упаковочные материалы, емкости для хранения жидкостей, резина, лавсан, синтетические полимеры, моющие средства, красители. Все они выделяют вредные для окружающей среды и людей вещества. С 1 января 2017 года вступили в силу достаточно жёсткие правила по вторичной переработке, хранению, захоронению или утилизации твёрдых бытовых отходов. В соответствии с этим началось строительство современных высокотехнологичных заводов по переработке твёрдых бытовых отходов.
Занести результат своей работы в лист самооценки.
Работа в группах.
А теперь, ребята, класс поделен на 2 группы. 1 группа – 1 вариант, 2 группа – 2 вариант. На экране записаны десятичные дроби для каждой группы. Каждой дроби соответствует буква. Задание для 1 группы учащихся – расположить десятичные дроби в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? Верно, от меньшего числа к большему. Задание для 2 группы учащихся – расположить десятичные дроби в порядке убывания. Что значит в порядке убывания? Верно, от большего числа к меньшему.
1 группа: 22,86 (ё); 23,2 (ы); 22,68 (д); 21,89 (в); 21,9 (о); 23,15 (м); 22,7 (о). (водоёмы)
2 группа: 22,86 (в); 23,2 (ж); 22,68 (т); 21,89 (ы); 21,9 (н); 23,15 (и); 22,7 (о); 0 (е). (животные)
А теперь посмотрите, какое слово у вас получилось?
1 группа? Верно, «водоёмы». Кто хочет на доске записать в нужном порядке свои дроби?
2 группа? Верно, «животные». Кто желает записать на доске?
Ребята, все согласны с такими результатами?
Итак, что вы можете рассказать про наши водоёмы и про наших животных?
Сообщение «Водоёмы»
Ещё одно из ключевых направлений – это вопросы, связанные с нашим водным хозяйством. Речь идёт об озёрах, реках, водоёмах, речь идёт, конечно, и о строительстве очистных сооружений, которые должны быть построены для того, чтобы наши водные ресурсы не впитывали загрязнения, которые сегодня попадают в них через стоки и так далее.
Особый подраздел в этом плане мероприятий касается нашего озера Байкал. Это важнейшая наша кладовая чистой воды, которой мы очень гордимся. Поэтому по озеру Байкал есть отдельная программа, которая и реализовывается в 2017 году.
Сообщение «Животные»
Животный мир находится под серьезной угрозой. Поэтому ещё одним очень важным направлением является, безусловно, сохранение очень редких краснокнижных видов животных. И здесь у нас уже есть хороший опыт по воспроизводству и сохранению популяции нашего дальневосточного леопарда, амурского тигра, ряда других краснокнижных животных. Планируется в этом году и в следующем активизировать работу по переднеазиатскому леопарду, ряду других животных. Впервые, может быть, не только в Российской Федерации, но и вообще в мире будет выпуск переднеазиатского леопарда в дикую природу.
Занести результат своей работы в лист самооценки.
3. Работа в парах «Математическая раскраска»
Итак, ребята, приготовьте цветные карандаши. У каждого на парте лежит картинка, которую надо раскрасить. Но чтобы верно выбрать цвет, необходимо выполнить следующее задание.
Какую цифру можно поставить вместо *, чтобы неравенство было верным? Перечислить все варианты.
1) 56,378<56,3*9 (7,8,9)
2) 0,1302>0,1*9 (0,1,2)
3) 0,488<0,4*8 (9)
4) 1*,93<11,93 (0)
5) 3,07<3,0* (8,9)
6) 6,*9<6,38 (0,1,2)
У доски записать все ответы. Затем открыть слайд с цветами.
«0,1,2» - зеленый; светло-зеленый.
«7,8,9» - коричневый;
«9» - желтый;
«0» - голубой;
«8,9» - серый;
Кто желает показать нам свою картинку? Что на ней изображено? Верно, это лес!
Сообщение «Лес»
Тысячелетия назад огромная часть поверхности Земли была покрыта лесами. Леса являются местами обитания многих животных, это самые настоящие кладовые биологического разнообразия. Они участвуют в создании благоприятного для сельскохозяйственных растений микроклимата.
Не только пожары являются виновниками выбывания наших лесов, но это и незаконные рубки. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. Поэтому лесовосстановление тоже является очень важной проблемой этого года.
Занести результат своей работы в лист самооценки.
4. Физминутка.
А сейчас, ребята, давайте устроим перерыв. Отложите ручки. Давайте напишем носом цифры от 0 до 9.
Молодцы! Передохнули, продолжим. Хочу напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка сделает фигуру стройной и придаст человеку бодрость, уверенность в себе! Давайте примем правильную осанку и продолжим работу.
5. Давайте с вами вспомним, как изобразить десятичные дроби на координатной прямой.
На территории России более 2 млн. озер. Давайте изобразим глубину нескольких из них точками на координатной прямой. Названия точкам зададим по первой букве из названия водоема. Итак, данные представлены в таблице:
№ |
Название озера |
Глубина (км) |
1 |
Каспийское море |
1,0 |
2 |
Байкал |
1,6 |
3 |
Ладожское озеро |
0,2 |
4 |
Онежское озеро |
0,1 |
5 |
Хантайское озеро |
0,4 |
А какой единичный отрезок вы приняли? Итак, кто желает выполнить данное задание на доске? Какое из данных озер самое глубокое?
Занести результат своей работы в лист самооценки.
6. Сравнение десятичных дробей.
Сравнить десятичные дроби, объяснить свое решение.
7,604 и 7,64; 19,95 и 19,59; 3,01 и 2,99; 0,01 и 0,001; 3 м 2 см и 3,2 м.
Занести результат своей работы в лист самооценки.
7. Математический диктант.
Запишите большее из чисел:
1. Сто целых шесть тысячных и сто одна целая пять десятых.
2. Ноль целых три сотых и ноль целых три тысячных.
Запишите меньшее из чисел:
3. Одна целая двенадцать сотых и ноль целых двенадцать сотых.
4. Две целых семь десятых и две целых девять тысячных.
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
5. Две тонны восемь килограммов равны двум целым восьми десятым тонны.
6. Пять целых шесть десятых дециметра меньше шестидесяти сантиметров.
7. Двойное неравенство 4,5 < x < 4,8 верно при «икс», равном четырем целым шести десятым.
8. Число ноль целых восемнадцать сотых на координатном луче расположено между нулем целых одной десятой и нулем целых двумя десятыми.
Посмотрите, какие должны были получиться ответы (вывести на экран). Поднимите зеленую карточку те, у кого нет ни единой ошибки? Молодцы, ребята, отлично (поставить «5»)
Занести результат своей работы в лист самооценки.
4. Домашнее задание.
А теперь, ребята, запишите домашнее задание:
Стр. 71: № 5, № 6, № 7, мини-сочинение «Где мне это пригодится» о том, где вам в жизни может понадобиться умение сравнивать десятичные дроби.
5. Подведение итогов, рефлексия.
Итак, ребята, теперь вы знаете немного об экологии в нашей стране. В течение всего урока вы заполняли листы самооценки. Посмотрите на свой результат и выставите себе оценку за урок.
Ребята, вы все сегодня очень старались, молодцы! На память хочется подарить вам небольшой подарок – закладка с математическими ребусами.
Урок окончен, попрощайтесь с нашими гостями. Уходя, не забудьте сдать свои листы самооценки. До свидания!