Урок математики в 5 классе на тему «Деление десятичных дробей»

7
0
Материал опубликован 21 February 2018 в группе

Раздел: Десятичные дроби и действия над ними

ГУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Дата:

Учитель: Раздайбеда Сергей Михайлович

Класс: 5

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Деление десятичных дробей

Цели обучения, (ссылка на программу)

Научить выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь

Цели урока

ввести правило деления на десятичную дробь;

закрепить знания, умения и навыки по его применению

Критерии оценивания

Знание и понимание: знает правило деления десятичной дроби на десятичную дробь,

Применение: применяет данное правило на практике.

Языковые цели

Развивать культуру математической речи:

Лексика и терминология, специфичная для предмета

Десятичная дробь, делимое, делитель, частное, разряд, деление, правило, десятичные знаки, натуральное число…

Серия полезных фраз для диалога/письма: чтобы разделить на десятичную дробь…, свести к делению на натуральное число…, перенести запятую влево/вправо на …, отличного от нуля…, в частном получается число…, …

Привитие ценностей

Развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, уважение, сотрудничество, открытость, умение работать в коллективе, умение слушать собеседника, уважать мнение других.

Воспитательные цели

Формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради.

Межпредметная связь

Межпредметная связь реализуется через объединение в одном задании знаний из различных учебных дисциплин (геометрия, физика, география)

Использование ИКТ

Развитие навыков использования интерактивной доски, Интернет- ресурсов, ноутбуков

Предварительные знания

Правила сложения, вычитания и умножения десятичных дробей. Правило деления десятичной дроби на натуральное число и применение его на практике

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

15 минут


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. Организационный момент

Цель: предварительная организация класса, организация внимания, мобилизующее начало урока, мотивация к учебной деятельности 

Действие учителя: организует внимание учащихся, мотивирует их к учебной деятельности 

Действие ученика: включается в учебную деятельность

Оценивание: устное оценивание учителем (словами, мимикой, жестами)

Описание:

Мобилизующее начало урока. 

Создание коллаборативной среды

Игра «Колечки», позволяющая создать группы.

Учитель должен хорошо знать класс, в котором затеял игру, иначе может оказаться, что такая форма работы данному классу неинтересна и игра не состоится или не достигнет нужного результата. Учитель должен понимать, какие игры могут заинтересовать учащихся. Классы могут отличатся уровнем эмоциональности. Для эмоциональных групп учащихся хорошо подходят подвижные командные игры, тогда как для групп с интеллектуальным складом будут интересны совместные творческие задания.

Для того, чтобы работа началась быстро, без ненужной раскачки, необходимо указать, сколько минут отводится на задание и строго соблюсти поставленное условие. Для быстрого и слаженного начала игры также важно, как учитель объяснит, в какую игру класс собирается играть и что надо делать, то есть, необходимы очень четкие и ясные инструкции. Чем лаконичней будет объяснение, тем быстрее оно будет понято, тем меньше времени понадобится для создания групп»

-Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на нашем уроке.

Звучит негромкая классическая музыка

____Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!

____После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

____После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

____Например, объединив во время пятого кона игрового задания весь класс в колечки – шестёрки (желательно организовать чётное количество в группе, чтобы в течении урока организовывать работу в парах), учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа.  Группы занимают свои рабочие места (парты и стулья заранее готовы для размещения групп). Договоритесь о названии своей команды, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

Этот способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

Ознакамливаются с памяткой «Правила работы в группе»

Отгадайте загадки:

На базаре не купишь,

На весах не взвесишь.

(ЗНАНИЯ)

Школы – не простые здания,

В школах получают …

(ЗНАНИЯ)

Эпиграф к уроку

- Итак, эпиграфом к нашему уроку возьмем слова ве­ли­кого уче­ного Сред­не­ве­ковья Аль – Бируни:

«ЗНАНИЕ – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».

- Так, давайте же, ребята, и мы будем стремиться к знаниям!

- Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
В. Белинский

Лист оценивания

Перед вами лист оценивания. Вы должны ставить себе "+"если вы выполнили

"-" не выполнили задание

«±» выполнили, но остались вопросы по заданию

Итоги подведём в конце урока.

Лист оценивания: (Ф.И.)_________________________________

ТЕСТ (индивидуальная работа)

Устная работа

Парная работа

Групповая работа

Итог урока

         
         

2. Актуализация знаний

Цель: проверка ранее полученных знаний.

Действие учителя: координирует устные ответы и тестовую работу учащихся

Действие ученика: дает ответы на устные вопросы, выполняет на А-4 тест «Проверь себя!» (c выбором одного правильного ответа)

Оценивание: самооценивание. Учащиеся обмениваются своими работами. На экране появляется ключ с правильными ответами. Идёт проверка выполненного теста.

Учащиеся оценивают свою работу критериально, по правилам предложенным учителем:

(«Вам нужно повторить пройденный материал» , если менее 5 правильных ответов;

«Вам не мешало бы повторить пройденный материал», если 5-6 правильных ответов;

«Вы справились хорошо! Молодец!», если 7-8 правильных ответов;

«Вы справились отлично! Так держать!», если 9-10 правильных ответов )

Описание:

Устный фронтальный опрос (в виде игры «Лови ком»):

Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.

По какому правилу выполняют деление десятичных дробей на натуральное число?

Как выполняют деление, если целая часть делимого меньше делителя?

Что нужно делать, если при делении десятичных дробей получается остаток?

3. Физкультминутка (Под негромкую музыку)

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает,

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение,

Очень ему нравится это упражнение.

Полосатенький енот

Изображает вертолёт,

Машет лапками назад и вперёд,

Словно собрался в далёкий полёт.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны,

Ты, волчишка, не ленись,

Вправо, влево поклонись.

Медвежонок приседает,

От пола лапки отрывает.

Спинку держит прямо – прямо,

Как его учила мама.

Ну, а белки, словно мячики,

Дружно прыгают и скачут.

Учитель читает текст

Учащиеся выполняют движения, указанные в тексте

4. Постановка цели урока

Цель: совместная постановка цели урока

Действие учителя: создание проблемной ситуации Действие ученика: знакомство с содержанием данной таблицы, осознание потребности построения нового способа действий, самостоятельное выявление места и причины затруднения в создавшейся ситуации, определение цели урока

Оценивание: взаимооценивание в парах

Образование пар. В игровой форме. На столах учащихся лежат перевёрнутые разрезанные картинки на две части. Учащиеся находят себе пару для работы.

Описание:

- На слайде и перед вами на листах А-4 представлена таблица:

0,54

 

2,244

72,8

11,16

43,5

3017

9

4,5

5,61

13

18

   

0,06

12

     

0,435

3,017

Заполните таблицу.

Вопросы для работы в паре:

Угадайте секрет составления таблицы.

Как называются компоненты при делении?

Как найти неизвестный делитель?

Как найти неизвестное делимое?

Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

В чем возникли сомнения?

Выявление места и причины затруднения:

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

- Значит, возникло затруднение?

- В чем причина затруднения?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

классическая музыка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1 Памятка «Правила работы в группе»


 


 

Слайд1

Листы оценивания

Приложение 2 «Тест»


 


 


 


 


 

Слайд 2


 


 

Слайд 3


 


 


 


 


 


 


 


 

Музыка

Разрезанные картинки

Слайд 4

Середина урока

25 минут

5. Изучение новой темы

Цель: формирования умений и навыков самостоятельной работы с книгой;  нахождение алгоритма выхода из проблемной ситуации

Действие учителя: координирование работы учащихся

Действие ученика: формулируют алгоритм деления десятичных дробей на десятичную дробь, читают учебник, сравнивают, делают вывод алгоритма деления десятичных дробей

Оценивание: устное оценивание учителем (словами, мимикой, жестами)

Описание:

Построение проекта выхода из затруднения:

-Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации:

Площадь прямоугольника 17,94 м2, его ширина 2,3 м. Найдите длину прямоугольника

- Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь?

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать

алгоритм деления на десятичную дробь.

- Прочитайте правило по учебнику (указываем страницу учебника) и убедитесь в точности

формулировки, полученной нами самостоятельно.

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

Алгоритм деления десятичных дробей

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 
1) в делимом и в делителе перенести запятую вправо на

столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 
2) после этого выполнить деление на натуральное число. 

6. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи).

Цель: организовать начальное усвоение учащимися нового материала с помощью коммуникативного взаимодействия, алгоритма действия

Действие учителя: координирование работы учащихся

Действие ученика: ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия

Оценивание: первого ученика оценивает учитель, далее идет взаимооценивание

Описание:

Предлагается вернуться к таблице, с которой начинали урок:

0,54

 

2,244

72,8

11,16

43,5

3017

9

4,5

5,61

13

18

   

0,06

12

     

0,435

3,017

Рассмотреть подробное решение каждого примера из таблицы у доски с проговариванием во внешней речи (произносится работающим у доски учеником каждый шаг алгоритма). Сначала у доски работает один ученик, затем выходят по два ученика.

7. Вторичное закрепление (работа с учебником). (10мин)

Цель:  дальнейшее осмысление учащимися нового материала

Действие учителя: координирование работы учащихся

Действие ученика: сначала устная работа, затем – работа в паре

Оценивание: устная работа оценивается учителем в устной форме, парная работа – взаимооцениванием и самостоятельная работа - самооцениванием

Описание:

Устная фронтальная работа

Вычислите устно:

3 : 0,3; 5 : 0,5; 6 : 0,1; 1,6 : 0,4; 3,6 : 1,2; 7,2 : 0,6;

7,2 : 0,6; 8 : 0,8; 9 : 0,09; 24 : 0,6; 5,6 : 0,8; 0,36 : 12

Парная работа

Найдите величину:

0,4 которой равны 6 кг

0,5 которой равны 3 м

1,4 которой равны 7 л

0,3 которой равны 24 км

Задача: На коробке с конфетами надпись: «0,8 кг. 384 тг.». Какова цена 1 кг. Этих конфет.

8. Самостоятельная работа в группах

Цель: формирование навыков самостоятельной работы, проверка усвоения данной темы

Действие учителя: напоминание ученикам правил работы в группе, координирование работы групп

Действие ученика: выполняют самостоятельную работу

Оценивание: взаимооценивание по критериям

Описание:

Задания для групп:

Группа 1

А) Найдите закономерность и запишите два следующих члена последовательности: 0,1; 0,5; 2,5; 12,5;…

Б) Выполните действия:

9,75 : (4 – 2,55)

В) Из одного города в другой выехал поезд. После того как он проехал 0,32 всего пути, ему оставалось проехать до середины пути 72 км. Чему равно расстояние между двумя городами?

Группа 2

А) Найдите закономерность и запишите два следующих члена последовательности: 70; 7; 0,7; 0,07;…

Б) Выполните действия:

15,96 : ( + 2,04)

В) Всадник, который направлялся из населённого пункта на станцию, встретил велосипедиста. Через часа после их встречи расстояние между ними составило 20,85 км. Какова скорость всадника, если скорость велосипедиста 12,6 км/ч?

Группа 3

А) Найдите закономерность и запишите два следующих члена последовательности: 0,2; 0,22; 0,24; 0,26;…

Б) Выполните действия:

(4 – 3,93 ): 4,5

В) Из одного города в другой. Расстояние между которыми 32,4 км. Одновременно выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста 15,5 км/ч. А скорость мотоциклиста на 27 км/ч больше. На сколько часов раньше мотоциклист доберётся до другого города?

Критерий оценивания:

А. Знание и понимание - знает и понимает алгоритм деления десятичных дробей

В. Применение - применяет полученные знания в

стандартных и измененных ситуациях

 

Учебник математики

Окончание урока

5 минут

9. Домашнее задание

Цель: личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления

Действие учителя: дает рекомендации по организации домашнего задания Действие ученика: слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание

Описание:

Выполните действия:

а) (6 – 2,43) : 4,25

б) 1 : (0,54 + 1,96)

Творческое домашнее задание

Расшифруй:

10. Рефлексия

Цель: учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность и деятельность ученика, работающего в паре

Действие учителя: побуждать учащихся к рефлексии

Действие ученика: фронтально отвечают на вопросы; при ответе учитывать данные, внесенные в лист ответов

Оценивание: самооценивание, взаимооценивание, устное оценивание учителя

Описание:

- Выполнили ли вы сегодня задачи урока?

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли её достичь?

- Что более всего понравилось на нашем уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке:

- За что ты себя можешь похвалить?

- Что тебе удалось на уроке?

- Над чем еще нужно поработать?

- Зачем нам нужен этот урок?

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов.

- Оцените деятельность ученика, работавшего с вами на уроке в паре.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Совместная работа - это тщательно запланированная работа, так что учащиеся менее уверенные работают с такими же как своего уровня, но очень уверенными. Диалог между партнерами таков, что оба учатся одновременно, а не так чтобы кто-то зависел от другого.
Понимание теоретического материала через фронтальную беседу, работу с презентацией, индивидуальную работу, работу в парах и в группах. Так же взаимооценивание и самооценивание при индивидуальной работе, работе в парах и в группах.

На каждом этапе урока проводится оценивание: мимикой и жестами, словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание и т.д.

Физкультминутка (как элемент здоровьесберегающей технологии) и деление на группы совмещены в игровой форме «Колечки»

Рефлексия по уроку

Были ли задачи урока задачи изучения реалистичными?

Что сегодня выучили ученики?

Какая была атмосфера в классе сегодня?

Хорошо ли прошла моя работа по дифференцированию?

Прошло ли все согласно запланированного времени?

Какие изменения в плане я сделал и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАМЯТКА «Правила работы в группе»

(Примерные правила могут быть следующими):

Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тест

1) Выполните деление 16,1:7

a) 23;

b) 2,3;

с) 0,23.

2) Выполните деление 17,421:100

a) 1,7421;

b) 0,17421;

с) 0,017421.

3) Представьте дробь 7/25 в виде десятичной дроби

a) 0,28;

b) 0,028;

c) 2,8.

4) Решите уравнение 131,6:у=28

a) у=47;

b) у=0,47;

c) у=4,7.

5) Выполните деление 5,964:71

a) 0,084;

b) 0,84;

c) 8,4.

6) Решите уравнение (х+2,4)*8=20

a) х=0,1;

b) х=157,6;

c) х=13,6.

7) В первый день турист прошел 7,2 км, что составляет 3/8 всего намеченного пути. Чему равен намеченный путь?

a) 2,7 км;

b) 11 км;

c) 19,2 км.

8) Длина прямоугольника 15,5 см, а ширина в 5 раз меньше. Найдите периметр прямоугольника.

a) 3,1 см;

b) 18,6 см;

c) 37,2 см.

9) Выполните деление 0,13:520

a) 0,00025;

b) 0,025;

c) 0,25.

10) Представьте в виде десятичной дроби 74/25

a) 0,16;

b) 7,16;

с) 8,6.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.. Творческое домашнее задание

Расшифруйте его дома.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.