Урок математики в 5 классе на тему «Деление десятичных дробей»
Пояснительная записка к презентации
2017 |
|
МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Белоногова Ирина Алексеевна |
Деление десятичных дробей |
План-конспект урока по математике в 5 классе |
Визитная карточка урока
Тема: Деление десятичных дробей
Тип урока: закрепления знаний.
Класс: 5 класс
Цели урока:
Предметные: закрепить навыки деления десятичной дроби на натуральной число, на 10,100,1000 ит.д., на десятичную дробь, развивать навыки решения уравнений и задач, содержащих десятичные дроби.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню науки и общественной практики, формировать способность осознанного выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные: формировать умение сравнивать , обобщать, используя разные основания, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, моделировать выбор способов деятельности, группировать, развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Закрепление навыков деления десятичных дробей на натуральное число и десятичную дробь, решения уравнений и задач, содержащие десятичные дроби.
Оборудование:
- проектор,
- мультимедийная доска
- ноутбуки -14 штук-1 на парту;
ЦОР:
- презентация Power Point;
- интерактивный тест в на основе Конструктор тестов easyQuizzy.
- электронное учебное пособие для учащихся «Математика 5 класс».
Раздаточный материал:
- карточка с цитатой Роберта Брингерхста ;
- карточки с «ошибками»;
-стикеры «флажки»;
- плакаты со схемами для задач на движение;
-магниты «запятая»;
-карта выполнения домашнего задания;
- карточка с текстом задачи;
-атомы «делимое» и «делитель»;
-красные и зеленые линейки ( на каждого ученика)
-дидактические материалы .
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Формы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Уровень: базовый с элементами повышенного
Ведущая технология урока:
информационно – компьютерная технология с использованием презентации к уроку, интерактивного теста, математического диктанта.
Учебник Математика, 5 класс, Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., 2013
Урок проведен 26.04.2017г. в 5-в классе Байкаловской школы в рамках Районного информационного дня.
математика 5 класс
Тема: Деление десятичных дробей
Технологическая карта
Этап урока |
Цель этапов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД
|
контроль |
Организационный. ( 3 минуты) |
Обеспечение психологического настроя учащихся к деятельности на уроке, активизация их умственной деятельности |
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас . О математике существует много различных высказываний. С одними мы знакомились на уроках, другие- искали вы сами в различных источниках информации. Ребята, а кто запомнил и может процитировать хотя бы одно из них. Я сегодня хочу процитировать известного канадского поэта, литератора и топографа Роберта Брингерхста слайд 1 Текст его высказывания есть на ваших столах. В нем дважды пропущено слово. Даю вам 30 секунд, чтобы подумать, какое слово можно вставить. Можно развернуться друг к другу и работать в группах. Учитель выслушивает варианты, читает оригинал. Слайд 2 «Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-либо тяжелую работу. Наоборот, она существует только для удовольствия . Для удовольствия тех, кто любит анализировать то, что он делает, или может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это еще лучше.» Два понятия математика и удовольствие. Можно ли от математики получить удовольствие? Получаете ли вы удовольствие на уроках математики? И если да, то когда? Я желаю вам сегодня на уроке получить удовольствие: -от своих ответов; -от сотрудничества друг с другом; -от успешной деятельности |
Вспоминают и цитируют высказывания
Обсуждаю, предполагают, отвечают
Ребята отвечают |
Л: самоорганизация, развитие мотивов учебной Р: саморегуляция, умение настроить себя на работу. К: умение слушать, вступать в диалог. П: строить речевое высказывание в устной форме. |
Самоконтроль-сравнение с оригиналом |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
(3 минут) |
Проверка готовности учащихся, создание первичной мотивации к закреплению знаний. |
Ребята, пришло время обозначить тему урока. Взгляните на слайд 3. Какое слово объединяет все картинки? Где происходит процесс деления? Учитель выслушивает и дополняет В музыке (деление целой ноты) В биологии (деление клетки) В обществе (деление на группы) В русском языке(деление на слоги) В государстве (административное деление) В животном мире (дележ добычи) И , конечно, в математике. Сформулируйте тему урока Какие задачи на урок мы поставим? |
Думают, отвечают (деление) Отвечают
Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. -повторить правила деления; -закрепить их при решении практических задач; -проверить уровень усвоения материала. |
К: умение, слушать собеседника, П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме. Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено; целеполагание, саморегуляция, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить. Л: рефлексия собственной деятельности. |
самопроверка
|
3. Актуализация знаний (5 минут) |
Проверка первичных знаний |
Готовность к уроку проверим с помощью математического диктанта (голосовой диктант). Ответы фиксируйте в тетради. Чтобы разделить десятичную дробь на 1000, надо ….. Если в делителе 4 цифры после запятой, то в делимом надо перенести запятую….. 43,21:100= 4,8:0,6= 40,2:3= Время выполнения на каждое задание 1 минута. Давайте проверим: Приготовьте линейки. Перед вами лежат зеленая и красная линейка. Зеленые поднимаем, если соглашаемся с ответом, если ответ на ваш взгляд неверный -сигнализируем красными Учитель прочитывает задание Слайд 4 Чтобы разделить десятичную дробь на 1000, надо ….. Если в делителе 4 цифры после запятой, то в делимом надо перенести запятую….. 43,21:100= 4,8:0,6= 40,2:3= Поставьте отметку в соответствии с количеством верных ответов. У кого нет ошибок? У кого одна? У кого больше? По какой причине могли быть ошибки? |
Слушают задания, выполняют. Записывают ответы в тетрадь. Ученик прочитывает ответ, 3 цифры 4 цифры вправо 0,4321 8 13,4 км/ч учащиеся рефлексируют поднятием линеек. Ставят отметку по пятибалльной шкале Ребята поднимают руки - не знание правил; -ошибки в использовании таблицы умножения; -невнимательность |
Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено, саморегуляция, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить.
Л: принятие социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества. П: умение осознанно строить речевое высказывание, определять причину ошибок |
Самоконтроль-сравнение с оригиналом |
3. Закрепление изученного материала, постановка домашнего задания. (15 минут) |
Закрепить навыки деления десятичных дробей, использовать полученные знания в блоке «Реальная математика» , повышение учебной мотивации, понимание значимости изученного материала для решения практических задач. |
1.Одна из главных задач- умение находить ошибки. Работать предлагаю в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? Задание перед вами на партах и на слайде: Слайд 5 -Выполните прикидку и поставьте в частном пропущенные запятые и нули: 33,28 : 8 = 416 4,23 : 6 = 705 255,84 : 4,1 = 624 -Найди ошибки в вычислениях: 23,5 : 100 = 0,0235 34,45 : 0,1= 0,3445 24,24 :2,4= 1 , 1 1,5 : 5 = 0,3 Начнем проверку 1 задания. Учитель вызывает представителя пары к доске для ответа и его обоснование. Ребята, запятая имеет особую значимость. В русском языке, она может изменить смысл предложении. Вспомните классический пример. В математике неверно поставленная запятая приведет к неправильному ответу. Сегодня запятая, а точнее местоположение запятой будет определять ваш уровень удовлетворения уроком. Проверим задание 2. При поверке опираемся на теоретический материал. Вот такие ошибки, ребята, я встретила у вас в тетрадях, проверяя домашнее задание. Работая дома, согласно карте выполнения домашнего задания, постарайтесь их больше не делать. 2.Прочитайте условие задачи: слайд 6 Расстояние между двумя группами туристов 20 км. Группа « Беркут» двигается со скоростью 6,2 км/ч, группа «Альфа» - 3,8 км/ч. Через какое время расстояние между группами будет 8 км? Осмыслите условие. Выделите вопрос. Есть ли факт, который смущает? Если дети затрудняются в ответе, учитель продолжает. Что мы должны знать в задачах на движение? Рассмотрим все возможные варианты. Учитель показывает все схемы на отдельных плакатах Какой вариант подходит к нашей задаче? Предлагаю решить обе задачи. Учитель вызывает к доске по очереди двух учеников. Озвучьте ответы. Почему при одном условии два различных ответа? Такие задачи называются задачами открытого типа. В будущем мы будем часто встречать задания такого типа не только на уроках алгебры и геометрии, но и во время подготовки к ОГЭ. |
Дети формулируют правила работы в парах. Ребята в парах выполняют задание. Представитель пары выходит к доске и, используя инструменты интерактивной доски SMART, ставит пропущенные запятые и нули, обосновывает свой ответ.«казнить нельзя помиловать» Представитель следующей пары выходит к доске , используя инструменты интерактивной доски SMART, исправляет ошибки, на каждый случай формулирует правила. Ребята записывают домашнее задание в дневники Ребята думают, выбирают два варианта решения. Движение навстречу и движение вдогонку. Так как в самой задаче не сказано о направлении групп. Ученик решает задачу у доски, учащиеся - в тетради. 1)6,2+3,8=10 км\ч- скорость сближения 20-8=12 км- пройдут группы. 12:10=1,2 ч-время до необходимого момента 2) 20-8=12 км- пройдут группы. 6,2-3,8=2,4 км\ч- скорость сближения 12:2,4=5 ч-время до необходимого момента. В условии не сказано направление движения групп. |
Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления, нравственная этическая ориентация. Л:формирование понимания необходимости выполнения домашнего задания; Р:самоконтроль К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Самопроверка, сравнение с оригиналом. |
4.Физкульт минутка (5 минута) |
Снятие усталости, утомляемости ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся. |
Ребята, какой самый главный навык в математике? Предлагаю вам динамическое задание «Собери молекулу». Слайд 7 Так как молекулы состоят из атомов- необходимо собрать молекулы. Задание будет в группах. 1 вариант- одна команда. 2 вариант- другая. В каждой команде по 10 человек. На доске вы видите лишь атомы молекулы- результат деления, т. е частное. В конверте каждой команды имеются зеленые атомы- это делимое и оранжевые- делитель. Играем до победы . Звучит музыка |
Счет Ребята работают в группах, свободно передвигаясь по классу. |
К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
Групповая проверка |
5. Контроль и коррекция знаний (7 минут) |
Контроль применения теоретического материала при выполнении деления, развитие самостоятельности и способности корректирования деятельности. |
Команда победителя получает победный флажок и право первой выполнить на нетбуках проверочный тест. Команда проигравших работает с дидактическими материалами: № 244(3) Дополнительное задание всем: ДМ №245(1,3) |
Ребята самостоятельно выполняют задания |
Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. Соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить. |
Автоматическая обработка теста, получение отметки в пятибалльной системе; Срок проверка задания в тетрадях- к следующему уроку. |
6.Рефлексия. 2 минуты |
Анализ и оценка собственной деятельности |
В конце урока попробуйте в целом оценить свою работу. Подойдя к доске, 1. -продолжите любое из предложений: 2. -вспомните обозначенные цели урока; -определите уровень удовольствия, полученное на уроке, -поставьте запятую-магнит на нужное место. Чем больше получится число, тем выше удовлетворенность собственной деятельностью. Спасибо за урок. До свидания. |
П: строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Л: смыслообразование Р:рефлексия и самоконтроль; П:умение ориентироваться в своей системе знаний, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. |
презентация к уроку
PPTX / 1.38 Мб
Заготовка к игре "Молекулы"
DOCX / 14.17 Кб
Задание для работы в парах
DOCX / 13.9 Кб
карта выполнения домашнего задания по теме
DOCX / 11.94 Кб
Музыка к игре "Молекулы"
MP3 / 6.76 Мб
Макеева Елена Сергеевна
Белоногова Ирина Алексеевна
Бондаренко Марина Владимировна
Белоногова Ирина Алексеевна
Бондаренко Марина Владимировна
Белоногова Ирина Алексеевна