Урок по теме «Углерод, кремний и их соединения» (Химия, 9 класс)

2
0
Материал опубликован 8 January 2021

Конспект

Тема: «Углерод и кремний и их соединения»

Класс: 9

Тип урока: урок повторения и закрепления

Цель урока: повторить ранее изученный материал об углероде и кремнии и их соединениях.

Задачи урока:

Образовательные: повторить сведения об аллотропных модификациях углерода; закрепить умения в решении задач на установление химической формулы соединений кремния; систематизировать знания об углероде и кремнии.

Развивающие: расширить представления о химических свойствах соединениях углерода и кремния; развить логическое мышление; подготовить к восприятию нового материала

Воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Оборудование и материалы: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, макеты кристаллических решеток углерода, ноутбук, проектор, учебник.

 Методы обучения: словесные (рассказ), практические (выполнение практических заданий: решение задач)

Литература:

Журин А.А. Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004. (с. 97–102)

Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с. 115–116)

Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с. 78–79)


Структура (план) урока:

Организационный момент (1-2 мин.)

Актуализация и мотивация учебной деятельности. (5-6 мин)

Целеполагание (1-2 мин.)

Повторение и закрепления изучаемого материала (10-15 мин.)

Само- или взаимоконтроль (5-7 мин)

Коррекция (3-5 мин.)

Постановка домашнего задания (3 мин.)

Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Здоровается с учащимися. Проверяет, все ли вы готовы к уроку. Предлагает садиться.

Учащиеся готовятся к уроку, стоят, молча приветствуя, учителя.

Садятся.

-

2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (5-6 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Ребята, сегодня мы повторим ранее изученный материал об углероде, кремнии и их соединениях.

Вспомните основные соединения, которые образует углерод и кремний?

Какие аллотропные модификации углерода вы знаете?

Чем отличаются кислотные оксиды от основных? Приведите примеры кислотных оксидов и основных (кислотный оксид: CO2, SO2; основный - NaOH, KOH)


- Ребята, назовите формулу "угарного газа"? (CO)

- Какая валентность кремния в SiO2? (валентность - 4)

Слушают учителя, отвечают на его вопросы.




3.Целеполагание (1-2 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Учитель рассказывает об интересных фактах соединений углерода и кремния.

I. Углекислота в газообразном состоянии пропускает ультрафиолетовые лучи, которые нагревают приземный слой атмосферы. Но поверхность почвы или воды не может отдать излишки тепла обратно в атмосферу, так как скапливающаяся вблизи поверхности почвы углекислота непрозрачна для инфракрасных лучей.

Прямую выгоду от парникового эффекта получают только растения. Им не страшно повышение температуры. В такой атмосфере, богатой углекислотой и водяным паром зеленые части растений могут постоянно держать устьица открытыми. Это позволяет им активно поглощать углекислоту, наращивая запасы хлорофилла и одновременно очищая воздух от излишков углекислоты.

II. Цитрин — это одна из разновидностей кварца (SiO2). Цитрин отличается от обычного кварца только цветом. Относительно недорогой полудрагоценный камень. Название произошло от латинского слова "citrus" — т.е. лимонно-жёлтый. Желтоватый оттенок минералу придают примеси железа.


Итак, ребята, вы догадались, что тема урока «Углерод и кремний и их соединения»


Формулируют тему урока и его цель. Обучающиеся формулируют цель урока: «Повторить ранее изученный материал об углероде и кремнии и их соединениях»


Словесный (рассказ учителя).



4. Повторение и закрепления изучаемого материала (10- 15 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Учитель предлагает обучающимся решить следующие задания:

Задача 1.

Сколько литров СО2 выделяется при сжигании 10кг с 8% примесей, если выход составляет 93%?

Задача 2.

Проанализируйте, с каким из предложенных веществ будет реагировать СО2: NaOH, H2O, MgCO3, NaCl, CuO, Cu(OH)2, C, Ca(OH)2

Задача 3.

Какие свойства проявляет СО в реакции

СО
+2 + ZnO → CO2+1 + Zn

Читают условие задачи, записывают решение, проверяют своё решение с ответом другого обучающегося у доски.

Задача 1 (решение).

m(с) = 10кг С + О2 → СО2

ω
прим = 8% m(С)чистого = 10кг · 0,92 =9,2 кг

ω
в = 93% t1610121797aa.gif= t1610121797ab.gif=› х = t1610121797ac.gif= 17,17л

V(СО
2) = 17,17л · 0,93 = 15,97л

V(СО
2) - ?

Ответ: V(СО
2) = 15,97л

Задача 2 (решение).

CO2+ 2NaOH → Na2CO3 + H2O

CO
2 + H2O → H2CO3

CO
2 + MgCO3 → не реагирует

CO
2 + NaCl → не раегирует

CO
2 + CaO → CaCO3

CO
2 + Cu(OH)2 → CuCO3 + H2O

CO
2 + C → 2CO

CO
2 + Ca(OH)2 → CaCO3 + H2O

Задача 3 (решение).

Ответ: восстановительные, т.к.

С
+2 - 2ē → СО2

Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний)

5. Само- или взаимоконтроль (5-7 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Раздает обучающимся задания, объясняет алгоритм выполнения. После выполнения обучающимися заданий, предлагает им проверить работы друг друга, найти ошибки и исправить их.

Задание 1.

Напишите уравнения реакций взаимодействия угля с оксидом Fe (III)и оксидом Sn (IV)

Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.

Задание 2.

При взаимодействии углерода с концентрированной серной кислотой выделилось 13,44 л смеси двух газов (н.у.). Рассчитайте массу углерода, вступившего в реакцию.




Выполняют задания, после чего обмениваются работами друг с другом, находят ошибки и исправляют их.

Задание 1 (решение).

1)Fe2O3+3C=2Fe+3CO2

2Fe+3 +6е=2Fe0|2 восстановление, окислитель.

C0-4e=C+4 |3 окисление, восстановитель.

2)SnO2+C=Sn+CO2

Sn+4+4e=Sn0|1 восстановление, оксилитель.

C0-4e=C+4  |1 окисление, восстановитель.

 Задача 2 (решение.

Пусть в реакцию

С + 2Н2SO4 (конц) = СO2↑ + 2SO2↑ + 2Н2O

вступило х моль С, тогда образовалосьх моль СО2 и 2х моль SО2, всего 3x моль газов. По условию, количество газов в смеси равно 13,44/22,4 = 0,6 = Зх, откудаx: = 0,2. Масса углерода равна 0,2·12 = 2,4 г.

Ответ. 2,4 г С.


Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний)

6. Коррекция (3-5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Предлагает обучающимся сверить свое решение с решением на слайде.

Отвечает на вопросы обучающихся, комментирует решение.

Обучающиеся проверяют своё решение, находят ошибки, задают вопросы учителю.

-

7. Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Итак, сегодня на уроке мы повторили тему «Углерод и кремний и его соединения», решили задачи на закрепление.

Назовите основные понятия сегодняшнего урока, что нового вы узнали?

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки

По очереди отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос

8. Постановка домашнего задания (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Записывает домашнее задание на доске, объясняет выполнение заданий.

№№14.2.–14.4. из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И.Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.

Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя.

-





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.