Урок по теме «Углерод, кремний и их соединения» (Химия, 9 класс)
Конспект
Тема: «Углерод и кремний и их соединения»
Класс: 9
Тип урока: урок повторения и закрепления
Цель урока: повторить ранее изученный материал об углероде и кремнии и их соединениях.
Задачи урока:
Образовательные: повторить сведения об аллотропных модификациях углерода; закрепить умения в решении задач на установление химической формулы соединений кремния; систематизировать знания об углероде и кремнии.
Развивающие: расширить представления о химических свойствах соединениях углерода и кремния; развить логическое мышление; подготовить к восприятию нового материала
Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Оборудование и материалы: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, макеты кристаллических решеток углерода, ноутбук, проектор, учебник.
Методы обучения: словесные (рассказ), практические (выполнение практических заданий: решение задач)
Литература:
Журин А.А. Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004. (с. 97–102)
Микитюк А.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А.Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. (с. 115–116)
Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. (с. 78–79)
Структура (план) урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Актуализация и мотивация учебной деятельности. (5-6 мин)
Целеполагание (1-2 мин.)
Повторение и закрепления изучаемого материала (10-15 мин.)
Само- или взаимоконтроль (5-7 мин)
Коррекция (3-5 мин.)
Постановка домашнего задания (3 мин.)
Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.)
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Здоровается с учащимися. Проверяет, все ли вы готовы к уроку. Предлагает садиться. | Учащиеся готовятся к уроку, стоят, молча приветствуя, учителя. Садятся. | - |
2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (5-6 мин)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Ребята, сегодня мы повторим ранее изученный материал об углероде, кремнии и их соединениях. Вспомните основные соединения, которые образует углерод и кремний? Какие аллотропные модификации углерода вы знаете? Чем отличаются кислотные оксиды от основных? Приведите примеры кислотных оксидов и основных (кислотный оксид: CO2, SO2; основный - NaOH, KOH) - Ребята, назовите формулу "угарного газа"? (CO) - Какая валентность кремния в SiO2? (валентность - 4) | Слушают учителя, отвечают на его вопросы. | |
3.Целеполагание (1-2 мин)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Учитель рассказывает об интересных фактах соединений углерода и кремния. I. Углекислота в газообразном состоянии пропускает ультрафиолетовые лучи, которые нагревают приземный слой атмосферы. Но поверхность почвы или воды не может отдать излишки тепла обратно в атмосферу, так как скапливающаяся вблизи поверхности почвы углекислота непрозрачна для инфракрасных лучей. Прямую выгоду от парникового эффекта получают только растения. Им не страшно повышение температуры. В такой атмосфере, богатой углекислотой и водяным паром зеленые части растений могут постоянно держать устьица открытыми. Это позволяет им активно поглощать углекислоту, наращивая запасы хлорофилла и одновременно очищая воздух от излишков углекислоты. II. Цитрин — это одна из разновидностей кварца (SiO2). Цитрин отличается от обычного кварца только цветом. Относительно недорогой полудрагоценный камень. Название произошло от латинского слова "citrus" — т.е. лимонно-жёлтый. Желтоватый оттенок минералу придают примеси железа. Итак, ребята, вы догадались, что тема урока «Углерод и кремний и их соединения» | Формулируют тему урока и его цель. Обучающиеся формулируют цель урока: «Повторить ранее изученный материал об углероде и кремнии и их соединениях» | Словесный (рассказ учителя). |
4. Повторение и закрепления изучаемого материала (10- 15 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Учитель предлагает обучающимся решить следующие задания: Задача 1. Сколько литров СО2 выделяется при сжигании 10кг с 8% примесей, если выход составляет 93%? Задача 2. Проанализируйте, с каким из предложенных веществ будет реагировать СО2: NaOH, H2O, MgCO3, NaCl, CuO, Cu(OH)2, C, Ca(OH)2 Задача 3. Какие свойства проявляет СО в реакции | Читают условие задачи, записывают решение, проверяют своё решение с ответом другого обучающегося у доски. Задача 1 (решение). m(с) = 10кг С + О2 → СО2 Задача 2 (решение). CO2+ 2NaOH → Na2CO3 + H2O Задача 3 (решение). Ответ: восстановительные, т.к. | Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний) |
5. Само- или взаимоконтроль (5-7 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Раздает обучающимся задания, объясняет алгоритм выполнения. После выполнения обучающимися заданий, предлагает им проверить работы друг друга, найти ошибки и исправить их. Задание 1. Напишите уравнения реакций взаимодействия угля с оксидом Fe (III)и оксидом Sn (IV) Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы. Задание 2. При взаимодействии углерода с концентрированной серной кислотой выделилось 13,44 л смеси двух газов (н.у.). Рассчитайте массу углерода, вступившего в реакцию. | Выполняют задания, после чего обмениваются работами друг с другом, находят ошибки и исправляют их. Задание 1 (решение). 1)Fe2O3+3C=2Fe+3CO2 2Fe+3 +6е=2Fe0|2 восстановление, окислитель. C0-4e=C+4 |3 окисление, восстановитель. 2)SnO2+C=Sn+CO2 Sn+4+4e=Sn0|1 восстановление, оксилитель. C0-4e=C+4 |1 окисление, восстановитель. Задача 2 (решение. Пусть в реакцию С + 2Н2SO4 (конц) = СO2↑ + 2SO2↑ + 2Н2O вступило х моль С, тогда образовалосьх моль СО2 и 2х моль SО2, всего 3x моль газов. По условию, количество газов в смеси равно 13,44/22,4 = 0,6 = Зх, откудаx: = 0,2. Масса углерода равна 0,2·12 = 2,4 г. Ответ. 2,4 г С. | Практические. Решение задач (закрепление полученных на уроке знаний) |
6. Коррекция (3-5 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Предлагает обучающимся сверить свое решение с решением на слайде. Отвечает на вопросы обучающихся, комментирует решение. | Обучающиеся проверяют своё решение, находят ошибки, задают вопросы учителю. | - |
7. Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Итак, сегодня на уроке мы повторили тему «Углерод и кремний и его соединения», решили задачи на закрепление. Назовите основные понятия сегодняшнего урока, что нового вы узнали? Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки | По очереди отвечают на вопросы учителя. | Фронтальный опрос |
8. Постановка домашнего задания (2 мин.)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Записывает домашнее задание на доске, объясняет выполнение заданий. №№14.2.–14.4. из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И.Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г. | Записывают домашнее задание в дневник, слушают учителя. | - |