Урок вежливости в начальной школе

2
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Урок вежливости в начальной школе.

Вид занятия: урок - путешествие.

Цели:

Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивать речь.
Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Воспитывать потребность в доброжелательном общении.


Задачи урока:

Воспитывать доброжелательность;

умение дарить тепло и доброту;

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

воспитывать у детей чувство таллерантрости, вежливости,  умение дорожить близкими людьми.

Ход урока
I. Организационный момент.

Психолог: сегодня нам с вами нужно открыть «Школу вежливости». Мы отправимся с вами в путешествие на транспорте, но чтобы узнать на каком и попасть на него мы должны назвать вежливые слова. Каждый член команды называет вежливое слово и получает деталь самолета.
Дети: называют вежливые слова и садятся.
(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)
Затем собирают пазл «самолет».
Учитель: всегда чтобы открыть, что то новое на пути встречаются разные препятствия.

На доске появляется «Карта путешествия».


Первое испытание через которое мы должны перелететь – “Море вежливых”.
 А начнём мы со стихотворения Музафара Алимбаева

«Урок вежливости»

Ученик рассказывает:

Слон муравью уступает дорогу:

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!


 

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

- Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

- Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Задание № 1. «МОРЕ ВЕЖЛИВЫХ»

У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.

-Перечислите их.

Вежливые слова - это лекарство, которое не купишь в аптеках! Эти слова не видны, но обладают чудодейственной силой - создают хорошее настроение, вселяют бодрость, делают человека привлекательнее и симпатичнее.
Психолог: - Наш самолет пролетел над «морем вежливых», а под ним «Аллея приветствий»

Задание № 2. «АЛЛЕЯ ПРИВЕТСТВИЙ»
Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – садимся на корточки.

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.

- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.

- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.

- Не надо ябедничать.

- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

- Молодцы! Спасибо!

Психолог: - Посмотрите, мы, кажется, попали в «тупик Вредных советов»

Задание № 3. «ТУПИК ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ»

Жители этого тупика приготовили вам вредные советы.

Игра: «Собери вежливое слово»

Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,)

А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.

Если ты пришел к знакомым –

Не здоровайся ни с кем

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Психолог: Какие ошибки? Давайте исправим их.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе –

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай,

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал –

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда

Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла.

Если к папе или к маме тетя взрослая пришла

И ведет какой – то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой!», «Сдавайся!», «Руки вверх!»

Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час поднял мать с постели.

«Что с тобой?» - вскричала мать, - «Заболел сыночек?»

Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

Задание № 4. «МОРЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ»
Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
3. Когда нас старшие бранят за шалости,
Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)
4. И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)
Игра: «Доскажи словечко»

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще:

Дети: «здравствуйте»

Медведя лет пяти – шести

Учили, как себя вести:

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо …

Дети: «кланяться»

Все поступают мудро,

Когда говорят…

Дети: «доброе утро»

Если вы друзей уважаете,

При встрече спросите:

Дети: «как поживаете?»

Хорошо говорить при встрече

Всем знакомым …

Дети: «добрый вечер»

Не забудьте, что на прощание,

Надо всем говорить …

Дети: «до свидания»

Психолог: - Мы попали с вами на Веселую полянку. Давайте выйдем из поезда и немного отдохнем.

А сейчас прозвучат веселые частушки, послушаем их.

Задание № 5 «ОСТРОВ РАДОСТИ»

Частушки

Все: Растяни меха гармошка,

Эх, играй, наяривай!

Слушай правду ты о детях

И не разговаривай!

1 Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

На уроках наша Лена.

Не поет и не шумит,
Но визжит на переменах

И гремит, как динамит.

3. Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать!

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

4. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить.

Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался!

В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои -
Петухи у нас свои.

Все на музыке поют,
Димочка стесняется,
Но зато на перемене
Рот не закрывается.

Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.

Все: Вам частушки не от скуки,
А для пользы пели мы.
Пусть теперь поднимут руки

Те, кого задели мы.

Психолог: - Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной

площади перед школой Вежливости – площади Добра.

Как вы думаете, ребята, а что слаще всего на свете?


 

(выслушиваются ответы детей)

Послушайте стихотворение

Что слаще всего? Я спросил у ребят

Всласть высыпаться, сони, зевая, бубнят.

Сластены, зажмурясь, кричат: леденец!

Кишмиш называют, халву, наконец.

Но слаще халвы и всего остального

Сердечное, доброе слово

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

 

Задание № 6. «ПЛОЩАДЬ ДОБРА»

Игра: «Ласковое слово»

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ласковое слово». Я называю слово, например «ветка», а вы должны сказать это слово, но уже ласково – «веточка».

Мама, сын, лиса, кот, заяц, птица, дочь, ветер, цветок, ягода, облако, солнце.

Итог занятия:

Подводя итог нашего занятия я прочитаю вам стихотворение

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!


- О чём мы сегодня говорили?

- Для чего нам нужно знать эти слова, правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?

(Ответы детей)

Вывод:

Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.

Так давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу.
Клятва

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.