Урок вежливости в начальной школе
Урок вежливости в начальной школе.
Вид занятия: урок - путешествие. Воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Воспитывать доброжелательность; умение дарить тепло и доброту; способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать; развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности; воспитывать у детей чувство таллерантрости, вежливости, умение дорожить близкими людьми. Ход урока На доске появляется «Карта путешествия».
«Урок вежливости» Ученик рассказывает: Слон муравью уступает дорогу: - Доброе утро! Спешим понемногу? А муравей: - Ах, спасибо, спешу. Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе Так сказал орлу: - Вы, орёл, устали, сядьте на скалу. А орёл ответил: - Правильно, сынок, Много лет живу я, вот и занемог. И тебе желаю долго жить, как я, - Пусть тебе поможет вежливость твоя. В небе красивый закат догорал, Ласковый ветер с травою играл, Суслик сказал: - Уважаемый крот, День угасает и ночь настаёт, Скоро взойдёт золотая луна… - Доброй вам ночи. Спокойного сна. Задание № 1. «МОРЕ ВЕЖЛИВЫХ» У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми. -Перечислите их. Вежливые слова - это лекарство, которое не купишь в аптеках! Эти слова не видны, но обладают чудодейственной силой - создают хорошее настроение, вселяют бодрость, делают человека привлекательнее и симпатичнее. Задание № 2. «АЛЛЕЯ ПРИВЕТСТВИЙ» - Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. - Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите). - Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места. - Входящему в класс можно крикнуть “привет”. - Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке. - Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых. - В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. - Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”. - Не надо ябедничать. - В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. - Молодцы! Спасибо! Психолог: - Посмотрите, мы, кажется, попали в «тупик Вредных советов» Задание № 3. «ТУПИК ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ» Жители этого тупика приготовили вам вредные советы. Игра: «Собери вежливое слово» Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,) А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их. Если ты пришел к знакомым – Не здоровайся ни с кем Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Психолог: Какие ошибки? Давайте исправим их. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе – Ты оставь подарок дома – Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай, Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал – Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Девчонок надо никогда нигде не замечать И не давать проходу им нигде и никогда Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла. Если к папе или к маме тетя взрослая пришла И ведет какой – то важный и серьезный разговор, Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой!», «Сдавайся!», «Руки вверх!» Вот кто вежливость у нас проявил на деле: Он в полночный тихий час поднял мать с постели. «Что с тобой?» - вскричала мать, - «Заболел сыночек?» Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!» Задание № 4. «МОРЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ» В обмене добрых слов участвуйте И говорите чаще: Дети: «здравствуйте» Медведя лет пяти – шести Учили, как себя вести: Нельзя грубить и чваниться, Знакомым надо … Дети: «кланяться» Все поступают мудро, Когда говорят… Дети: «доброе утро» Если вы друзей уважаете, При встрече спросите: Дети: «как поживаете?» Хорошо говорить при встрече Всем знакомым … Дети: «добрый вечер» Не забудьте, что на прощание, Надо всем говорить … Дети: «до свидания» Психолог: - Мы попали с вами на Веселую полянку. Давайте выйдем из поезда и немного отдохнем. А сейчас прозвучат веселые частушки, послушаем их. Задание № 5 «ОСТРОВ РАДОСТИ» Частушки Все: Растяни меха гармошка, Эх, играй, наяривай! Слушай правду ты о детях И не разговаривай! 1 Коля ссорится с друзьями, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки. На уроках наша Лена. Не поет и не шумит, И гремит, как динамит. 3. Говорит лентяйке мать: Убери свою кровать! Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала. 4. Петя ловко ловит рыбу, Может лодки мастерить. Только "здравствуй" и "спасибо" Не умеет говорить. Вова наш на переменке Проверял на прочность стенки. Так усердно он старался, Что весь в гипсе оказался! В школе слышан тут и там Все на музыке поют, Что за шепот слышен в классе? Все: Вам частушки не от скуки, Те, кого задели мы. Психолог: - Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади перед школой Вежливости – площади Добра. Как вы думаете, ребята, а что слаще всего на свете?
(выслушиваются ответы детей) Послушайте стихотворение Что слаще всего? Я спросил у ребят Всласть высыпаться, сони, зевая, бубнят. Сластены, зажмурясь, кричат: леденец! Кишмиш называют, халву, наконец. Но слаще халвы и всего остального Сердечное, доброе слово Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни. Задание № 6. «ПЛОЩАДЬ ДОБРА» Игра: «Ласковое слово» Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ласковое слово». Я называю слово, например «ветка», а вы должны сказать это слово, но уже ласково – «веточка». Мама, сын, лиса, кот, заяц, птица, дочь, ветер, цветок, ягода, облако, солнце. Итог занятия: Подводя итог нашего занятия я прочитаю вам стихотворение С. Маршак «Ежели вы вежливы» Ежели вы вежливы и к совести не глухи, Вы место без протеста уступите старушке. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду И ежели вы вежливы, то сидя на уроке, Не будете с товарищем трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, поможете вы маме, И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей, И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.... И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке. И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте В опрятном, не измазанном и целом переплёте. И ежели вы вежливы, тому, кто послабее, Вы будете защитником, пред сильным не робея. Знал одного ребёнка я. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое ребёнку воспитание. Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил Отняв у младших мячик, Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил. Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите, Но мячика у мальчика без спросу не берите!
- Для чего нам нужно знать эти слова, правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом? (Ответы детей) Вывод: Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья. Так давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу. |