Урок по живому миру «Домашние животные» (1 класс)
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Лапшина Л. А.
ИНСАР, 2017
Тема: «Домашние животные»
Цель: уточнить и расширить представления детей о разнообразии домашних животных, об их назначении и пользе для человека.
Задачи:
Образовательная:
- формировать понятие о домашних животных;
- учить находить сходства и различия в строении, повадках, образе жизни домашних животных.
Коррекционно-развивающая:
- развивать устойчивость внимания,памяти;
- корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать связную устную речь и словарный запас.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету,к окружающему миру;
- прививать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Оборудование: электронный носитель с презентацией к уроку, экран, проектор, компьютер, муляжи домашних животных и их детенышей, песок, макет «Деревенское подворье», «ладошки», вырезанные из красной и зеленой цветной бумаги (по количеству обучающихся), картинки с изображениями полянки «радости» и полянки «грусти», желтые и красные цветы (по количеству обучающихся), массажные шарики, предметные картинки с изображением домашних животных, раздаточный материал (картинки с изображением того, какую пользу приносят домашние животные), дидактическая игра с прищепками «Кто что ест?», натуральные вещи из шерсти и кожи, молочные продукты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой.
Все у парты дружно встали -
Глазки на меня подняли.
Тихо сели, спинки прямо.
Все тихонечко вздохнем,
И урок мы наш начнем.
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- На доске две полянки: «радости» и «грусти». А у вас на партах лежат желтые и красные цветочки. Если у вас хорошее настроение – «посадите» на полянку «радости» красные цветочки, если грустное –желтые цветочки на полянку «грусти» (дети выбирают соответствующую своему настроению полянку).
- Я вижу ваши сияющие глаза и цветущую полянку «радости». Это говорит о том, что у вас хорошее настроение, а значит урок у нас будет успешным.
- Руки (на месте).
- Ноги (на месте).
- Локти (у края).
- Спинка (прямая).
- Не забывайте о правилах, которые действуют на наших уроках.
– Какое сегодня число?
– Какой день недели?
– Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)
2. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти.
На доске вывешены картинки с изображением домашних животных: корова, кошка, собака, лошадь.
- Кто изображен на картинках?
-Запомните последовательность картинок, закройте глаза (в это время учитель меняет местами две картинки), откройте глаза и скажите, что изменилось.
II. Введение в тему.
-Сегодня у нас будет необычный урок, мы с вами отправимся в деревню.
- Вот деревенский дом (показ).Около дома - двор. Во дворе - много животных.
- Пока мы с вами играли – все животные со двора разбежались.Давайте вернём их домой с помощью ответов на мои загадки, собрав всех животных во дворе.
3. Работа с загадками.
Загадки:
1)Мила, добродушна, нос пятачком, в луже лежит, торчит хвостик крючком.(свинья)
-Правильно! Подойдите к коробке, найдите свинью и поставьте её во двор.
2)Ест траву – жуёт, молчит, а потом полдня мычит: «Мне погладите бока – дам парного молока» (корова)
- Правильно! Подойдите к коробке, найдите корову и поставьте её во двор.
3) В нашем доме кто живёт? Молоко из миски пьёт. По ночам мышей гоняет. Днём на лавке отдыхает. (кошка)
- Правильно! Подойдите к коробке, найдите кошку и поставьте её во двор.
4) По хозяйству помогает. Человек её в сани впрягает, и - с подковами копыта.В ней большая сила скрыта. (лошадь)
- Правильно! Подойдите к коробке, найдите лошадь и поставьте её во двор.
5) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. На цепи сидит, дом сторожит. (собака)
- Правильно! Подойдите к коробке, найдите собаку и поставьте её во двор.
6) Для защиты от врага- носит длинные рога. Бородой своей трясет и стремится в огород. (коза)
- Правильно! Подойдите к коробке, найдите козу и поставьте её во двор.
7) Блеет жалобно: «Б-ее, б-ее!» Травку щиплет во дворе, шубка в завитых колечках, а зовут её … (овечка).
- Правильно! Подойдите к коробке, найдите овцу и поставьте её во двор.
-Давайте дружно назовём всех животных нашего двора.
4. Сравнение данных животных по внешнему виду.
-Как их всех назвать одним словом? (животные)
- Скажите, что общего у всех этих животных.
(У этих животных есть голова, шея, туловище, хвост и четыре ноги).
- Чем они отличаются друг от друга?
(У одних есть рога, а у других нет. У всех разные хвосты, окраска, разный покров тела: у одних шерсть длинная, у других короткая, у свиньи – щетина. Еще они различаются по росту и размеру).
Вывод:
- Мы с вами вспомнили, что эти животные похожи строением, а различаются по внешнему виду.
- А какие это животные? (домашние).
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о домашних животных – это и есть тема нашего урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Обобщение и систематизация знаний.
-А почему, эти животные называются – домашними? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает)
-Домашние животные живут рядом с домом, мы за ними ухаживаем: поим, кормим, убираем за ними, строим для них жилища, а они нам за это приносят пользу.
2. Просмотр видеоролика «Домашние животные»
- Сейчас мы посмотрим маленький фильм о домашних животных.
- Ребята, кто заметил, в фильме были только взрослые животные?
- В этом фильме домашние животные вместе со своими детенышами.
3. Домашние животные и их детеныши.
- Ребята, детёныши наших животных потеряли своих мам.
-Давайте, отыщем маму каждому детёнышу.
-Подойдите к столу, что вы видите в коробке? (песок)
- Потрогайте его.
- Какой он на ощупь? (сыпучий, холодный мелкий).
- Ребята, я кого-то нашла в песке.
- Кто это? Это детёныш – коровы – телёнок.
- Давайте отведём его к маме и пусть он больше не теряется.
- А ещё в песке есть детёныши, они тоже хотят найти свою маму. Давайте поищем.
- Это детёныш свиньи-поросенок. Давайте и его отведем к маме.
- Все детеныши с нашей помощью нашли своих мам, а мы будем надеяться, что больше они не потеряются.
(Дети вытирают руки после работы с песком - влажной салфеткой)
- Давайте назовем маму и ее детеныша (У лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у козы – козлёнок, у овцы – ягнёнок, у свиньи – поросёнок, у кошки – котенок, у собаки – щенок).
V. Физминутка. Пальчиковая гимнастика – массаж Су-Джок шарами.
(дети повторяют слова и выполняют действия шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
4. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
- Наши животные проголодались – пришла пора их покормить.
- Вы знаете, что они едят? Накормите всех животных. (дидактическая игра с прищепками)
- Что ест лошадь?
(Обучающийся прикрепляет мордочку лошади к любимому блюду и говорит: «Лошадь ест овес»).
- Что ест корова?коза?овца?свинья?собака? кошка? (проводится аналогичная работа)
- Молодцы! Всех накормили! Теперь животные не останутся голодными!
5. Польза для человека.
- Мы с вами вспомнили, кто такие домашние животные, чем они похожи и чем различаются, как называются их детёныши. Вспомнили, чем питаются домашние животные.
- А какую же пользу эти животные приносят человеку?
На доске картинки с изображениями домашних животных и того, что они дают человеку. Из набора картинок нужно выбрать подходящие и составить предложения.
- - Что делает собака? (Собака сторожит дом.)
- Что делает кошка? (Кошка ловит мышей.)
- Что делает лошадь? (Лошадь возит грузы.)
- Что дает корова? (Корова даёт молоко).
- Что делают из молока? (Из молока делают творог, сметану и масло).
- Что дает свинья? (Свинья даёт мясо). Что делают из мяса? (Из мяса делают колбасу, сосиски).
- Что даёт коза? (Коза даёт молоко и шерсть). Что делают из шерсти? (Из шерсти вяжут носки, варежки, платки).
- Что даёт овца? (Овца даёт шерсть и кожу). Что делают из кожи? (Из кожи шьют одежду и обувь).
(показ картинки + натуральные вещи и продукты)
- Видите, какую большую пользу приносят домашние животные.
6. Упражнение «Деревенский дворик на память»
- Урок подходит к концу, ребята, давайте теперь сами нарисуем наш дворик с домашними животными.
Задание.Обведите фигурки животных по точкам. Назовите каждого животного ласково.
VI. Итог урока.
- Какие животные живут у нас во дворе?
- Давайте подойдем к дворику и назовём их.
- Почему эти животные домашние?
- Как мы заботимся о них? Какую пользу они приносят человеку?
- Бывает так, что люди бросают животных?
- Правильно ли они поступают?
- Послушайте, какое хорошее стихотворение написал про них поэт Роман Сеф:
Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо – стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем,
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
- Они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
VII.Рефлексия.Словесная оценка деятельности обучающихся.
- Скажите, вам сегодня было интересно на уроке, если да – то поднимите красную ладошку.
- А что вам понравилось больше всего?
- Если вам было скучно на уроке, неинтересно – поднимите зелёную ладошку.
- За хорошую работу на уроке, каждому из вас овечка принесла сладкий подарок.