Урок правового просвещения «27 лет со дня принятия Конвенции о правах ребёнка» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 города Минеральные Воды
Подготовил и провел
учитель истории и обществознания
Севумян Габриэль Манвелович
17.11.2016 г.
Урок правового просвещения
«27 лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка»
Дата – 17.11.2016 г.
Классы – 5 а, 5 б, 5 в, 5 г.
Учитель истории и обществознания – Севумян Габриэль Манвелович.
Цели:
1.Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка».
2. Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.
3.Учить детей отстаивать свои права.
Задачи:
1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей.
3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.
Оформление:
- презентация «27 лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка»;
- видео «Права детей»;
- раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка») - 30 шт.:
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Слайд №1. Сегодня у нас презентация важного документа международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».
Работа с терминами:
- «презентация» - подарок, представление;
- «конвенция» - договор, соглашение;
- «Конвенция о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.
2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».
Слайд №2. Дорогие друзья! Вы, как юные граждане России, имеете определенные права и обязанности, которые признаны как Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, федеральным законодательством, так и международным документом — Конвенцией ООН о правах ребенка.
- так что такое право? (это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
Слайд № 3. В чем важность защиты прав детей? В каком состоянии в наше время находится эта, несомненно, важная часть жизни нашего общества? По данным статистики большое количество российских детей находится в тяжелом положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в спец интернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН. Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми , так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
Слайд №4. Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни. Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств. Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению. Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны. Именно это послужило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.
Слайд № 5. Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. (Принята 10 декабря 1948 г. ООН).Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств. Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».
Слайд № 6. Так что означает слово «Конвенция». Конвенция – это международный документ, подписанный несколькими или всеми государствами мира, касающийся какого либо важного вопроса.
Слайд № 7. В 1946 году создан Детский фонд ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям. 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. 1979 год Международным годом ребенка. Проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Вступил в силу 2 сентября 1990 года.
3. Рассмотрение содержания Конвенции (постатейно), в форме эвристической беседы с учащимися.
Слайд № 8. В чем же значение этого документа? Конвенция о правах ребенка по существу является «мировой конституцией» прав ребенка. Каждое право отражено в ней в отдельном разделе или, как это принято в правовых документах, — статьях.Зная свои права, ты будешь успешным в своих делах и сможешь лучше ориентироваться в сложном современном мире, а при необходимости, грамотно отстаивать свои интересы.
Слайд № 9. Конвенция о правах ребенка строится на 4 основных принципах: недискриминация, наилучшее обеспечение интересов ребенка, право на жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов ребенка.
Слайд №10. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах.
Слайд №11. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны.
Слайд №12. Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста.
Слайд №13. Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
Слайд №14. Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
Слайд №15. Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.
Слайд № 16. Статья 5 и Статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
Слайд №17. Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.
Слайд №18 Статья 7 и Статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства
Слайд №19. Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Слайд №20. Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Слайд №21. Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.
Слайд №22. Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Слайд №23. Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.
Слайд №24. Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
Слайд №25. Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь.
Слайд №26. Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.
Слайд №27. Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.
Слайд №28. Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.
Слайд №29. Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.
Слайд №30. Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.
Слайд №31. Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.
Слайд №32. Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.
Слайд №33. Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
Слайд №34. Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
Слайд №35. Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком
Слайд №36. Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
Слайд №37. Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.
Слайд №38. Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Слайд №39. Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.
Слайд №40. Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.
Слайд №41. Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.
Слайд №42. Статья 41 СТАТЬЯ 41 «О ПРИМЕНЕНИИ НАИВЫСШИХ НОРМ» Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.
Слайд №43. Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
Слайд №44. В статьях 43-54 описываются конкретные способы защиты прав детей государствами, подписавшими Конвенцию.
Слайд №45. Тот, кто о Конвенции не знает,
Много в этой жизни потеряет.
Мы права свои учили в школе,
Чтобы в дружбе жить и в доброй воле.
Будет жизнь волшебной и прекрасной,
Мы права учили не напрасно.
Пусть всегда над нами солнце светит,
Пусть живут в добре и счастье дети.
Ребята, давайте просмотрим отрывки старых советских мультфильмов и определим о каких правах ребенка идет в них речь? (Ответы и предположения учащихся).
4. Рефлексия.
Ребята, давайте, ответим на ряд вопросов:
- Что такое Конвенция о правах ребенка?
- Когда принят этот документ?
- Какая организация приняла его?
- Кто такой ребенок?
- Какие права детей вы знаете?
- Как называется человек, который занимается защитой прав детей?
5. Подведение итогов мероприятия. Слайд № 46.Итак, нормы, закрепленные в Конвенции о правах ребенка получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую люди просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.
Ребята, в конце нашего мероприятия хочу раздать Вам выдержки из Конвенции о правах ребенка (раздаточный материал – Приложение 1)., чтобы Вы всегда были юридически грамотны и защищены самым грозным оружием в современном мире – знанием своих прав. Будьте счастливы!
Приложение 1
Конвенция о правах ребенка – правовая основа детского благополучия
Принята 20 ноября 1989 г. ООН.
В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:
Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.
Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной степени выживаемость и развитие ребенка». Также Конвенция признает право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище), право на собственное имя и национальность.
Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам.
Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей.
Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.
Урок правового просвещения «27 лет со дня принятия Конвенци
PPT / 1.76 Мб