Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной деятельности (5-7 лет)

4
1
Материал опубликован 27 April 2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной деятельности.

Составитель: Абросимова Н.П., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад, ВКК.

Возрастная группа: речевая группа (дети 5-7 года жизни)

Форма совместной деятельности: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Цель: Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи:

- познавательные:

закрепить с детьми понятие «право» в доступной для их возраста форме;

систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;

создавать условия для их практического применения;

рассмотреть и проанализировать права сказочных героев в литературных произведениях.

- воспитательные:

воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;

способствовать развитию вежливости, доброжелательности, ответственности.

- развивающие:

развивать правовое мировоззрение;

развивать умение рассуждать, анализировать, общаться в детском коллективе;

расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

развивать эмоциональную сферу,  коммуникативные навыки и умения.

Средства:

наглядные: иллюстративный материал к сказкам, солнышко, тучки, книги, картинки – раскраски по сказкам, цветные карандаши.

литературные: пословицы и поговорки, стихи.

оборудование: игровые медицинское принадлежности, коробочка, зеркало, разрезная картинка, мольберт, магниты.

Этапы совместной деятельности

Содержание

деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Ожидаемый

результат

1. Мотивация к деятельности детей.

Цель: Организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать, мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети по одному входят в групповое помещение, приветствуют присутствующих разными словами (Доброе утро, здравствуйте, добрый день…) и называют своё имя. Встают полукругом. Педагог тоже приветствует всех и называет своё имя.

-Ребята, вы сейчас назвали своё имя.

- Как вы думаете, зачем человеку имя?

(Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться).

-.В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Как вы думаете, что это за книга? (Это книга, где записаны права детей.)

Никто и никогда не может забрать у вас ваше имя. Мне очень нравятся какие имена дали вам ваши родители, а как они вас называют ласково?

Словесная игра «Назови своё имя ласково»

Вовлекает в совместную деятельность, стимулирует любознательность, интерес, эмоционально включает в действия, создает игровую, проблемную, мотивационную ситуацию через вопросы.

Показывает детям книгу. Обращает на неё внимание детей, задаёт вопрос.

Организует словесную игру.

Слушают, размышляют, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, что написано в данной книге.

Называют ласково свои имена.

Умеет управлять своим поведением, соблюдает общепринятые нормы поведение, проявляет готовность к действию.

Знакомы с документом, где написаны права ребёнка.

Знают как можно изменить своё имя и назвать его ласково.

2. Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.

Цель: Актуализация знаний детей, создание проблемной ситуации, выявление проблемы, постановка цели деятельности.

- Ребята, сегодня я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Праволандия. (от слова ПРАВО). В этой стране жили люди, звери, насекомые и все были счастливы, потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. И светило над этой страной очень яркое солнце, от лучей этого солнца у жителей города было всегда хорошее настроение. И все бы у них было хорошо, если бы...

- Однажды это солнце не закрыли тёмные - претёмные тучи, налетел злой холодный ветер, и все жители Праволандии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны надеются, что кто-нибудь им поможет освободить солнце, разогнав тучи, и вернуть им их права. - Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать людям,  попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Праволандии? Я тоже думаю, что сможем. Поможем разогнать злые тучи, а заодно и узнаем права жителей этой страны.

Выявление «знания-незнания», стимулирование общения, любознательности детей, создание ситуации выбора, поощряет детей к высказыванию, отвечает на вопросы, вовлекает в совместное планирование, поддержка детской инициативы.

Рассказывает детям о беде, которая случилась в сказочной стране. Обращает внимание детей на иллюстрацию солнца, закрытого тучами.

Подводит к размышлению.

Нацеливает на дальнейшие действия.

Слушают, стараются понять проблему, высказывают свое суждение о проблеме, предлагают пути решения данной проблемы.

Умеет слушать, отвечать на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно предложить решение проблем, способны к принятию собственного мнения, решения.

3. Решение проблемы

Цель: Формирование элементарных представлений о правах детей, установление причинно следственных связей между ними.

-И так, в Праволандию вперёд.

Много там чудес нас ждёт,

Будем задания все выполнять

И жителям этой страны помогать.

А помогут нам в этом вот эти книги, которые стоят на нашей книжной полке.

(Книги К.И.Чуковского: «Айболит», «Муха—Цокотуха», «Телефон») «Приключение Буратино,» «Теремок».

Берём (по желанию детей) любую книгу.

-Воспитатель читает абзац. (Вдруг какой-то паучок, нашу муху в уголок поволок…

О каком праве напоминают нам эти строки? (Право на свободу, на неприкосновенность). В каких сказках нарушено это право?

(Сказка «Гуси –лебеди»,

-Что случилось с героем этой сказки?

«Волк и семеро козлят».

-Что сделал волк?

«Маша и медведь»

-Для чего медведь удерживал девочку?

Никто не имеет права ограничивать свободу детей.

-Мы помогли вернуть это право жителям страны Праволандии, убираем одну тучку.

Вторая книга «Телефон»

-У меня зазвонил телефон, кто говорит? Слон…

А потом позвонили цапли… (диалог с ребенком).

-Ребенок Нельзя ли прислать капли.

Мы лягушками нынче объелись,

У нас животы разболелись.

-О каком праве говорится в этом отрывке? (право на здоровье).

-А что значит «имеет право на здоровье»?

В какой ещё сказке нарушено это право?

(В сказке Айболит, заболевшие звери не получили помощи пока не приехал Айболит).

Д-упр. «Помоги Айболиту собрать необходимое медицинское оборудование».

Жители Праволандии благодарят вас , что вы вернули им право на здоровье. (убираем ещё одну тучку).

Воспитатель берёт книгу с книжной полки и загадывает загадку про Буратино.

«На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …» (Буратино).

-Для чего Папа Карло подарил ему Азбуку?

-Какое право имеет Буратино? (право на образование).

Посмотрите на иллюстрации и выберите те, на которых отображено это право. (Сказки «Золотой ключик», «Вовка в тридевятом царстве»,

«Лесная школа».)

-Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?

«Век живи – век учись».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Учиться никогда не поздно».

«Учиться всегда пригодиться».

«С книгой дружить – грамотным быть».

-Вот и ещё мы убираем одну тучку с

нашего солнышка.

Физминутка «Крикнешь громко рассержусь» (дети становятся в круг и повторяют движения согласно тексту).

Крикнешь громко – рассержусь

Рассержусь и отвернусь.

Скажешь тихо – повернусь

Повернусь и улыбнусь.

Топнешь громко – рассержусь

Рассержусь и отвернусь.

Топнешь тихо – повернусь

Повернусь и улыбнусь.

Хлопнешь громко – рассержусь

Рассержусь и отвернусь.

Хлопнешь тихо – повернусь

Повернусь и обнимусь.

-Ребята, посмотрите, какая – то сломанная постройка здесь, интересно, что это за строение?

Д-упр. «Построй дом» (Из бумаги на мольберте составить дом, начиная с фундамента). Из какой сказки этот домик? (Теремок).

(имя ребёнка) –Найди на книжной полке эту книгу.

Что случилось с героями сказки?

Какое право нарушил медведь?

Как он решил исправить свою ошибку?

В каких ещё сказках нарушено право на дом и семью?

(«Заюшкина избушка», «Три поросёнка»,

-Какой замечательный дом получился. Я думаю, что кто – нибудь из сказочных героев обязательно в нём поселится и будет жить.

-Ещё исчезает одна тучка с солнышка.

Задает вопросы, стимулирует процесс мышления, рассказывает, объясняет, рассуждает, предоставляет возможность задавать вопросы, проявляет уважение к детским высказываниям, комментирует детские высказывания, выражает искреннее восхищение, устанавливает ограничения.

Создаёт ситуации для проявления детской инициативы и самостоятельности;

Выходит с детьми на диалог.

Учит рассуждать, делать самостоятельно выводы.

Предлагает поиграть, выбрать те предметы, которые необходимы врачу для работы.

Обращает внимание детей на книжную полку, приобщает их к чтению художественной литературы.

Читает загадку. Подводит детей к обсуждению.

Включает детей в деятельность, организация работы с наглядным материалом,

Предлагает детям выбрать иллюстративный материал, который отображает право на образование.

Предлагает вспомнить знакомые пословицы и поговорки.

Динамическая пауза.

Организует физминутку для расслабления детей.

Обращает внимание детей на разрезную картинку, нацеливает на игру.

Включает детей в деятельность, способствует тому, что бы дети самостоятельно решали возникшие проблемы, советует, поддерживает.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Выражает искреннее восхищение, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию, проявляет уважение к детским высказываниям.

Отвечают на вопросы, наблюдают за действиями других детей, проявляют изобретательность, выстраивают полный ответ.

Самостоятельно выбирают книги.

Вступает в диалог с воспитателем.

Принимают участие в игре, классифицируют предметы по назначению.

Отгадывают загадку, беседуют по содержанию.

Рассматривают и выбирают нужные иллюстрации,

Рассказывают знакомые пословицы и поговорки.

Выполняют движения в соответствии с текстом для снятия напряжения и утомления.

Участвуют в обсуждениях, высказывают своё мнение, опираясь на картинку, что должно получиться.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

Составляют из частей целое.

Отвечают на вопросы.

Слушают, выражают различные эмоции посредством действий, слов, делятся впечатлениями,

Проявляет инициативу и самостоятельность, открыт внешнему миру, взаимодействует с воспитателем и детьми, имеет развитое воображение, творчески решает проблему, способен к волевым усилиям, проявляет способность совместной деятельности.

Знают сказки, рассказывают их.

Знают медицинские принадлежности, их применение.

Могут из нескольких иллюстраций выбрать необходимые для дальнейшей деятельности.

Знают пословицы, поговорки, могут применять их.

Могут соотносить слова с действием.

Могут составлять из частей целый предмет, анализировать.

Умеют радоваться своим результатам.

Знают сказки, называют их.

Соотносят поведение сказочных героев с нарушением прав.

4. . Закрепление

Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; умение мыслить: сравнивать, обобщать, анализировать, проводить наблюдение,

Ребята, осталась только одна тучка.

Оказывается у жителей Праволандии есть не только права, но и обязанности. Как вы думаете, какие обязанности есть у вас? (ответы детей)

Игра «Кто самый важный на Земле?

Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя коробочка, а в ней отверстие. Внутри коробочки, на дне лежит зеркало. Воспитатель говорит, что ему прислали коробочку, в которой можно увидеть изображение самого важного человека на Земле. Предлагает детям посмотреть на этого человека, но другим не рассказывать, пока все не посмотрят. В конце спрашивает, кто же самый важный человек на Земле?

(ответы детей).

Предлагаю коробочку 2,3 детям.

Словесная. игра « Назови какой ты?»

-И последняя тучка исчезает с нашего солнышка.

Задаёт вопросы.

Подводит к размышлению, предлагает рассказать об обязанностях детей.

Организует детей, концентрирует внимание на основное правило игры.

Формирует у ребенка позитивное отношение к своему «Я»,

даёт понять, что каждый человек - личность и он должен любить и уважать себя.

Делают самостоятельный выбор.

Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.

 

Принимает участие в игре, подбирает слова по отношению к себе.

(играют словами)

Знают свои обязанности рассказывают о них.

Проявляет инициативу, самостоятельность и творчество, уверен в своих силах, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

5. Рефлексия (анализ и результат)

Цель: Выявить о оценить результаты деятельности эмоционального состояния детей.

(Имя ребёнка) -Что главное ты для себя сегодня запомнил?

-Поделись своими впечатлениями.

-О чём бы ты рассказал сегодня маме с папой?

-Ребята, жители страны Праволандия благодарят вас за помощь, за то, что вы помогли вернуть им их права, и яркое теплое солнышко. Пусть больше никто и никогда не сможет забрать права не у этих жителей, не у нас с вами.

Стихотворение (дети)

1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва,у него уже с пеленок появляются права!

2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;

3. Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий мирный сон.

4. Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

5. Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым.

6. И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

Выражает признательность, задает вопросы стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания, поддерживает, советует.

Предлагает закрепить права детей через чтение стихотворения наизусть.

Следит за выразительностью речи детей, чётким произношением звуков.

Выражают собственное суждение, делятся впечатлениями, рассказывают о своих чувствах.

Рассказывают стихотворение «цепочкой».

Самостоятельно исправляют речевые ошибки.

Способен оценивать свою деятельность, свой вклад в решении проблем.

Знают права, называют их.

Могут выразительно читать стихи.

7. Открытость.

Ребята, на столах лежат картинки – раскраски к сказкам, в которых нарушены права сказочных героев. Выберите себе любую, в свободное время в группе или дома можете раскрасить их, рассказать своим друзьям или родителям о своих правах.

Предлагает закрепить материал в продуктивной деятельности.

Следит за правильностью выполнения задания.

Рисуют, делятся впечатлениями.

Проявляет готовность к действию.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал

27 April 2018