Урок-проект в 1 классе «Живая азбука»
Васильева Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
Горловской специальной школы – интерната № 16
Урок-проект в 1 классе «Живая азбука»
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков в ходе проектной деятельности.
Цель: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Живой азбуки”, учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов, воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Задачи:
развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний,
формирование навыков исследовательской деятельности,
отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией,
пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.
Роль учителя: координировать весь процесс учебной творческой деятельности, помогать детям в поиске источников информации, самому быть источником информации, поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.
Роль учеников: создание одной страницы азбуки соответственно заключённому с учителем плану.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, презентация учителя к уроку, презентации учащихся для каждой буквы, толковый словарь, карточка-заготовка, картинки ко всем буквам алфавита, сборник загадок, скороговорок для детей.
Организация деятельности: индивидуальная, коллективная.
Использование информационных технологий: оформление индивидуальных страничек в MS PowerPoint:
Итог, результат: создание и защита проектов, сопровождающихся мультимедийными презентациями. В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики закрепляют знание алфавита. Создание общего сборника "Живая азбука", который можно распечатать.
Ход урока.
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
На парте должно быть все необходимое к уроку.
2.Мотивационный момент.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем путешествовать по страницам азбуки, вспомним, с чем мы знакомились на уроках обучения грамоте.
Ученик:
Беру азбуку в последний раз,
Несу азбуку в просторный класс,
И дорогой азбуке, я говорю, БЛАГОДАРЮ.
Ты книга первая моя
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книжки я смогу прочесть.
3.Актуализация знаний о буквах.
-А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?
- Cколько букв в русском языке?
- На какие группы делятся буквы русского языка?
- Cколько гласных?
- Сколько согласных?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки. (Ч, Щ, Й)
- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки. (Ж, Ш, Ц)
4.Постановка цели и темы урока.
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о буквах?
- Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.
- Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
1. Работа в парах.
У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их.
На карточках появляются слова: АЗБУКА и АЛФАВИТ.
-Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Алфавит, азбука)
Что такое азбука, алфавит?
III. Изучение нового материала.
1. Ребята, вы не раз слышали выражение: Я – последняя буква в алфавите. Почему так говорят? (Обсуждение поговорки).
2. Исследовательские вопросы.
1) Как образовалось слово «алфавит».
2) Для чего нужен алфавит?
3) Где применяют алфавит?
– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)
Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название. Азбука или алфавит появилась на свет благодаря двум монахам Кириллу и Мефодию. Они придумали славянскую азбуку более 1000 лет назад, которой мы до сих пор пользуемся.
- Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).
- Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).
-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.
Практическое пользование алфавитом. Игра.
Все буквы в слове на доске оказались перепутанными
Буквы-значки, как бойцы на парад в строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит и называется всё …( алфавит)
Физ. минутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж)
Ручками похлопали (З, И, Й, К, Л, М, Н, О)
(Махи руками П, Р, С, Т, У, Ф, Х)
(Приседания Ц, Ч, Ш, Щ)
Повороты Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я)
Изготовление "Живой азбуки".
Ребята, вспомните, когда вы впервые познакомились с буквами. Это было еще тогда, когда вы были малышами. Скажите, по какой азбуке маленьким детям интересней знакомиться с буквами? Как она должна быть оформлена?
Сегодня я предлагаю вам сделать "Живую азбуку». Для этого нам понадобится лист-заготовка, который лежит у вас на парте, клей-карандаш и цветные ручки.
Каждый из вас сделает одну страничку нашей "Живой азбуки". Чтобы было интересно изучать буквы по нашей азбуке, мы украсим страничку буквой и картинкой, а на строчках надо написать предложение об этой картинке. Можно составить свое предложение, а можно записать загадку, отгадка, которой будет картинка.
Скажите, по какому признаку вы будете выбирать картинку? (Предмет на ней должен начинаться с заданной буквы).
Распределяются буквы между учащимися в классе (по первой букве фамилии). Исключаются буквы "Ы, Ъ, Ь". Учитель заготавливает карточки с этими буквами заранее, они будут образцом и также буквы не использованные учащимися делает учитель, показывая принцип оформления странички азбуки .
Этапы работы над проектом.
(Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.)
1этап. “Подобрать картинку, название которой начинается на заданный звук”.
(учащиеся могут использовать заготовки картинок, интересно и полезно использовать в работе разные техники аппликации. «Рваная аппликация» позволяет развивать у детей мелкую моторику пальцев. Можно заранее приготовить и раздать учащимся листы картона, на которых уже будут обозначены контуры букв. Могут искать в коллекции интерактивной доски).
2этап. “Найти загадку, отгадка которой начинается на заданный звук”
( учащиеся работают с различными источниками: книги, сборники загадок, поиск в интернете детский портал «Солнышко»).
3 этап. “Подобрать стихотворение (скороговорку), где часто встречается заданный звук”
Знакомство с Азбуками разных писателей.
- Ребята, многие детские поэты написали веселые стихи, помогающие детям запомнить порядок букв в алфавите. Одна из самых популярных необычных азбук - это веселая азбука поэта С.Я. Маршака "Про все на свете" Азбука состоит из двустиший, посвященных буквам алфавита. Особенность двустиший заключается в том, что каждая строчка в них начинается с одной той же буквы.
Чтение детьми отрывка из азбуки С. Маршака
Воробей просил ворону Ель на ёжика похожа:
Вызвать волка к телефону. Ёж в иголках, ёлка — тоже...
Учащиеся выбирают четверостишие к своей букве.
4 этап. “Оформление и презентация своей страницы азбуки».
Детям были даны творческие задания – подготовить к уроку макет презентации своей буквы (по одному слайду). На уроке дети дополняют презентацию странички своей буквы найденной информацией. Оформление страниц происходит индивидуально, каждый ребенок творчески подходит к решению данной задачи.
По завершению работы над азбукой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.
Итоги урока.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
Все мы сегодня говорим:
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Хором: Спасибо Азбуке родной!
- За то, что вы научились читать и писать, я хочу вам тоже вручить вот такие медали и удостоверения на память о том, что вы закончили изучать азбуку. Молодцы. Хочется верить в то, что полученные знания вы будете использовать и тогда, когда станете взрослыми.
- На этом наш проект «Живая Азбука», в ходе которого мы с вами посетили библиотеку и записались туда читать книги, провели урок чистописания, где показали, как мы научились писать, мы закончим. Спасибо, ребята.