12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина20
Костромская обл.

МБОУ «Гимназия №1» города Костромы

 

Методическая разработка урока

Предмет: Обучение грамоте

Тема: «Азбука» Л. Н. Толстого

Класс: 1

УМК Развивающее развитие «Эльконин-Давыдов»

Автор разработки: Белянкина Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

2019 год

Кострома

Урок обучения грамоте 1 класс 2019 год

«Азбука» Льва Николаевича Толстого

Цели урока:

Сформулировать особенности Азбуки Толстого; познакомить учащихся с Яснополянской школой и её учителем Л.Толстым; инсценировать рассказы Л.Толстого.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с особенностями Азбуки Толстого, творчеством Л. Н. Толстого, с рассказами из «Азбуки»; рассказать о Яснополянской школе и её учителе Л.Толстом;

сформулировать сходства и отличия Букваря Репкина и Азбуки Толстого, заполнить плакат-проект по данным отличиям; отрабатывать навыки слогового чтения и чтения целыми словами, формировать навыки правильного и выразительного чтения; умение вчитываться в содержание произведения; находить главную мысль – мудрость в тексте; выработка навыков грамотного читателя; умение делать выводы, проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль; обогащать словарный запас; пробуждать интерес к чтению; активизировать мыслительную деятельность; развивать культуру речи учащихся; учить работать в группе; выполнять определённую роль (мудрец, секретарь, командир, курьер, оратор); развивать артистические способности; умение выступать перед публикой; развивать умение письменно отвечать на вопросы; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении предмета, гуманного и толерантного отношения друг к другу); формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать; учиться прислушиваться друг к другу и к совместной работе; воспитание интереса к литературному наследию; чувство товарищества и коллективизма; воспитание вежливого зрителя; формировать представление о нравственном поведении.

Здоровьесберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, двигательная активность при инсценировании рассказов и во время выводов урока, переключение на разные виды деятельности).

Технология: «Перевёрнутый» класс.

Оборудование:

- презентация 1 (смотрят дома) «Азбука Толстого»

- презентация 2 «Как Л.Толстой учил детей в Яснополянской школе».

- портрет А.Толстого

- выставка книг (разные издания Азбук и Букварей) на подставке

- реквизит в коробке для инсценирования рассказов (платочки на голову, запелёнутая кукла, коробка – клетка с птичкой, лопата, саженец яблони, ведро, соска для куклы, конь-игрушка, разбитая чашка, кепка, шапка деду)

- плакат «Сходства и различия Букваря Репкина и Азбуки Толстого»

- маркеры, магниты

- «Стол-помощник» с такой табличкой

- задания группам (вопросы по домашней презентации) с рис.Мудрой Совы

- листы для ответов групп с рис.Мудрой Совы

- задания группам с названиями рассказов для инсценирования

- видео физ.минуток

- «зелёная волшебная палочка»

- репродукции картин: М. Кустодиев “Школа В Московской Руси”, Н.П. Богданов – Бельский “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”.

- наливные яблочки в корзинке детям и гостям

- зелёные карандашики в подарок

- распечатанные слайды домашней презентации

Сценарий урока.

Предварительная часть (подготовка дома).

Дома дети смотрят полученную за неделю до урока по электронной почте презентацию «Азбука Л.Толстого», устно отвечают на задания Мудрой совы по данной презентации.

Презентация 1 «Азбука Толстого»

1 часть Физминутка-зарядка «Уж мы сеяли ленок».

2 часть Приветствие, запуск мыслительных функций.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Доброе утро, все наши гости.

Поприветствуем 5 наших учебных команд. Встаньте командиры групп, секретари-писари, ораторы, мудрецы, курьеры.

- Подходит к концу период обучения грамоте по нашему чудесному Букварю, который несомненно стал Вашим дорогим школьным другом. Но раньше было много и других Букварей и Азбук. На последних уроках мы с вами познакомились с Азбукой Ушинского (см. проект на дополнительной доске), на Дне Науки с Букварями и Азбуками советских лет (см. в классе выставку). А сегодня познакомимся с ещё одной старинной азбукой.

А сначала «разогреем» наш мозг, попробуем разбудить и включить его в работу (Упражнение «Кросс» указательными и большими пальцами):

- Мы бежим сегодня кросс.

Добежать бы – вот вопрос.

Мы бежим, бежим, бежим,

До Азбуки Толстого добежим.

3 часть Вступление, тема урока, задачи урока.

Да, сегодня мы познакомимся с ещё одной старинной азбукой – «Азбукой» Л.Толстого (фото на доске) и в ходе урока попробуем создать карту-проект по этой теме (большой плакат-основа висит на доске; столбики таблицы про современный Букварь Репкина уже заполнены на предыдущих уроках).

Родился, жил и писал свою Азбуку Л.Толстой в красивом, чудесном местечке под Тулой Ясная Поляна. Ещё в детстве маленькому пятилетнему Лёвушке старший брат Николай  рассказал, что там на краю оврага зарыта зелёная палочка, а ней написана главная тайна о том, "как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Стоит найти зелёную палочку и раскрыть тайну, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, все будут счастливы.

Так и не нашёл Лев Толстой такой волшебной зелёной палочки, но даже похоронить его он попросил неподалеку от дома на краю оврага на "месте зелёной палочки".  И я в детстве тоже не нашла. Но нам повезло, нам наш мудрый дедушка Ус (герой нашего Букваря Репкина) нашёл и прислал из Ясной поляны такую волшебную зелёную палочку. Вот она (показывает учитель палочку детям). Поверим, что она волшебная. Поднимите руку, кто верит, что она волшебная? И я тоже верю. Она нам сегодня поможет провести урок.

Зелёной палочкой взмахнём

И в домашнюю презентацию попадём.

4 часть Проверка домашнего задания.

Дома вы посмотрели презентацию и выполняли по ней задания Мудрой Совы.

Презентация 1 «Азбука Толстого»

Проверим предварительное задание Мудрой Совы, которое вы делали дома.

Курьеры групп возьмите лист с заданиями (на каждом листе рисунок Мудрой Совы).

Мудрецы обдумывайте вопрос, задание.

Секретари-писари пишите ответ на свитке Мудрой Совы.

Ораторы готовьте устный ответ.

Командиры организуйте работу и всем помогайте.

Работа в группах.

1). Для кого, когда и сколько лет создавал свою Азбуку Л.Толстой?

Для богатых и бедных детей, которые учатся грамоте; «Азбука» - 1872 год, «Новая азбука» - 1875 год; 17 лет

2). Сколько частей в Азбуке? Сколько книг? Какой алфавит использовал в своей Азбуке Л.Толстой?

4 части; «Азбука», «Новая Азбука»; старо-славянский алфавит

3). Какие жанры литературного творчества использует Л.Толстой в Азбуке?

Рассказы, сказки, стихотворения, басни, были, былины, загадки, пословицы и поговорки

4). Кто является героями произведений Л.Толстого в Азбуке?

Чаще всего это дети и животные

5). Каким наукам учили произведения Азбуки?

Чтению, письму, арифметике, окружающему миру, истории, религии

Секретари-писари заполняют ответы в табличках.

Курьеры прикрепляют таблички к номеру своей группы.

Ораторы выступают у доски.

Остальные дети слушают ответ, соглашаются с ним или нет, показывают ладошкой сигнал «Согласен» или «Не согласен»

Дополнительные задания для мудрецов:

- Какой алфавит использовал в своей Азбуке Л.Толстой? Совпадает ли он с нашим?

Алфавит старо-славянский.

Разное количество букв, «лишние» буквы, отсутствие буквы й в алфавите (она в то время не считалась отдельной буквой), другое местоположение буквы ё, буква ять (е - долгое) – на месте буквы е; буква i (и - ровное) - на месте буквы и; исчезла буква твёрдый знак (буква ер) после согласных на конце слова.

- Какой метод обучения чтению использовал Л.Толстой? (не звуковой метод, а слоговой, учил читать складами, что было долго и утомительно)

- Почему название не Букварь, а Азбука? (А- аз, Б – буки, по первым буквам старинного алфавита)

5 часть Сходства и различия Букваря Репкина и Азбуки Толстого.

Дедушка Ус (рисунок на плакате) просит нас определить сходства и различия Букваря Репкина и Азбуки Толстого.

Мудрецы объясняют и распределяют-прикрепляют ответы на плакате «Букварь Репкина и Азбука Толстого. Сходства и отличия»

1 колонка. Чем отличается Азбука Толстого от современного Букваря?

- название, автор

- год издания

- другой алфавит

- звуковой (Репкин) и слуховой (Толстой) методы обучения чтению

- в Азбуке Толстого произведения по разным наукам

- 1-2 части (Репкин) и 4 части (Толстой)

- для всех детей (Репкин) и больше для крестьянских детей (Толстой)

2 колонка. А чем похожи Азбука Толстого и наш современный Букварь?

- первая учебная книга

- для всех детей (богатых и бедных)

- разные жанры (загадки, пословицы, рассказы, сказки, басни, были)

- постепенность, от простого к сложному

«Свободный микрофон»

Выскажите свои впечатления и дополнения к ответам по Азбуке Л.Толстого.

6 часть Физминутка с волшебной зелёной палочкой.

Зелёной палочкой взмахнём

И на физкульминутку попадём.

- Поднимаю палочку вверх – прыгаем, двигаю из стороны в сторону – наклоны, опускаю вниз – приседаем.

7 часть. Работа над рассказами из Азбуки.

- Вся мудрость, вся истина, вся жизнь, весь космос кроется в прекрасных рассказах Азбуки Толстого. Сейчас мы с ними поработаем.

Зелёной палочкой взмахнём

И в рассказы попадём.

Зелёная палочка, распредели, пожалуйста, рассказы между группами.

Ребята, загибаем пальчики, чтобы запомнить задания:

Надо текст прочитать

Распределить роли

Найти реквизит

Выучить роль и отрепетировать

Подумать, какая мудрость есть в этом рассказе

Курьеры берут лист с названиями рассказов для инсценирования, выбирают из коробки необходимый реквизит. Дети группы под руководством командира рассказ читают, распределяют роли и инсценируют его у доски.

Сядем теперь, как зрители, просмотрим выступления групп:

1). Петя и Миша делят коня.

2). Подкидыш.

3). Правда всего дороже.

4). Чиж у Вари.

5). Старик и яблони.

Приложение 1.

После каждого выступления другие группы говорят, за что можно выступающую группу похвалить (хорошо знали роль; распределили роли среди всех членов группы; были артистичны и др.)

Мудрецы рассказывают, какую мудрость они раскрыли в том или ином рассказе или подбирают подходящую по смыслу пословицу (лист лежит на столе-помощнике).

1). В тесноте да не в обиде.

2). Вместе тесно, а врозь скучно.

3). Правда всего дороже.

4). Жизнь дана на добрые дела.

5). Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

6). Свобода всего дороже.

- А я вам раскрою секрет. В последнем рассказе прообразом старика является сам Л.Толстой. Он в своём имении Ясная поляна сажал яблони. Они и по сей день растут, цветут, плодоносят и радуют всех гостей и туристов. И нам прислали посылку с чудесными наливными яблочками из Ясной Поляны. Вот они в этой прекрасной плетёной корзиночке. И вы, гости, тоже угощайтесь толстовскими, яснополянскими яблочками.

Зелёной палочкой взмахнём

И в тишину мы попадём.

Посмотрите внимательно: к яблочкам прикреплены листочки, на которых написаны загадки. Их сочинил тоже сам Лев Толстой. Прочитаем и попробуем отгадать их.

Приложение 2.

8 часть. Как Л.Толстой учил Азбуке крестьянских детей в Яснополянской школе.

Просмотрев дома презентацию, многие из вас ещё больше удивились, что Л.Толстой не только сам Азбуку написал и является автором её рассказов, но ещё и сам преподавал её крестьянским детям, был учителем школы.

Зелёной палочкой взмахнём

И в школу Толстого попадём!

Потрём височки, чтобы информация лучше запоминалась и усваивалась.

Презентация 2 «Как Л.Толстой учил детей в Яснополянской школе».

9 часть Физкультминутка (бегаем, играем в снежки, плаваем, учимся, тянем руку, косим сено и др. под музыку) во время слайдов презентации.

- Что потрясло, удивило, впечатлило вас в школе Л.Толстого?

- За что уважали ученики своего учителя?

- Хлопните 1 раз, кому понравилась Азбука Толстого и его Яснополянская школа; хлопните 2 раза, кто хотел бы учиться по такой Азбуке и в такой школе. В Туле сейчас открываются экспериментальные классы, где учат детей по Азбуке Л.Толстого (школа «Возрождение»). Азбуку Л.Толстого снова стали переиздавать и изучать в школах. В марте 1994 года в Туле вышла “Азбука Льва Толстого”. Она включает в себя материал двух книг великого писателя—Азбуки и Новой Азбуки, сохраняя верность толстовским текстам.

10 часть Выводы, рефлексия, итоги.

Зелёной палочкой взмахнём

И в итог урока попадём!

Встаньте и выйдите к доске, кто готов сделать выводы урока, передаём из рук в руки волшебную «зелёную палочку», называем, что на уроке понравилось, что затронуло душу, что впечатлило и запомнилось (ответы детей).

Заключительное слово учителя:

А мне понравилось, как вы внимательно слушали, какие у вас были пытливые, любознательные глазки, как вы хорошо отвечали, умело работали в группах и артистично показывали инсценирование рассказов Л.Толстого.

А в «Азбуке» Л.Толстого я больше всего люблю, что тексты там все со смыслом, не примитивные, привычные (Маша ела кашу. Мама мыла раму.). А те, которые воздействуют на душу, делают добрее сердце: о том, как уважать родителей, как быть верными с друзьями, как бережно относиться к старикам, как быть милосердными к калекам. Даже самые первые предложения, прочитанные первоклассниками в Азбуке (Люби Ваня Машу. Люби Маша Ваню.), уже несут любовь к людям, любовь к жизни, любовь к ближнему.

Момент на сплочение детей, обмен положительной энергией (игра «Муравейные братья»: стоим, плотно прижавшись друг к другу, держимся за руки).

Любимой игрой в детстве Л. Толстого была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.

Вот и мы с вами стали муравейными братьями. В подарок о сегодняшнем уроке вы тоже получите «зелёные» палочки – зелёные карандаши. Пусть они сделают вас счастливыми, вы будете красиво, аккуратно писать и хорошо рисовать.

Спасибо всем за урок. Урок окончен.

Приложение 1.

Старик сажал яблони.

Люди говорят:

- Зачем тебе эти яблони?

- Долго ждать с них яблок.

- И ты не съешь с них яблочка.

Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

---------------------------------------------------------------------------------------

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь?

Петя кричал: «Дай мне, мой конь!»

Миша не уступал: «Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!»

Пришла мать: «Раз так, то я возьму у вас коня, и станет конь ничей».

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

Варя говорит: «Пора тебе, Чиж, петь».

А Чиж в ответ: «Пусти меня на волю, тогда я буду весь день петь».

---------------------------------------------------------------------------------------

Мальчик стерёг овец и стал нарочно звать: «Помогите, волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда.

На другой день опять зовёт: «Волк, волк!»

Прибежали мужики, а мальчик опять врёт, смеётся.

На третий день мальчик позвал: «Скорей сюда, волк!»

А мужики уже не поверили, не пришли.

А волк видит, бояться нечего и напал на стадо овец.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?»

Мальчик затрясся от страха, но сказал: «Я разбил…Нечаянно..».

Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

---------------------------------------------------------------------------------------

У бедной женщины дочь Маша нашла в одеяльце маленького ребёнка. Он громко плакал: «Уа! уа!»

Маша закричала: «Мама, я ребёночка нашла!».

Мать сказала: «Нам нечем кормить ещё одного ребенка. Отдадим его в приют».

Маша заплакала и сказала: «Матушка, оставь его. Хватит нам еды, я ему свою отдам».

Приложение 2.

Загадки Л.Толстого

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, трава.)

 Один говорит: «Побежим, побежим»; другой говорит: «Постоим, постоим»; третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся». (Река, берега и трава.)

 Без рук, без ног — под окном стучится, в дом просится. (Ветер.)

 Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит. (Ветер, тучи, солнце.)

 Рассыпался горох на четырнадцать дорог. (Звёзды.)

 Катились каточки по ясному мосточку, увидали зорю пали в воду. (Звёзды.)

 Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

 Загадка: На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

 Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Луковица.)

 Семьдесят одёжек, все без застёжек. (Капуста.)

 Синий цветочек, мал малышочек, Мясо бросят, а "шкурку износят. В землю малый ушёл, в синей шапке пришёл. (Лён.)

 Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб.)

 Летит — воет, сядет — землю роет. (Жук.)

 В тесной избушке ткут холсты старушки. (Пчёлы.)

 Точим скатерти браные, ставим яства сахарные, людям на потребу. (Пчёлы, воск, мёд.)

 Вокруг поля достанут, а вокруг головы не достанут. (Глаза.)

 У двух матерей по пяти сыновей. (Руки.)

 Загадка: Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка.)

 Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок.)

 Два кольца, два конца — в середине гвоздь. (Ножницы.)

 Синенька, маленька, скачет — всех людей красит. (Иголка)

 Бык железный, хвост кудельный. (Иголка с ниткой.)

 Без ног, без рук, рубашки просит. (Подушка.)

 Не живой, а дышит. (Квашня.)

 Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок. (Веник.)

 Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка.)

 Загадка: Не шагает, а ходит. (Дверь.)

 Чёрненька собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

 Два брата глядятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок.)

 Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор.)

 Скоро ест, мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт. (Пила.)

 Лежит - ниже кота, встанет — выше коня. (Дуга.)

 Брат брата трёт, белая кровь идёт. (Жернова и мука.)

 Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет. (Письмо.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.