12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глыбина Ирина Васильевна180
1

Урок – проект «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова в вопросах и ответах»

Урок – проект

«Жизнь и творчество Н.А.Некрасова в вопросах и ответах»

Автор: Глыбина Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы



Технология «Искусство задавать вопросы»

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы;

Целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем, результат деятельности как найденный.

Проектирование – обучение через деятельность.

Организация образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.

Обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, опираясь на приобретенный опыт;

учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают умения презентации и самопрезентации.

 

Система работы с разными по сложности видами вопросов- метод активизации деятельности учащихся за счет побуждения интереса к постановке нестандартных вопросов, стимуляции творческого воображения учащихся.



Задачи:

1.По содержанию: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире;

2.По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.

3. Сформированность основ проектной деятельности

4. Первоначально целостное представление об алгоритме проектной деятельности

5.Осознание субъективной значимости этапов проектирования.

6.Овладение элементарными навыками, соответствующими каждому этапу проектной деятельности.

7.Качественное выполнение творческих проектов.



Этапы работы

Знакомство с материалами учащихся: таблицы, презентации, видеоматериалы, коллаж из произведений Н.А.Некрасова.

Выявление лучших работ (одна от группы) по содержанию и оформлению.

Выступление от группы.

Формулировка вопросов разной сложности и поиск ответов на них.

Выявление фактов и особенностей, за которыми легко наблюдать - Фактический вопрос

  • Что?
  • Когда?
  • Где?
  • Как?

Вопрос, который не имеет однозначного ответа - Конвергентный вопрос

  • Почему?
  • Зачем?

Вопрос, позволяющий понять наличие альтернативы - Дивергентный вопрос



  • Что будет (не будет), если?..

Содержание понятий ситуации и отношения человека к событию, книге… - Вопрос-оценка



Целостная картина изучаемой ситуации – Комбинированный вопрос



Оборудование: мобильный класс





Материал для работы

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1877)

Луначарский, первый нарком просвещения, говорил: «Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, Гед в то время был расквартирован полк, в котором служил его отец.

В1824 году семья переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта.

О детстве поэта, о его семь сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли отражение не только факты его биографии (великолепная память, помнил себя с 3 лет), но и те чувства и переживания, которые вызывали те или иные сцены его жизни.

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) принадлежал к старинном, но обедневшему роду. В молодости служил в армии, в отставке занялся хозяйством. Это был человек очень суровый и своенравный, жестоко эксплуатировавший своих крестьян; за провинности наказывал розгами, не гнушаясь кулачными расправами. Любимая его забава - псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы.

После удачной охоты в доме устраивались кутежи:



« Обычный пир кипит мятежно,

И бедный мальчик у стены

Прижавшись, слушает прилежно

И смотрит жадно (узнаю

Привычку детскую мою)…

Смеются гости над ребенком,

И чей-то голос говорит:

«Не правда ль, он всегда глядит

Каким-то травленым волчонком?

Поди сюда!»- Бледнеет мать;

Волчонок смотрит - и ни шагу.

«Упрямство надо наказать –

Поди, сюда!» - волчонок тягу…

«Ату его!»

(поэма «Несчастные»)



Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым в этой обстановке. Скорее всего: черствость, эгоистичность, душевное опустошение.

Но его спасло то, что с ним рядом была его мать Елена Андреевна (урожденная Закревская) – женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, полная противоположность своему грубому и ограниченному мужу. Их брак – подлинная трагедия. Всю свою любовь она отдала детям (2 сына и дочь): занималась с ними, читала, играла на фортепиано.

Ф. М. Достоевский: «Он говорил мне…со слезами о своем детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери,- и то, как он говорил о своей матери, та сила умиления, с которой он вспоминал о ней, рождали уже и тогда (1840-е) предчувствие, что если и будет что-нибудь святое в его жизни…то, уж конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слез … с матерью…»



Село Грешнево стояло на почтовом тракте, соединяющем Ярославль и Кострому. Барский дом стоял у самой дороги, которую называли также Сибиркой и Владимиркой. Множество людей проходило и проезжало по этой дороге. Позднее Некрасов вспоминал:



«У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Копатель канав вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит»,
(«Крестьянские дети»)



Но самое сильное и жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников, направлявшихся в далекую и холодную Сибирь.

Недалеко от Грешнева протекала Волга. Целые дни Некрасов проводил со своими деревенскими друзьями здесь, помогая рыбакам и проч. Но однажды был потрясен картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную баржу. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:



«О горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..»

(«На Волге»)



В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Обучение там было плохо. Учился Некрасов неровно. Но читал очень много, хотя и беспорядочно. Однажды, копаясь в заброшенном шкафу, он нашел рукописный список оды Пушкина «Вольность» и перевод поэмы Байрона «Корсар».

Интерес к творчеству у Некрасова пробудился рано (с 7 лет), но писал до гимназии от случая к случаю – слабые попытки рифмовать. В гимназии же к поэзии стал относится серьезнее. Но « что ни прочту, тому подражаю».

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию (успехи незначительны, к экзаменам не готов, отец оказался платить за обучение)

Год – дома. Затем Петербург – для поступления в Дворянский полк (так хотел отец).

Военной карьеры не хотел, мечтал учиться в университете, и заняться литературным трудом.

В Петербурге нет ни родных, ни знакомых. Деньги быстро таяли. Из гостиницы пришлось перебраться на дешевую квартиру на Малой Охте, где жили мастеровые. Узнав, что сын ослушался, отец отказал ему в помощи. В университет Некрасов не поступил: скудны оказались его знания. Кто-то помог ему пристроить в печать стихотворения. Несколько произведений было напечатано в журналах. Но платили молодым авторам мало, а то и совсем ничего. Некрасов ведет жизнь полную лишений: трущобы, подвалы, чердаки, переписка бумаг, составление прошений за бедных. Сенная площадь, где за 5 копеек или за кусок хлеба писал письма, или в казначействе ставил за неграмотных подписи.

Но все это не сломило Некрасова. Он продолжал мечтать о поступлении в университет, готовился к экзаменам. Но осуществить свою мечту не удалось.

Был неудачен и его литературный дебют в начале 1840 года . Сборник «Мечты и звуки» содержал стихотворения подражательные, в духе уходящего романтизма. Новые знакомые помогали Некрасову начать сотрудничество в газетах и журналах: «Литературная газета», «Пантеон русского и всех европейских театров» и др. Некрасов писал повести, рассказы, пьесы, водевили, критические статьи, рецензии, азбуки, сказки. Использовал псевдонимы: Н. Перепельский, Бухалов, Ив. Бородавкин, Пружанин и др.



«Как тут таланту вырасти,
Как ум тут развернешь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живешь.

Когда нуждой, заботою

Посажен ты за труд.

И думаешь, работая,

Ах, что-то мне дадут!..»

(«Жизнь и приключения Тихона Тростникова» автобиографический роман»)





Тяжелая жизнь ----контрасты города ------ из творчества начинают уходить романтическая мечтательность и отвлеченные идеалы ------ начинают звучать ненависть к сильным мира сего, к сытым и довольным. Здесь учителем Некрасова стал Гоголь.

В 1842 году Некрасов познакомился, а затем и подружился с Белинским.



«Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…»



Подхватывает у Белинского принцип «натуральной школы»: интерес к жизни простого народа, ненависть к крепостному праву, бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам. («Огородник», «Пьяница», «Тройка», «Колыбельная песня», «Современная ода»).

1844-1845 годы издает 2 тома альманаха «Физиология Петербурга»

1846 год «Петербургский сборник».

Издательская деятельность приносит ему успех. Он решает издавать свой собственный журнал – оплот передовой русской общественной и литературной мысли. Таким журналом становится «Современник», основанный еще Пушкиным. В редакцию входят помимо Некрасова Белинский, Герцен, Тургенев, Гончаров.

1 журнала за январь 1847 года стал событием!!!



Весна 1848 года революционные события во Франции, выступления крестьян ----- царское правительство принимает ряд мер ---- строгий цензурный надзор за «Современником» ---- «темная семилетняя ночь пала на Россию» (Герцен) до смерти Николая I в 1855 году.

26 мая 1848 года скончался Белинский.





Любовь Некрасова Авдотья Панаева. Сблизились в результате совместной работы в 1848-1849 году. Заключили гражданский брак. Отношения их не были гладкими и ровными, трудная семейная жизнь.

1850-е годы. В начале 50-х годов Некрасов серьезно заболел, и болезнь прогрессировала с каждым годом.

1856 год. «Стихотворения Н. Некрасова» - стал литературным событием. В этом сборнике Некрасов открыто рассказал обществу тяжелых страданиях народа. Открывало сборник стихотворение «Поэт и гражданин». В сборник также вошли стихотворения 1 гр.- «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня». 2 гр. – сатирические стихотворения - «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Нравственный человек».3 - Поэма «Саша». 4 -Цикл лирических стихотворений «Родина», «Последняя элегия», «Муза», «Блажен незлобивый поэт…»



Министр просвещения Норов запретил переиздание сборника. Начинаются цензурные репрессии.



60 –е годы. Раскол «Современника»

Некрасов, Чернышевский, Добролюбов = революционно-демократическое крыло.

Тургенев, Толстой, Григорович – либерально настроенные авторы.

Повод к расколу – статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» по поводу романа Тургенева «Накануне». Либералы покидают журнал.



Март 1861 года – царский манифест об освобождении крестьян.

Некрасов «Да разве это настоящая воля! Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами». Стихотворение «Свобода».

Напряженная обстановка в стране ------ но революции не происходит ----- репрессии ----- коснулись и журнала ---- скончался Добролюбов. За «вредное направление» журнал закрыли на 8 месяцев. Арестован Чернышевский.

Но «Современник» открался публикацией «Что делать» Чернышевского.

3 апреля 1866 года Каракозов стрелял в Александра II. Был схвачен. ---- хватали всех подряд ----- желая спасти журнал Некрасов пишет статью, посвященную Костомарову, который помешал убить царя, хвалебную оду в честь Муравьева – члена следственной комиссии ------ враги Некрасова злорадствовали. ---- но спасти журнал не удалось.

В мае 1866 года «Современник» и «Русское слово» «по высочайшему повелению» закрыты.



Осенью 1867 года Некрасов арендует журнал «Отечественные записки». На роль главного критика пригласил Д. И. Писарева, но тот в 1868 году погибает.



Середина 1870-х годов Некрасов заболел. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Продолжая работать, Некрасов пишет поэму «Современники» (1875) «Кому на Руси жить хорошо?». Но силы таяли. В конце 1876 года диагноз поставили – рак. Была сделана операция, которая лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

1877 год март «Последние песни» - поэтическое завещание, итог жизни, исповедь.



Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878) Некрасов умер. Во время похорон гроб от Литейного проспекта до Новодевичьего кладбища все время несли на руках. Такого Петербург еще не видел. Свыше 5000 человек пришли проститься = политическая демонстрация.

В своей речи Достоевский сказал о Некрасове, что это «было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта была источником всей его поэзии…»



Но когда Достоевский заявил, что по своему таланту Некрасов может быть поставлен вслед за Пушкиным и Лермонтовым, все закричали: «Он был выше Пушкина!!!»

















Опубликовано


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 05.02.22 в 11:27 0Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, спасибо за публикацию. Рекомендация - если Вы ранее размещали работу на других ресурсах, это необходимо отмечать и указывать ссылку. Вчера Вы ее разместили на ресурсе https://www.art-talant.org/.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.