Урок русского языка «Прямая речь с авторскими словами; способы оформления на письме» (8 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема. Прямая речь с авторскими словами как особая синтаксическая конструкция; способы оформления прямой речи на письме.
8 класс
Абашкина Наталья Александровна
Введение
В разработке предлагается урок русского языка в 8 классе по теме «Прямая речь с авторскими словами как особая синтаксическая конструкция; способы оформления прямой речи на письме» (в рамках системно-деятельностного подхода к обучению), который соответствует примерной программе (Русский язык: 5-9 кл.: примерная программа для общеобразовательных организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 4-е изд., доп. и перер. – Донецк: Истоки, 2018), предназначенной для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Урок разработан по учебнику «Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений». Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2016 г.
Изучение темы направлено на решение таких задач:
- овладение грамматической нормой;
- совершенствование пунктуационных навыков;
- развитие коммуникативной компетентности.
Основные способы передачи чужой речи изучены учащимися еще в 5 классе. В 8 классе обобщаются все известные сведения и устанавливаются различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.
«Прямая речь с авторскими словами как особая синтаксическая конструкция; способы оформления прямой речи на письме» (1 час) – тема второго урока в цикле. Это урок открытия нового знания (ОНЗ), цель которого – создать условия для знакомства учащихся с понятием прямая речь, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях; формировать у учащихся деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемой темы.
Урок русского языка
Тема. Прямая речь с авторскими словами как особая синтаксическая конструкция; способы оформления прямой речи на письме.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с понятием прямая речь, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях; формировать у учащихся деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемой темы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- актуализировать знания по теме «Прямая речь»;
- находить в тексте предложения с прямой речью, выделять в них слова автора и прямую речь;
- знать способы оформления прямой речи на письме, применять их на практике;
- уместно использовать прямую речь для передачи чужих высказываний;
- совершенствовать пунктуационные навыки при написании предложений с прямой речью;
- формировать умение правильного конструирования предложений с прямой речью, умение графически объяснять условия выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно формулировать цель урока;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- проговаривать последовательность действий при выполнении задания;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
- оценивать правильность выполнения действий;
- уметь анализировать языковые явления;
Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- читать и воспринимать задания;
- внимательно слушать и понимать речь других;
- уметь работать с одноклассниками в паре, группе;
- быть толерантными;
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
Личностные:
- понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;
- иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- развивать ассоциативное мышление, творческие способности, речевые навыки.
Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Приёмы: использование индивидуальных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала.
Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность». (Б. Шоу)
Используемое оборудование:
- Лист оценивания (Приложение 1)
- Картинки «Лесенка успеха» и «Рефлексия деятельности»
УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2016.
Сценарий урока
І. Организационный момент (класс разбит на 3 группы, в группе 6-7 человек, сидят так, чтобы можно было работать и в паре; каждая группа имеет комплект пронумерованных карточек и картинку «Лесенка успеха»).
ІІ. Мотивация к учебной деятельности
Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Работа с эпиграфом к уроку.
– Добрый день, ребята! Обратите внимание на записанный на доске эпиграф к нашему уроку – высказывание великого ирландского драматурга и романиста Бернарда Шоу.
Единственный путь, ведущий
к знаниям, – это деятельность.
Б. Шоу
– Прекрасное высказывание, мы к нему ещё обратимся, а пока назовите ключевые слова в цитате. (Путь, знания, деятельность). Давайте запишем число, эпиграф и выстроим «лестницу ассоциаций» к слову «деятельность».
2. Приём «Ассоциативная лестница» (на каждой ступени 3-4 слова, последнее слово первой ступени – первое слово второй ступени и т.д.).
Пример:
Деятельность
дело
работа
работа
увлечённость
результат
результат
удовлетворение
польза
3. Проверка выполненной работы
– Молодцы, ребята! Сколько ступеней! А у кого получилась всего одна ступенька? Ничего страшного! «Самая низкая ступенька — самая прочная: она основа устойчивости всей лестницы. Стоя на ней, можно ни о чём не тревожиться; будучи вделана накрепко, она служит опорой всему остальному». Так считал Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения, писатель, юрист, политик.
4. Лексический тренинг
4.1. История слова лестница?
– Знаете ли вы историю слова «лестница»? (Ученик, получивший предварительно индивидуальное задание, рассказывает о том, что слово ле́стница из старославянского «лѣствица». «Лѣствица» возникло из «лѣства», которое связано с «лѣзти»)
4.2. Составление синонимического ряда (все группы работают над заданием в течение 2 минут. У кого больше синонимов, тот получает право подняться выше по «лестнице успеха»)
(Синонимы: автолестница, акробатикон, вант-трап, вход, драбина, лесенка, лестничка, самбука, стремянка, сходни, трап, частоступочка, штормтрап, штурмовка, штуртрап, эскалатор)
– Давайте вернёмся к «лестнице ассоциаций». Из огромного количества слов-ассоциаций к слову «деятельность» я взяла такие: учитель – игра – движение – направление – цель – голова – результат.
– Как вы думаете, какое задание вы сейчас получите? (Учащиеся могут составить предложение из слов, выбранных учителем).
ІІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1. Приём «Шаг за шагом»
Трое учащихся (от каждой группы по одному человеку), шагая к доске (поочередно), на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного на предыдущем уроке материала по теме «Чужая речь». (Фиксирует количество верно названных терминов, понятий, явлений стоящий у доски ученик, ассистент учителя. Он же раздаёт подошедшим карточки для следующего задания «Сорбонка». Учитель раздаёт ещё три карточки для индивидуальной работы трём учащимся, сидящим в разных группах).
2. Приём «Сорбонка»
На одной стороне карточки записано понятие, слово, а на другой – ответ. В нашем случае это 6 карточек: «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи», «Прямая речь», «Косвенная речь», «Несобственно-прямая речь», «Части предложений с прямой речью».
Учащиеся пытаются дать ответы и тут же проверяют себя. (Анимированный вариант сорбонки может сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным).
3. Приём «Наши находки»
Учащиеся (поочерёдно из каждой группы) зачитывают выписанные из повести Н.В.Гоголя «Шинель» примеры предложений с несобственно-прямой и прямой речью.
– Думаю, все команды поднялись на следующую ступень. Так держать! Продолжим наше восхождение по частоступочке.
– По-вашему, какой способ передачи чужой речи является основным и самым сложным в плане знаков препинания? Конечно, прямая речь. Вот мы и подошли к теме нашего урока.
– Давайте поговорим о прямой речи, точнее, о том, что мы уже знаем об этом способе передачи чужой речи.
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Разминка «Закончите высказывание» (учитель предлагает по 2 высказывания каждой группе)
1. Прямая речь – это один из… (способов передачи чужой речи)
2. Прямая речь – это речь… (какого-либо лица, передаваемая от его имени)
3. Прямую речь обычно сопровождают… (слова автора)
4. При передаче прямой речи на письме она заключается… (в кавычки)
5. Прямая речь в предложении может стоять… (перед словами автора и после слов автора)
6. В предложениях с прямой речью употребляются глаголы… («говорения»)
(Учащиеся делают пометки на картинке «Лесенка успеха» после каждого задания)
2. Составление кластера (работа выполняется на доске)
– Только ли глаголы «говорения» используются в словах автора? Давайте подумаем!
В словах автора глаголы
говорения
мышления
описывают сопутствующие действия
3. Игра «Остановки нет»
Участвуют все группы: по команде участники игры в течение 1 минуты на листочке записывают глаголы говорения или мышления. Листочек передаётся по кругу, таким образом, участвуют все члены команды. Выигрывает та группа, которая запишет больше слов.
4. Работа в группах (Карточка № 1)
Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:
1 группа – сильное волнение, возмущение, негодование;
2 группа – спокойное настроение, радость, вопрос;
3 группа в это время работает с материалом учебника – § 66, с.225-226.
5. Проверка и оценивание выполненной работы
Физкультминутка (упражнения для глаз)
– Могу сказать, что вы в достаточной степени владеете информацией о прямой речи с авторскими словами как особой синтаксической конструкции, но есть ещё и правописный (пунктуационный) аспект.
– Попытайтесь озвучить тему нашего занятия.
V. Постановка цели и задач урока.
1. Запись темы урока, учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует.
VI. Первичное ознакомление:
1. В знакомой ситуации (типовые задания)
1.1. Работа в группах (Карточка № 2)
Задание. Прочитайте текст, найдите предложения с прямой речью (границы прямой речи обозначены //...//) Объясните свой выбор, составьте схемы (схемы записываются на доске одним из членов группы).
Условные обозначения:
П, п – прямая речь;
А, а – слова автора.
Группа 1.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали // Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков //. Старик сказал // Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут //.
1. А: «П? П». 2. А: «П».
Группа 2.
КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ?
В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка // Какая же твоя мама, деточка // А дитя сквозь слёзы отвечает // Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех //.
1. А: «П?» 2. А: «П? П».
Группа 3. (Члены 3-й группы – эксперты, они анализируют работу 1-й и 2-й групп, прочитав теоретический материал (§ 69, с.230) в то время, пока 1-я и 2-я группы выполняют задание).
– Посмотрите на схемы. Чем похожи все предложения с прямой речью? (Прямая речь стоит после слов автора)
– А чем отличаются предложения? (Прямая речь может быть представлена и в одном, и в нескольких предложениях).
– Ребята, знаете ли вы автора этих миниатюр для детей? Подсказка: этот писатель – автор рассказа «После бала». (Л.Н. Толстой) Ему, великому и мудрому человеку, принадлежат замечательные слова, которые предлагаю записать в виде предложения с прямой речью?
1.2. Работа у доски и на местах (Предложение записывает представитель 3-й группы, который предварительно работал со статьями «Синтаксический разбор предложения с чужой речью» и «Пунктуационный разбор предложения с чужой речью»).
«Все мы на свете друг другу нужны», – писал Л.Н. Толстой.
Образец синтаксического и пунктуационного разбора предложения с чужой речью (учебник - § 72, с. 242-243)
«П», - а.
Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей. Первая часть – прямая речь; вторая – слова автора.
1.3. Оценивание работы учащегося, комментарий к материалу учебника
– Вы по-прежнему уверенно продвигаетесь по лестнице. Кстати, по лестнице не только поднимаются, но и … прошу назвать антоним! (опускаются)
К сведению любителей художественной литературы: у американской писательницы Бел Кауфман (внучки известного еврейского писателя Шолом-Алейхема) есть роман с необычным названием «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
2. В измененной ситуации (конструктивные)
1.1. Работа в группах (Карточка № 3)
Задание для 1-й и 2-й групп. Имея цитату и зная имя автора, составить предложение с прямой речью, стоящей перед словами автора, и схему.
Группа 1.
Не годится становиться взрослым, не прочитав всех детских книг. (Олдос Хаксли, британский писатель и философ)
Группа 2.
Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает. (Мигель де Сервантес Сааведра, всемирно известный испанский писатель)
1.2. Работа 3-й группы. (Представители команды изучают материалы учебника о разрыве прямой речи словами автора - § 69, с.231-232).
1.3. Проверка выполненной всеми группами работы.
VIII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
1. Работа с 3-й частью памятки-подсказки (Приложение 3 - получают все учащиеся).
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником - выполнение упр. 409 на с. 231-232 (3 человека работают у доски).
Задание. Прочитать предложения. Не переписывая, составить схемы.
Проверка работы:
1. «П! П, - а, - п». 2. «П! – а. – П». 3. «П? – а. – П».
3. Проблемный вопрос
– Скажите, ребята, а ваша собственная речь может быть чужой? (Чужой речью именуют и слова самого автора, но только те фразы, которые он говорил либо в прошлом, либо планирует сказать в будущем. Мысленная, так называемая «внутренняя речь», тоже относится к чужой)
4. Работа у доски и на местах. Анализ предложения
«Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама». (Ф. Достоевский)
«П», - а, - п».
– Хорошо всё видно, если ты находишься… на верхней ступени лестницы. Кто там, наверху, выясним после информации о домашнем задании.
Х. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Выучить § 67 (с.227), § 69 (с.230-232), упр.411 (1-3 предложения).
2. Приём «Перекинем мостик»
Ребята, предлагаю «перекинуть мостик» к следующему уроку русского языка. Вы получите текст стихотворения Габдуллы Тукая «Стояла лестница в саду, так тяжела и высока…».
От вас требуется узнать:
– Кто такой Габдулла Тукай?
– Имя переводчика стихотворения.
– Найти в произведении предложение с прямой речью.
ХI. Рефлексия. Работа с картинкой «ЗПУ».
Определение группы и отдельных учащихся, достигших вершины. Оценка деятельности восьмиклассников.
– Я обещала, что мы ещё вернёмся к эпиграфу. Сейчас вы можете оценить (объяснить) слова Бернарда Шоу?
Информация к размышлению: Бернард Шоу прожил 94 года, занимался спортом, был вегетарианцем. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). На вопрос о том, какие 5 книг вы бы взяли с собой на необитаемый остров, драматург ответил, что взял бы 5 книг с чистыми страницами.
– Спасибо за работу!
Приложение 1
Карточка № 1
Задание. Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:
1 группа – сильное волнение, возмущение, негодование;
2 группа – спокойное настроение, радость, вопрос;
3 группа в это время работает с материалом учебника – § 66, с.225-226.
Карточка № 2
Задание. Прочитайте текст, найдите предложения с прямой речью (границы прямой речи обозначены //...//) Объясните свой выбор, составьте схемы (схемы записываются на доске одним из членов группы).
Условные обозначения:
П, п – прямая речь;
А, а – слова автора.
Группа 1.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали // Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков //. Старик сказал // Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут //.
Карточка № 2
Задание. Прочитайте текст, найдите предложения с прямой речью (границы прямой речи обозначены //...//) Объясните свой выбор, составьте схемы (схемы записываются на доске одним из членов группы).
Условные обозначения:
П, п – прямая речь;
А, а – слова автора.
Группа 2.
КТО ЛУЧШЕ ВСЕХ?
В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка // Какая же твоя мама, деточка // А дитя сквозь слёзы отвечает // Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех //.
Карточка № 3
Задание для 1-й и 2-й групп. Имея цитату и зная имя автора, составить предложения с прямой речью, стоящей перед словами автора, и схемы.
Группа 1.
Не годится становиться взрослым, не прочитав всех детских книг. (Олдос Хаксли, британский писатель и философ)
Группа 2.
Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает. (Мигель де Сервантес Сааведра, всемирно известный испанский писатель)
Приложение 2
Стояла лестница в саду, так тяжела и высока,
Что, вероятно, было в ней ступеней свыше сорока.Хотя ступени все нужны и ни одной нельзя убрать,
Не хочет верхняя ступень себя с подругами ровнять.— Я наверху, а вы внизу! — им говорит она, горда.-
Вам, нижним, жалким, до меня не дотянуться никогда!Но люди лестницу в саду перевернули, и как на грех, —
Была ступенька наверху, а оказалась ниже всех.
Приложение 3
Любовь Павловна
Абашкина Наталья Александровна