Урок русского языка в 4 классе на тему «Понятие о прямой речи»
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Понятие о прямой речи.
Программа «Школа 2100»
Цель: Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
УУД: Познавательные УУД
1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представление информации в виде схемы.
3. Выявление сущности, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщение и классификация по признакам.
6. Ориентирование на развороте учебника.
7. Нахождение ответов на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозирование предстоящей работы (составлять план).
4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Личностные результаты
1. Развитие умений выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развитие умения слушать и понимать других.
2. Оформление своих мыслей в устной форме.
3. Умение работать в паре.
Оборудование: учебник Бунеев Р.А., Бунеева Е.Н. Русский язык. 4 класс, 2015г.
маркерная доска, маркер, презентация, электронная доска.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ι. Оргмомент
Актуализация знаний.
|
- Откройте тетради, запишите число. Седьмое ноября. Классная работа. - Что вы можете сказать об этом дне в истории страны? - Сегодня день воинской славы России. Проведение военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году, в день 24-й годовщины Октябрьской революции и в самые трудные для страны дни Великой Отечественной войны, имело большое военно-политическое значение, оказало моральное воздействие большой силы на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у народов страны. Несмотря на то, что столица была на осадном положении. Накануне парада к советскому народу с речью обратился И.В. Сталин, речь вождя вызвала у слушавшей страны невероятный подъем патриотических чувств и желание победы над фашистскими захватчиками. Словарная работа: парад , Москва, Красная площадь, революция, столица. - Подчеркните буквы, написание которых важно запомнить. - Что мог сказать И.В.Сталин народу, чтобы укрепить их веру в победу над фашистами? ( Прослушивание записи из хроники Госфильмофонда) - Как обратился к людям вождь ? - Запишите сложные слова на маркерной доске (красноармейцы, краснофлотцы), выделите корни.
|
Рапорт
День проведения военного парада на Красной площади |
II. Формулирование проблемы.
|
Проблемная ситуация. 1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются? Учитель произносит: 1) Вождь выступил перед народом со словами: «Победа будет за нами!» 2) Вождь выступил перед народом со словами о том, что победа будет за нами! – Какое предложение точно, дословно передаёт слова вождя? - Как можно назвать точно переданные слова человека? 2. Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82). Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблему урока: как оформляется прямая речь на письме? – Давайте составим план урока. |
Прямая речь (Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается?) |
III. Открытие новых знаний. |
1. Нахождение прямой речи и слов автора. а) Наблюдение по учебнику (упр. 83). – Кто автор этих стихотворных отрывков? – Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. – Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? б) Чтение определения. Оно записано на доске. Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. – Прочитайте в предложениях только прямую речь. – Почему эта речь получила такое название? – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора. – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? в) Работа над определением. – Прочитайте определение в рамке (с. 84). – Назовите ключевые слова. – Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).] – Задайте вопрос к каждой части. – В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? 2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. – Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? – Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? – Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? – Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение?
|
(Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)
(Из слов автора и прямой речи.)
(Жирный шрифт, кавычки.) (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.) (Двоеточие.) (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.) (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.) |
IV. Развитие умений. |
1. Работа в учебнике. Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления. – Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания.
|
|
V. Итог урока.
|
1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. 2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?
Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
VI. Домашнее задание. |
1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью. 2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.
|
|
Пластинина Галина Григорьевна
Кустова Ольга Владимировна