12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кустова Ольга Владимировна663
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.
Россия, Липецкая обл., Липецк

Урок  русского языка в 4 классе.

Тема: Понятие о прямой речи.

Программа «Школа 2100»

Цель: Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.

Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.

УУД: Познавательные УУД

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представление информации в виде схемы.

3. Выявление сущности, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщение  и классификация по признакам.

6. Ориентирование на развороте учебника.

7. Нахождение ответов на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозирование предстоящей работы (составлять план).

4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Личностные результаты

1. Развитие умений выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развитие умения слушать и понимать других.

2. Оформление своих мыслей в устной форме.

3. Умение работать в паре.

Оборудование: учебник Бунеев Р.А., Бунеева Е.Н.  Русский язык. 4 класс, 2015г.

маркерная доска, маркер, презентация, электронная доска.      

 

                                                                    Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Оргмомент

 

Актуализация знаний.

 

 

- Откройте тетради, запишите число.

Седьмое ноября. Классная работа.

- Что вы можете сказать об этом дне в истории страны?

- Сегодня день воинской славы России.

Проведение военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году, в день 24-й годовщины Октябрьской революции и в самые трудные для страны дни Великой Отечественной войны, имело большое военно-политическое значение, оказало моральное воздействие большой силы на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у народов страны. Несмотря на то, что столица была на осадном положении. Накануне парада к советскому народу с речью обратился И.В. Сталин, речь вождя вызвала у слушавшей страны невероятный подъем патриотических чувств и желание победы над фашистскими захватчиками. 

Словарная работа: парад , Москва, Красная площадь, революция, столица.

- Подчеркните буквы, написание которых важно запомнить.

- Что мог сказать И.В.Сталин народу, чтобы укрепить их веру в победу над фашистами?

( Прослушивание записи из хроники Госфильмофонда)

- Как обратился к людям вождь ?

- Запишите сложные слова на маркерной доске (красноармейцы, краснофлотцы), выделите корни.

 

Рапорт

 

День проведения военного парада на Красной площади

II. Формулирование проблемы.

 

Проблемная ситуация.

1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются?

Учитель произносит:

1) Вождь  выступил перед народом со словами: «Победа будет за нами!»

2) Вождь выступил перед народом со словами о том, что победа будет за нами!

– Какое предложение точно, дословно передаёт слова вождя?

 -  Как можно назвать  точно переданные слова человека?

2. Работа по учебнику.

Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82).

Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблему урока: как оформляется прямая речь на письме?

– Давайте составим план урока.

 

 

 

 

 

Прямая речь

(Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается?)

III. Открытие новых знаний.

1. Нахождение прямой речи и слов автора.

а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).

– Кто автор этих стихотворных отрывков?

– Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.

– Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно?

б) Чтение определения. Оно записано на доске.

Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

– Прочитайте в предложениях только прямую речь.

– Почему эта речь получила такое название?

– Что ещё есть в предложениях с прямой речью?

Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.

– Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью?

в) Работа над определением.

– Прочитайте определение в рамке (с. 84).

– Назовите ключевые слова.

– Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).]

– Задайте вопрос к каждой части.

– В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора?

2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

– Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83?

– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

– Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь?

б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).

– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится?

– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие?

– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)

 

 

 (Из слов автора и прямой речи.)

 

 

(Жирный шрифт, кавычки.)

(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)

(Двоеточие.)

(От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.)

(Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)

IV. Развитие умений.

 

1. Работа в учебнике.

Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления.

– Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания.

 

 

 

V. Итог урока.

 

1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

 

Чужая речь.

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены.

Дословно.

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

 1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью.

2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Пластинина Галина Григорьевна, 02.01.18 в 21:29 0Ответить Пожаловаться
Очень хороший урок. Видна работа над речевой культурой учащихся и развитием кругозора. Спасибо за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.