12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Ирина Викторовна769
В школе уже 32 года. Как сказал Конфуций: "Выбери дело по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни" Это высказывание я отношу к себе. Сначала учитель начальных классов, а теперь - педагог-психолог.
Россия, Иркутская обл., Качугский район, с.Манзурка

Школа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Манзурская средняя общеобразовательная школа

Учитель

Тарасова Ирина Викторовна, первая квалификационная категория

Ресурс

Конспект урока

Целевая аудитория

Дети с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Оборудование

Мультимедийное оборудование, иллюстрации с неряшливо одетыми школьниками, игрушечный солдатик, кукла-пупс, игрушка - человечек, кукла-девочка, рисунки с изображением ребят; предметы личной гигиены в коробке, раздаточный материал, таблицы.

Предмет

Развитие речи

Тип урока

Урок совершенствования знаний

Цель урока

Создание условий для формирования понятия «личная гигиена» человека путём введения интриги через постановку наводящих и подводящих вопросов.

Основная задача

Способствовать социальной адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями, корректируя связную устную речь обучающихся.

Формы и методы обучения

Беседа-дискуссия с элементами игры и практикума. Словесный, наглядный, игровой, практический методы работы. Метод комментированного управления.

Педагогические технологии

Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, системно-деятельностный и индивидуальный подходы, игровая технология, ИКТ.


Аннотация

Мотивационная сфера обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет резко выраженную недостаточность и требует особого внимания учителя. Отмечу, что полной интериоризации (присвоения) по П.Я.Гальперину не предусмотрено в связи с ограничениями как по возрасту, так и уровню интеллектуального развития таких детей. Задача учителя заключается в выделении промежуточных этапов сворачивания действия между этапами, которые выделены в классической теории П.Я.Гальперина. При этом, чем ниже уровень интеллектуального развития, тем больше таких промежуточных этапов следует выделить. И тем более медленным и длительным будет процесс усвоения умственного действия.

Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, часто сталкиваюсь с проблемой, которая вызывает отталкивающее отношение окружающих от моих подопечных. Неумение следить за своей внешностью и соблюдать личную гигиену. В связи с этим выбрала урок развития речи по проблемной тематике.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Мобилизующий этап

Приветствие «Поздороваемся глазами».

Предлагаю ребятам иллюстрации с неряшливо одетыми школьниками. Затем показываю игрушечного солдатика, испачканного акварелью; куклу-пупса в рубашке с пятном, неприятно пахнущего луком человечка и взлохмаченную куклу. На противоположной стороне доски вывешиваю рисунки с изображением ребят, одетых в чистую одежду. На другом конце моего стола ставлю аккуратно одетую чистую куклу и кладу чистый носовой платок.


Выдерживаю паузу. Улыбаюсь.

- Какими бы игрушками вам хотелось поиграть? Почему?



После эмоционального настроя дети рассматривают предложенный материал и начинают высказывать свои мысли.

II.Актуализация опорных знаний

Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр».


После просмотра отрывка, в котором от мальчика сбежали все вещи, выслушиваю высказывания детей.

-А вы встречали в нашей школе ребят, с которыми вам не очень хочется общаться? Почему? Как называют людей, которые не ухаживают за собой?

-Что же нужно делать человеку для того, чтобы с ними хотелось дружить и общаться?

-Чему сегодня нам необходимо научиться?

Умницы! Все перечисленные вами действия – это личная гигиена человека (прикрепляю табличку ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА к доске).

- Прочитаем хором запись на табличке.

- И нам предстоит с ней (веду указкой по записи) познакомиться поближе. Именно о том, как нужно соблюдать личную гигиену мы будем сегодня говорить. К концу урока сможем узнавать правила личной гигиены и научимся их применять.


Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр».

Высказывают свои впечатления.

Отвечают на наводящие вопросы


Формулируют цель урока

(Мыть руки, лицо, тело, причёсывать волосы, стирать одежду и т.п.)

Читают хором запись на табличке с доски.


Следят глазами за указкой.

III.Совершенствование нового знания

 1.На парте у каждого ребёнка лежат карточки (в зависимости от уровня подготовки).

 Грязные лицо и руки - ………. возьми зубную щётку и почисти зубы.

Волосы торчат в разные стороны - ……. постирай в тазике с тёплой водой.

t1696675922ad.gifНеприятный запах изо рта - …….. возьми мыло и вымой.

t1696675922ae.gifРубашка с пятнами грязи - ……. возьми расчёску и причешись.

t1696675922af.gif- Давайте вместе прочитаем начало первого предложения.

- Подумаем, как его можно закончить.

- Поищите, читая вторую половину предложения, есть ли такой ответ среди них.

- Возьмите простой карандаш.

- Соедините линией подходящий ответ с началом предложения.

- Прочитаем всё предложение, которое у нас получилось. Как вы считаете, правильно ли подобрали?

Аналогично продолжаем работу с остальными предложениями.


t1696675922ag.gif(Вывожу на экран правильно составленные детьми предложения.)

Грязные лицо и руки - возьми мыло и вымой.

Волосы торчат в разные стороны - возьми расчёску и причешись.

Неприятный запах изо рта - возьми зубную щётку и почисти зубы.

Рубашка с пятнами грязи - постирай в тазике с тёплой водой.

t1696675922ag.gif- Ребята, это задание было нам полезно? О чём составляли предложения?

Вывод: Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

2.Физминутка с музыкальным сопровождением в соответствии с тематикой 

Мою, мою трубочиста - 

Чисто - чисто, чисто - чисто.

Будет, будет трубочист

Чист - чист, чист - чист.

3. А теперь, давайте прочитаем по очереди все предложения так, как у вас получилось.

- Можно ли эти предложения считать правилами личной гигиены? Почему?

4. К нам в класс кто-то отправил посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит, и кто её отправил.

Читаю вслух сопроводительную записку.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку. В ней  находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.

                            Ваш Мойдодыр

- Отгадайте,   что  там  лежит? (Не удаётся разгадать, узнаём с помощью ощупывания, закрыв глаза).

1.Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу  и грязнулю.

Им утру  потоки  слёз,

Не забуду  и про  нос.    осовой платок)

2.Кто  считает зубы  нам

   По утрам  и вечерам.  убная щётка)          

3.Хожу-брожу  не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы  у меня длинней,

Чем  у волков  и медведей. асчёска)

4.Гладко  и   душисто, моет   очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого  было –…Что, ребята? (Мыло)

5.Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И та станет чище. (Платяная щётка)

 - Интересно, зачем нам все эти предметы прислал Мойдодыр?

Вывод: Все эти предметы  для личной гигиены. Только для кого они отправлены, ведь среди нас нет нерях и грязнуль?

   



Рассматривают карточки.


Читают хором начало первого предложения

Ищут, прочитывая вторую половину задания на карточке. Выбирают подходящий ответ.

Берут простой карандаш и соединяют линией подходящий ответ. Прочитывают всё предложение вместе вслух. Соотносят с прошлым опытом.



Размышляют вслух и обобщают высказанное с помощью учителя

Выполнение упражнений на включение всех анализаторов.





Затем поочерёдно выходят к доске, водят указкой по экрану и читают вслух каждое предложение.






Высказываются и делают обобщения с помощью учителя.




Дети повторяют действия за учителем с громким проговариванием слов.





Отвечают на вопрос учителя.







Отгадывают загадки по возможности. Не получается разгадать, распознают с помощью ощупывания, закрыв глаза.



   По ходу работы достают кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, щетку для чистки одежды.















Высказываются догадки и утверждения.

Обобщают ответы с помощью учителя.

V. Заключительный этап

Возвращаемся к предметам, которые в начале урока стали мотивом нашей познавательной работы. Оказываю помощь нуждающимся детям.

- Посмотрите, пожалуйста, такие же красивые теперь ваши игрушки? 

Показываю куклу, которую в начале урока разместила на другом конце стола.

- Хотели бы вы дружить с этими ребятами? Почему?



Ребята разбирают игрушки и подбирают нужные предметы из посылки. Совершают необходимые действия в соответствии с правилами. Дети, которые справились со своим делом, садятся и прочитывают составленную карточку с правилами про себя.

Сравнивают с образцом (чистая кукла с носовым платком).

Делают вывод



VI. Рефлексия. Критериальное оценивание

Список использованной литературы:

1.Мастюкова Е.М., Певзнер М.С.,Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Выпуск 1 - Иркутск, 1992 – 160 с

2.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1988.- 175 с

3.Ефимова Т.Н. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных действий // Современный урок – 2021 г - №2

4.Фатикова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями// - Современное дошкольное образование – 2021 г.- №3 (105)

5.https://toomboom.ru/wp-content/uploads/2022/01/Уборка-в-комнате-подростка-edited.jpeg

6.https://i06.fotocdn.net/s132/760ed23e4d85fe21/public_pin_l/2965559750.jpg

7. https://yandex.ru/images/search?img_ur


Приложение 1


t1696675922aj.jpgt1696675922ak.jpgt1696675922al.jpg



t1696675922am.jpgt1696675922an.jpgt1696675922ao.jpg



Приложение 2

Грязные лицо и руки - ………. возьми зубную щётку и почисти зубы.

Волосы торчат в разные стороны - ……. постирай в тазике с тёплой водой.

t1696675922ad.gifНеприятный запах изо рта - …….. возьми мыло и вымой.

t1696675922ae.gifРубашка с пятнами грязи - ……. возьми расчёску и причешись.

t1696675922aq.gif

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Галина Владимировна, 07.10.23 в 21:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Тарасова Ирина Викторовна, 08.10.23 в 05:11 2Ответить Пожаловаться
Благодарна за отзыв, Галина Владимировна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 29.10.23 в 17:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Викторовна, замечательный материал!
Тарасова Ирина Викторовна, 05.11.23 в 16:04 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, очень приятен Ваш отзыв!
Тарасова Ирина Викторовна, 06.11.23 в 15:38 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Марина Юрьевна!
Кузнецова Виктория Владимировна, 02.03.24 в 08:26 0Ответить Пожаловаться
Ирина Викторовна, заслуженная победа!
Тарасова Ирина Викторовна, 07.03.24 в 15:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Виктория Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.