Урок развития речи по повести А.М. Горького «Детство» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема. Подготовка к сочинению по повести
А.М. Горького «Детство»
по теме
«Бабушка Акулина Ивановна».
Цель: развитие письменной речи, формирование умения писать сочинение-рассуждение на литературную тему.
Задачи:
учить составлять план к сочинению;
учить собирать материал к сочинению (находить эпизоды, цитаты в художественном тексте).
Целеполагание.
Беседа:
Как вы считаете, нужно ли учиться писать сочинения? Где это может пригодиться?
Что нужно, чтобы написать хорошее сочинение?
// знать тему, по которой пишешь сочинение,
прочитать художественное произведение, на основе которого пишешь сочинение?
продумать содержание, с чего начать, чем закончить, т.е. составить план;
подобрать материал: выбрать эпизоды, подобрать цитаты.
Основная часть урока.
Поиск основного содержания, формулирование главной мысли сочинения.
Беседа:
Давайте продумаем содержание. Для этого попробуем «в черновике» сформулировать главную мысль нашего сочинения. Какую мысль о бабушке Акулине Ивановне мы будем доказывать?
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.
Учащиеся формулируют главную мысль сочинения.
Обсуждение результатов, комментирование каждого варианта, запись в тетрадь некоторых из них.
Выбор варианта.
Слайд 2.
Составление плана к сочинению, подбор материала.
Беседа:
Что мы знаем о бабушке, о чём говорили на уроках? Слайд 3.
(уч-ся называют, учитель записывает на доске)
Давайте наведём порядок в наших записях. Что-то можно объединить, а что нужно или можно исключить? Что поставить на первое место, а что на последнее?
(идет обсуждение в парах, затем уч-ся предлагают свои варианты, идет обсуждение, учитель ранжирует записанные на доске пункты плана, попутно делается корректировка формулировок)
Подбор материала.
Тезис: Бабушка Алёши – один из самых запоминающихся персонажей повести А.М. Горького «Детство». |
|
Словесный портрет бабушки – отражает её характер. Слайд 4. Какая бабушка? Когда бабушка преображалась особенно? |
«доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно» - добрая, энергичная и мягкая. - когда говорила о Боге: «Становилась маленькой и кроткой, лицо её молодело, влажные глаза её струили особенно тёплый свет». |
Написание тезиса и 1 аргумента сочинения в черновике. Слайды 5, 6.
Бабушка Алёши – один из самых запоминающихся персонажей повести А.М. Горького «Детство».
Описывая бабушку, автор старается рассказать о её характере. «Доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно» - все эти детали показывают, что Акулина Ивановна была добрая, энергичная и мягкая. Особенно она преображалась, когда говорила о Боге: «Становилась маленькой и кроткой, лицо её молодело, влажные глаза её струили особенно тёплый свет».
Подбор материала (продолжение).
Отношение Акулины Ивановны к своей семье. Слайд 7. Как называют женщин, которые для своей семьи становятся настоящими жёнами и матерями? В чём проявились эти качества Акулины Ивановны? К кому она относилась с большей нежностью? Почему? В чём это проявлялось? Подберите синонимичное словосочетание к слову «трудности», «испытания в жизни». Благодаря чему, кому Акулине Ивановне удаётся переносить трудности, жизненные невзгоды? |
- хранительница очага - заботилась -успевала сделать всю работу по дому - найти для каждого доброе слово - с большей нежностью относилась к Алёше за его доброе сердце - заступалась за него всегда Пересказ: попросила Цыганка не рассказывать деду об испорченной скатерти, а Саше дала семишник. - жизненные невзгоды - благодаря вере в Бога и силе духа |
Анализ эпизода «Пожар». Слайды 8, 9. Чем стал пожар для Акулины Ивановны и её семьи? Как вела себя бабушка, во время пожара? А дедушка? О ком или о чём НЕ думает и думает Акулина Ивановна во время пожара? Какие поступки совершает бабушка (перескажите)? Чего НЕ делает бабушка? |
- самое страшное испытание - взяла на себя всю инициативу «дед тихонько выл», «она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя» - не думает о себе, о своей жизни и безопасности - думает обо всех: о родных, об имуществе, о соседних домах и даже о коте Шарапе Пересказ: Акулина Ивановна бросается прямо в огонь за бутылью купоросного масла, потому что, если бы бутыль взорвалась, загорелись бы соседние дома. Бабушка кидается под ноги коня и успокаивает его. - никому не рассказывает о своих ожогах - когда все легли спать, она «тихо, по-детски жалобно, сказала: «Рученьки мои, рученьки больно…»
|
Вывод-заключение. Слайд 10. Чем запомнится вам Акулина Ивановна? Что «на память унесёте» с собой об Акулине Ивановне? Чего хотите для себя? |
- очень добрый и сильный духом человек |
Знакомство с вариантами сочинений. Сравнение двух образцов. Выявление достоинств и недостатков каждого.
Прочитайте варианты сочинений. Оцените их с точки зрения соответствия нашей теме.
См. раздаточный материал в приложении.
Рефлексия.
Чему учились на уроке?
Что оказалось для вас особенно трудным, сложным? Почему? (учитель задает это вопрос лично ученику (выбирает 5 – 7 чел.))
Домашнее задание.
Используя материалы урока, написать сочинение
Приложение.
Раздаточный материал к уроку.
Варианты сочинений.
Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство" 1 вариант
В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.
Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.
При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.
У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.
Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.
Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.
М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни.
Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство" 2 вариант
Повесть М. Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.." Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она — темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом". Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других. М. Горький прошел школу все права защищены 2001-2005 щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.
https://otvet.mail.ru/question/54464166
Презентация к уроку
PPTX / 886.77 Кб