Урок чтения и развития речи в 7 классе «М.В. Исаковский. Стихотворение "Детство"»
Пояснительная записка к презентации
Урок чтения в 7 «Г» классе
Тема: М.В.Исаковский. Стихотворение «Детство».
Цели:
Познакомить с библиографическими данными М.В.Исаковского и стихотворением «Детство», учить анализировать стихотворение, давать обоснование ответа.
Коррекция мыслительных процессов на основе выборочного чтения, анализа поэтического произведения, упражнений в умозаключении; умения находить нужную информацию в тексте;
Формирование умения понимать настроение, чувства другого, сопереживать; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: презентация, записи песен на стихи М.Исаковского, аудиозапись стихотворения, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый.
Все начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
- Ребята, сегодня у нас в классе гости, которые пришли посмотреть на вас, посмотреть, как вы учитесь, какие вы старательные, внимательные, какие вы молодцы.. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей кивком головы и улыбкой. Теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы. Поднимите руку, кто сегодня на уроке будет очень стараться.
2.Актуализация знаний
– А сейчас, ребята, давайте вспомним, с содержанием какого рассказа мы познакомились на предыдущем уроке чтения?
– “Великие путешественники”.
– Кто является автором этого рассказа?
– М.М. Зощенко.
- Понравился вам этот рассказ? Чем?
- Удалось ли ребятам совершить кругосветное путешествие? (Нет. Не хватило знаний)
- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать. Мало иметь одно желание, нужны ещё и знания).
Беседа: Герои рассказа Зощенко – дети. Скажите, как они проводят свое детство? (весело, беззаботно, играя, путешествуя). Значит и детство у них какое? (веселое, беззаботное, счастливое). А как назвать это одним словом? (Счастливое)
4.Работа над н/м
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о детстве и познакомимся со стихотворением М.В.Исаковского, которое так и называется «Детство».
Подготовка восприятия учащихся
- Но сначала я хочу, чтобы вы представили, что вы не ученики, а художники и поэты.
И прежде, чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? (Слайд) Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
(У всех учащихся одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
1.Задание для художников:
Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.
Подумайте, какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.
- Итак, солнышки готовы.
Вопросы:
Почему вы выбрали именно эти цвета?
Какие цвета не использовали, почему?
2.Задание для поэтов:
Уважаемые поэты, подберите любые слова, которыми бы вы рассказали о детстве.
Напишите эти слова на лучиках. На каждом лучике по одному слову.
Вопросы:
Зачитайте свои слова.
Вывод: Итак, ребята, так что же такое детство? Детство – это счастливая пора, это игры, забавы, развлечения, в процессе которых вы познаете окружающий мир.
А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.
– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! - Ребята, это ваши ощущения детства и они навсегда останутся у вас в памяти, дорожите своим детством.. Насладитесь каждой минутой, как эти счастливые девчонки и мальчишки! (слайд).
Постановка проблемы: Ребята, а как вы думаете, может ли детство быть другим? (слайд) Давайте пока оставим этот вопрос без ответа.
Физминутка.
- А перед тем, как продолжить урок, я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
И продолжим наш урок.
- Итак, ребята, давайте познакомимся с М.В.Исаковским и его стихотворением «Детство», поразмышляем о том, какое детство показал нам поэт, каким осталось детство в его памяти, какие чувства он хотел передать нам. А ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. Это будет итогом нашей работы (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с детьми лучики)
- Итак, М.В.Исаковский, известный поэт, потому что многие стихи его стали песнями, их поют на разных языках мира. Так всем вам хорошо известна песня, которую вы сейчас услышите – («Катюша). Кроме «Катюши» Исаковским было написано еще очень много песен. Такие, как «Огонек», «В лесу прифронтовом», «Уходили комсомольцы». В основном
- Это песни военных лет, которые мы помним и любим до сих пор. Их пели во время войны, на фронтовых дорогах, во время привала после трудного боя, с этими песнями наши бойцы вставали и шли в бой навстречу врагу, под эти песни они погибали. Их пели, поют и надеюсь, еще будут петь многие поколения, потому что без этих песен немыслимо представить себе историю нашей страны. И написал все эти песни один автор. Имя его – Михаил Васильевич Исаковский
(Эти песни были бодры, поднимали боевой дух воинов, воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности»).
Презентация (фото поэта).
Знакомство с биографией поэта.
А родился Михаил Васильевич Исаковский (19 января 1900 года) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье.
В Смоленской губернии, в хате холодной,
Зимою крестьянка меня родила.
И, как это в песне поётся народной,
Ни счастья, ни доли мне дать не могла.
Тяжёлым и безрадостным было детство поэта.
Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,
Я всё-таки рос и годов с десяти
Постиг, что одна мне наука открыта –
Как лапти плести да скотину пасти.
Кроме Михаила, у родителей было 12 детей, из них выжило только пятеро, остальные умерли в раннем детстве. Жили очень голодно. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, нечем было покормить семью в зимнюю пору. На всю жизнь врезались в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном голодном детстве. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, читать и писать маленький Миша научился сам, а когда ему исполнилось 10 лет, он пошел в начальную школу, во 2 класс. Но занятия он посещал нерегулярно: в зимние холода ему нечего было надеть, кроме сплетённых им самим лаптей. Несмотря на все трудности, Михаил окончил ее, получив «5» по всем предметам. Ему очень хотелось учиться, быть грамотным и он поступил в частную гимназию в Смоленске, но из 6-го класса ему пришлось уйти, т к. семья терпела большую нужду и не могла ему оказывать денежную помощь в дальнейшем обучении. А дальше еще маленькому Мише пришлось много работать – дома, в поле, везде, где только можно, помогая старшим.
А стихи Михаил начал писать ещё в школе. Первое его стихотворение появилось в газете, когда ему было 14 лет. (Показ слайдов) - фотографии
Беседа:
- Что вы узнали о детстве поэта? (Ответы уч-ся)
- Позже, вспоминая о своем тяжелом и безрадостном детстве, М.В.Исаковский написал стихотворение, которое так и назвал «Детство». Сейчас я прочитаю это стихотворение, а ваша задача – очень внимательно меня слушать и понять: каким настроением проникнуто это стихотворение и почему? (слайд)
В тексте вам могут встретиться слова, значение которых вы не знаете, обратите на них внимание:
Сыграть в лапту. Лапта (палка, бита) - русская народная игра
Сразимся в бабки. Бабки - русская народная игра
- А сейчас мы еще раз закрепим сведения, которые вы узнали, и прочитаем статью о М.В.Исаковском в учебнике.
- Ваша задача во время чтения найти ответ на вопрос: Какая тема стихотворений Исаковского становится основной в его творчестве?
(Читаем по цепочке по одному предложению – Максим, Даша, Максим, Галя внимательно следит по тексту за читающими про себя.)
Словарь: Горести - События, обстоятельства, которые вызывают душевные страдания, переживания, огорчения; несчастья, беды.
горесть - тяжелое переживание; 2. - горе, печаль, скорбь.
Словарь:
Одногодки - Ровесники. Ровесник - Человек одинакового с кем-л. возраста.
сирота – ребенок, у которого умер один или оба родителя. Перен. разг. Тот, кто одинок, кто остался без родных и близких.
лапта - русская народная игра, в которой игроки, разделившиеся на две команды, перебрасывают небольшой мяч битой.
Племя – общность, стадо.
Завалинка - Невысокая земляная насыпь (обычно закрытая досками) вдоль наружных стен избы, сделанная для утепления.
Бабки - Русская народная игра, в которой одной бабкой (кость из копыта животного) выбивают из круга другие кости, расставленные определенным образом.
плот - плавучая площадка (платформа) для перевозки людей и грузов.
лужайка - небольшой луг, полянка.
дудка - Род музыкального инструмента - полая трубка с отверстиями.
изба - деревянный крестьянский дом.
забава - развлечение, игра
1.-Выразительное чтение стихотворения учителем. (первичное восприятие)
Проверка восприятия:
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (при затруднении отвечают при помощи смайликов). Почему?
Задание: а ТЕПЕРЬ ПЕРЕДАЙТЕ МНЕ ЭТО НАСТРОЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ СМАЙЛИКОВ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ У ВАС НА СТОЛЕ.
- А кто этот мальчик? Вы его узнали? О ком идет речь в этом стихотворении? (М.В.Исаковский)
3.Работа с текстом. Все стихотворение состоит из трех частей. Работаем с 1 частью.
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. 1 часть.
1.А сейчас давайте поработаем с текстом. Прочитайте про себя 1 часть и найдите ответы на вопросы:
- Кто хочет прочитать вслух?
- Каким тоном вы будете читать слова детства? Слова мальчика?
(Читает Пальшин Максим)
Работа по вопросам:
В какое время года детство посетило мальчика в первый раз?
Что предлагает детство?
Как оно называет мальчика?
Почему мальчик отказался от предложения детства?
2 часть:
Когда в следующий раз детство посетило мальчика?
Что оно ему рассказывает?
Почему мальчик вновь отказывается?
3 часть:
В какое время года детство опять посетило мальчика?
Как вы думаете, почему оно выбрало именно зиму?
Прочитайте слова о зимних забавах.
Найдите ответ мальчика: почему он не может пойти играть?
- В любое время года мальчик отказывался от всех забав и развлечений, которые ему предлагало детство? Легко ли ему это было?
- Как вы думаете, если детство придет весной, согласится ли мальчик с ним поиграть? Докажите свое мнение.
(2)Детство… Говорят, что это самая счастливая пора жизни. Почему же Михаил Васильевич Исаковский считал, что у него не было детства? !! Давайте вернемся к началу урока. Мы с вами выяснили, что детство – это самая счастливая пора жизни, где главным занятием является игра, забавы, развлечения, в процессе которых ребенок познает окружающий мир. Было все это у Исаковского? Теперь вы можете ответить, почему Михаил Васильевич Исаковский считал, что у него не было детства? (Потому что в его жизни не было таких понятий, которые присущи слову детство, не было ни игр, ни забав, ни развлечений, которые должны быть в детстве). А они обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.Недаром известный русский поэт Н.А.Некрасов сказал: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано.
Наверное, чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что такое детство?
- А как вы понимаете слово «детство»? Это определенный период жизни в таком возрасте. (3-11 лет), где главным занятием является игра, забавы, развлечения, в процессе которых ребенок познает окружающий мир. Было все это у Исаковского? Теперь вы можете ответить, почему Михаил Васильевич Исаковский считал, что у него не было детства? (Потому что в его жизни не было таких понятий, которые присущи слову детство, не было ни игр, ни забав, ни развлечений, которые должны быть в детстве)
Подведение итогов работы:
- Давайте вернемся к нашему солнышку. Нарисуйте детство поэта на лучиках этого солнышка. Какие краски вы будете использовать? Почему? (Грустные цвета, печальные)
- Ребята, а можете ли вы теперь ответить мне на вопрос, который возник у нас в начале урока? (Может ли детство быть другим или оно бывает только счастливым?) Оказывается, может. М.В.Исаковский на примере своего детства показал нам другую его сторону. – тяжелую, горькую, безрадостную Поэтому мы с вами не должны забывать, что детство в жизни человека бывает один раз, со временем оно уходит безвозвратно и никогда уже не возвратится, оно будет жить лишь в наших воспоминаниях.
- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?
- С каким произведением познакомились?
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– О чём заставил задуматься?
– Что особенно понравилось на уроке?
– Чью работу на уроке вам хотелось бы отметить?
А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке. Подчеркните то предложение, которое бы вы сказали о себе.
-Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.
-Я работал , но мог бы лучше себя проявить.
-Я старался, но не все получилось на этом уроке.
- В заключение нашего урока я хочу вам пожелать, чтобы ваши воспоминания о детстве были такими же яркими, красочными, теплыми, каким вы нарисовали это солнышко и чтобы вам никогда не пришлось узнать, что такое голод, холод, нужда, как довелось это узнать М.В.Исаковскому.
Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения
PPTX / 3.71 Мб