12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
1

Урок чтения и развития речи «М.В.Исаковский. Стихотворение «Детство»»



Урок чтения в 7 «Г» классе

Тема: М.В.Исаковский. Стихотворение «Детство».

Цели:

Познакомить с библиографическими данными М.В.Исаковского и стихотворением «Детство», учить анализировать стихотворение, давать обоснование ответа.

Коррекция мыслительных процессов на основе выборочного чтения, анализа поэтического произведения, упражнений в умозаключении; умения находить нужную информацию в тексте;

Формирование умения понимать настроение, чувства другого, сопереживать; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: презентация, записи песен на стихи М.Исаковского, аудиозапись стихотворения, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Прозвенел звонок веселый.

Все начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

- Ребята, сегодня у нас в классе гости, которые пришли посмотреть на вас, посмотреть, как вы учитесь, какие вы старательные, внимательные, какие вы молодцы.. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей кивком головы и улыбкой. Теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы. Поднимите руку, кто сегодня на уроке будет очень стараться.

 

2.Актуализация знаний

– А сейчас, ребята, давайте вспомним, с содержанием какого рассказа мы познакомились на предыдущем уроке чтения?

– “Великие путешественники”.

– Кто является автором этого рассказа?

– М.М. Зощенко.

- Понравился вам этот рассказ? Чем?

- Удалось ли ребятам совершить кругосветное путешествие? (Нет. Не хватило знаний)

- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать. Мало иметь одно желание, нужны ещё и знания).

 

Беседа: Герои рассказа Зощенко – дети. Скажите, как они проводят свое детство? (весело, беззаботно, играя, путешествуя). Значит и детство у них какое? (веселое, беззаботное, счастливое). А как назвать это одним словом? (Счастливое)

4.Работа над н/м

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о детстве и познакомимся со стихотворением М.В.Исаковского, которое так и называется «Детство».

Подготовка восприятия учащихся

- Но сначала я хочу, чтобы вы представили, что вы не ученики, а художники и поэты.

И прежде, чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? (Слайд) Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

(У всех учащихся одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).

1.Задание для художников:

Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.

Подумайте, какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные лучики, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Приклеивайте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

- Итак, солнышки готовы.

Вопросы:

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

2.Задание для поэтов:

Уважаемые поэты, подберите любые слова, которыми бы вы рассказали о детстве.

Напишите эти слова на лучиках. На каждом лучике по одному слову.

Вопросы:

Зачитайте свои слова.

Вывод: Итак, ребята, так что же такое детство? Детство – это счастливая пора, это игры, забавы, развлечения, в процессе которых вы познаете окружающий мир.

А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём! - Ребята, это ваши ощущения детства и они навсегда останутся у вас в памяти, дорожите своим детством.. Насладитесь каждой минутой, как эти счастливые девчонки и мальчишки! (слайд).

Постановка проблемы: Ребята, а как вы думаете, может ли детство быть другим? (слайд) Давайте пока оставим этот вопрос без ответа.

Физминутка.

- А перед тем, как продолжить урок, я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

И продолжим наш урок.

- Итак, ребята, давайте познакомимся с М.В.Исаковским и его стихотворением «Детство», поразмышляем о том, какое детство показал нам поэт, каким осталось детство в его памяти, какие чувства он хотел передать нам. А ощущения поэта мы запишем на лучиках вот этого солнышка. Это будет итогом нашей работы (На доске круг с надписью детство, сюда мы будем прикреплять с детьми лучики)

- Итак, М.В.Исаковский, известный поэт, потому что многие стихи его стали песнями, их поют на разных языках мира. Так всем вам хорошо известна песня, которую вы сейчас услышите – («Катюша). Кроме «Катюши» Исаковским было написано еще очень много песен. Такие, как «Огонек», «В лесу прифронтовом», «Уходили комсомольцы». В основном

- Это песни военных лет, которые мы помним и любим до сих пор. Их пели во время войны, на фронтовых дорогах, во время привала после трудного боя, с этими песнями наши бойцы вставали и шли в бой навстречу врагу, под эти песни они погибали. Их пели, поют и надеюсь, еще будут петь многие поколения, потому что без этих песен немыслимо представить себе историю нашей страны. И написал все эти песни один автор. Имя его – Михаил Васильевич Исаковский

(Эти песни были бодры, поднимали боевой дух воинов, воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности»).

Презентация (фото поэта).

Знакомство с биографией поэта.

А родился Михаил Васильевич Исаковский (19 января 1900 года) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье.

В Смоленской губернии, в хате холодной,

Зимою крестьянка меня родила.

И, как это в песне поётся народной,

Ни счастья, ни доли мне дать не могла.

Тяжёлым и безрадостным было детство поэта.

Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,

Я всё-таки рос и годов с десяти

Постиг, что одна мне наука открыта –

Как лапти плести да скотину пасти.

Кроме Михаила, у родителей было 12 детей, из них выжило только пятеро, остальные умерли в раннем детстве. Жили очень голодно. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, нечем было покормить семью в зимнюю пору. На всю жизнь врезались в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном голодном детстве. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, читать и писать маленький Миша научился сам, а когда ему исполнилось 10 лет, он пошел в начальную школу, во 2 класс. Но занятия он посещал нерегулярно: в зимние холода ему нечего было надеть, кроме сплетённых им самим лаптей. Несмотря на все трудности, Михаил окончил ее, получив «5» по всем предметам. Ему очень хотелось учиться, быть грамотным и он поступил в частную гимназию в Смоленске, но из 6-го класса ему пришлось уйти, т к. семья терпела большую нужду и не могла ему оказывать денежную помощь в дальнейшем обучении. А дальше еще маленькому Мише пришлось много работать – дома, в поле, везде, где только можно, помогая старшим.

А стихи Михаил начал писать ещё в школе. Первое его стихотворение появилось в газете, когда ему было 14 лет. (Показ слайдов) - фотографии

Беседа:

- Что вы узнали о детстве поэта? (Ответы уч-ся)

- Позже, вспоминая о своем тяжелом и безрадостном детстве, М.В.Исаковский написал стихотворение, которое так и назвал «Детство». Сейчас я прочитаю это стихотворение, а ваша задача – очень внимательно меня слушать и понять: каким настроением проникнуто это стихотворение и почему? (слайд)

В тексте вам могут встретиться слова, значение которых вы не знаете, обратите на них внимание:

Сыграть в лапту. Лапта (палка, бита) - русская народная игра

Сразимся в бабки. Бабки - русская народная игра

- А сейчас мы еще раз закрепим сведения, которые вы узнали, и прочитаем статью о М.В.Исаковском в учебнике.

- Ваша задача во время чтения найти ответ на вопрос: Какая тема стихотворений Исаковского становится основной в его творчестве?

(Читаем по цепочке по одному предложению – Максим, Даша, Максим, Галя внимательно следит по тексту за читающими про себя.)

Словарь: Горести - События, обстоятельства, которые вызывают душевные страдания, переживания, огорчения; несчастья, беды.

горесть - тяжелое переживание; 2. - горе, печаль, скорбь.

Словарь:

Одногодки - Ровесники. Ровесник - Человек одинакового с кем-л. возраста.

сирота – ребенок, у которого умер один или оба родителя. Перен. разг. Тот, кто одинок, кто остался без родных и близких.

лапта - русская народная игра, в которой игроки, разделившиеся на две команды, перебрасывают небольшой мяч битой.

Племя – общность, стадо.

Завалинка - Невысокая земляная насыпь (обычно закрытая досками) вдоль наружных стен избы, сделанная для утепления.

Бабки - Русская народная игра, в которой одной бабкой (кость из копыта животного) выбивают из круга другие кости, расставленные определенным образом.

плот - плавучая площадка (платформа) для перевозки людей и грузов.

лужайка - небольшой луг, полянка.

дудка - Род музыкального инструмента - полая трубка с отверстиями.

изба - деревянный крестьянский дом.

забава - развлечение, игра

1.-Выразительное чтение стихотворения учителем. (первичное восприятие)

Проверка восприятия:

- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (при затруднении отвечают при помощи смайликов). Почему?

Задание: а ТЕПЕРЬ ПЕРЕДАЙТЕ МНЕ ЭТО НАСТРОЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ СМАЙЛИКОВ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ У ВАС НА СТОЛЕ.

- А кто этот мальчик? Вы его узнали? О ком идет речь в этом стихотворении? (М.В.Исаковский)

3.Работа с текстом. Все стихотворение состоит из трех частей. Работаем с 1 частью.

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. 1 часть.

1.А сейчас давайте поработаем с текстом. Прочитайте про себя 1 часть и найдите ответы на вопросы:

- Кто хочет прочитать вслух?

- Каким тоном вы будете читать слова детства? Слова мальчика?

(Читает Пальшин Максим)

Работа по вопросам:

В какое время года детство посетило мальчика в первый раз?

Что предлагает детство?

Как оно называет мальчика?

Почему мальчик отказался от предложения детства?

2 часть:

Когда в следующий раз детство посетило мальчика?

Что оно ему рассказывает?

Почему мальчик вновь отказывается?

3 часть:

В какое время года детство опять посетило мальчика?

Как вы думаете, почему оно выбрало именно зиму?

Прочитайте слова о зимних забавах.

Найдите ответ мальчика: почему он не может пойти играть?

- В любое время года мальчик отказывался от всех забав и развлечений, которые ему предлагало детство? Легко ли ему это было?

- Как вы думаете, если детство придет весной, согласится ли мальчик с ним поиграть? Докажите свое мнение.

(2)Детство… Говорят, что это самая счастливая пора жизни. Почему же Михаил Васильевич Исаковский считал, что у него не было детства? !! Давайте вернемся к началу урока. Мы с вами выяснили, что детство – это самая счастливая пора жизни, где главным занятием является игра, забавы, развлечения, в процессе которых ребенок познает окружающий мир. Было все это у Исаковского? Теперь вы можете ответить, почему Михаил Васильевич Исаковский считал, что у него не было детства? (Потому что в его жизни не было таких понятий, которые присущи слову детство, не было ни игр, ни забав, ни развлечений, которые должны быть в детстве). А они обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.Недаром известный русский поэт Н.А.Некрасов сказал: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано.

Наверное, чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что такое детство?

- А как вы понимаете слово «детство»? Это определенный период жизни в таком возрасте. (3-11 лет), где главным занятием является игра, забавы, развлечения, в процессе которых ребенок познает окружающий мир. Было все это у Исаковского? Теперь вы можете ответить, почему Михаил Васильевич Исаковский считал, что у него не было детства? (Потому что в его жизни не было таких понятий, которые присущи слову детство, не было ни игр, ни забав, ни развлечений, которые должны быть в детстве)

Подведение итогов работы:

- Давайте вернемся к нашему солнышку. Нарисуйте детство поэта на лучиках этого солнышка. Какие краски вы будете использовать? Почему? (Грустные цвета, печальные)

- Ребята, а можете ли вы теперь ответить мне на вопрос, который возник у нас в начале урока? (Может ли детство быть другим или оно бывает только счастливым?) Оказывается, может. М.В.Исаковский на примере своего детства показал нам другую его сторону. – тяжелую, горькую, безрадостную Поэтому мы с вами не должны забывать, что детство в жизни человека бывает один раз, со временем оно уходит безвозвратно и никогда уже не возвратится, оно будет жить лишь в наших воспоминаниях.

- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

- С каким произведением познакомились?

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чём заставил задуматься?

– Что особенно понравилось на уроке?

– Чью работу на уроке вам хотелось бы отметить?

А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке. Подчеркните то предложение, которое бы вы сказали о себе.

-Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.

-Я работал , но мог бы лучше себя проявить.

-Я старался, но не все получилось на этом уроке.

- В заключение нашего урока я хочу вам пожелать, чтобы ваши воспоминания о детстве были такими же яркими, красочными, теплыми, каким вы нарисовали это солнышко и чтобы вам никогда не пришлось узнать, что такое голод, холод, нужда, как довелось это узнать М.В.Исаковскому.

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения

Презентация к уроку
PPTX / 3.71 Мб
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.