Урок развития речи "Волшебный мир сказки"
Урок развития речи в 5 классе
Тема: «Волшебный мир сказки»
Цель урока: продолжить работу над составлением текстов сказок конфликтного типа.
Задачи урока:
- продолжить формировать умение составлять тексты сказок;
- развивать творческое мышление, фантазию, связную устную и письменную речь обучающихся;
- воспитывать интерес к литературе, самостоятельность, чувство взаимопомощи, эстетический вкус.
Оборудование: интерактивная доска, рисунки детей с изображением времен года, карточки для работы в парах, таблицы «Мотивы и действия героев».
Тип урока: развитие речи.
Ходу рока:
I Организация и мотивация учебно-познавательной деятельности.
Дети читают записанные на доске цитаты писателей о сказках:
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!(А.С.Пушкин)
Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках (Х.К.Андерсен).
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много общаться, фантазировать. Для этого должны работать слажено и четко. Поэтому у нас будут действовать 5 правил:
- Правило поднятой руки.
- Сотрудничество в парах.
- Умение слушать других.
- Работать творчески.
- Работать активно.
II Постановка учебной задачи (слайд 1).
А).Учитель. Наш урок – это урок творчества, вдохновения, добра и радости. Девиз нашей деятельности: От фантазии и мечты к мудрости и добру.
Ребята, на нашу электронную почту пришло письмо от волшебницы-Сказки (слайд 2).
Б). Учитель. Сегодня вы выступите в роли сказочников и напишете свои волшебные сказки. Это очень серьезная задача, поэтому к созданию сказок нужно подготовиться.
Задайте друг другу вопросы, которые помогут нам в написании текстов сказок (слайд 3).
В). Игра «Гирлянда вопросов»
- Из каких частей состоит текст-повествование?
- Как чаще всего начинаются сказки?(Жили-были; в некотором царстве…)
- Что одобряется, а что осуждается в сказках?(Одобряется доброта, храбрость, справедливость, трудолюбие, взаимовыручка. Осуждается зло, жадность, вранье, лень)
- Что всегда побеждает в сказках?
Г).Решение грамматических выражений(слайд 4)
- Решив примеры, вы узнаете, о ком будете писать сказку.
III Творческая работа над сказкой.
А).Учитель. Посетим наш вернисаж. Вы изобразили свои любимые времена года, но не обычно, а в виде сказочных персонажей.
Б). Метод «Волшебный треугольник»(слайд 5)
1. Коллективно выбираем место, где будут происходить события (Волшебный лес.)
2. Выбираются позитивные герои (Месяцы) и негативные (Баба Яга, Чудо-юдо, Змей, Кощей Бессмертный, ведьма, леший)
3. Самостоятельно ребята выбирают причину конфликта (волшебный посох, перышко, перстень, цветок, младший брат)
4. «Мозговой штурм» - дети дают характеристику позитивных героев (Месяцев)
5. В парах учащиеся характеризуют негативных героев.
6. Дети самостоятельно разбирают по таблицам на партах мотивы и действия героев.
Мотивы | Действия героев |
Тайна | Узнать, разобраться, найти, установить истину. |
Общение | Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор. |
Помощь | Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить. |
Красота и польза | Построить, упорядочить, вырастить, сберечь, исправить. |
Самоутверждение | Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, преодолеть, освободиться, получить удовлетворение |
7. В зависимости от выбранных персонажей и причины конфликта ребята придумывают название сказочного текста.
В). Релаксация.
- К нам пришел Оле-Лукойе из сказки Х.К.Андерсена, который по ночам перед непослушными детьми раскрывает зонт черного цвета, и этим детям ничего не снится. А перед хорошими детьми этот сказочный человечек раскрывает разноцветный зонтик, и им всю ночь снятся чудесные сны. У нас в классе, без сомнения, учатся прекрасные ребята, поэтому к нам Оле-Лукойе пришел с ярким зонтом. Закройте глаза и представьте свою сказку.
Г). Написание текстов сказок.
IV Контроль, коррекция и оценивание знаний.
А). Чтение созданных сказок.
Б). Рефлексия.
- На каком этапе урока вам было интереснее?
- С каким заданием вы справились лучше всего?
- Когда вы испытали трудности?
- Дай оценку своей работе.
V Итоговый этап.
Электронное послание Сказки (слайд 6)
Домашнее задание – по выбору(несколько уровней сложности)
Подобрать пословицы о своем любимом времени года.
Написать аннотацию к своей сказке.
Составить текст-рассуждение «Почему мне нравится время года - …»
Найди красивое стихотворение о временах года, спиши его и подчеркни имена прилагательные.
Придумай текст, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву.
- Ребята, а если бы волшебница-Сказка согласилась исполнить одно ваше желание, о чем бы вы ее попросили? (Слайд 7)