Урок развития речи "Волшебный мир сказки"

0
0
Материал опубликован 26 March

Урок развития речи в 5 классе

Тема: «Волшебный мир сказки»

Цель урока: продолжить работу над составлением текстов сказок конфликтного типа.

Задачи урока:

- продолжить формировать умение составлять тексты сказок;

- развивать творческое мышление, фантазию, связную устную и письменную речь обучающихся;

- воспитывать интерес к литературе, самостоятельность, чувство взаимопомощи, эстетический вкус.

Оборудование: интерактивная доска, рисунки детей с изображением времен года, карточки для работы в парах, таблицы «Мотивы и действия героев».

Тип урока: развитие речи.

Ходу рока:

I Организация и мотивация учебно-познавательной деятельности.

Дети читают записанные на доске цитаты писателей о сказках:

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!(А.С.Пушкин)

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках (Х.К.Андерсен).

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много общаться, фантазировать. Для этого должны работать слажено и четко. Поэтому у нас будут действовать 5 правил:

- Правило поднятой руки.

- Сотрудничество в парах.

- Умение слушать других.

- Работать творчески.

- Работать активно.

II Постановка учебной задачи (слайд 1).

А).Учитель. Наш урок – это урок творчества, вдохновения, добра и радости. Девиз нашей деятельности: От фантазии и мечты к мудрости и добру.

Ребята, на нашу электронную почту пришло письмо от волшебницы-Сказки (слайд 2).

Б). Учитель. Сегодня вы выступите в роли сказочников и напишете свои волшебные сказки. Это очень серьезная задача, поэтому к созданию сказок нужно подготовиться.

Задайте друг другу вопросы, которые помогут нам в написании текстов сказок (слайд 3).

В). Игра «Гирлянда вопросов»

- Из каких частей состоит текст-повествование?

- Как чаще всего начинаются сказки?(Жили-были; в некотором царстве…)

- Что одобряется, а что осуждается в сказках?(Одобряется доброта, храбрость, справедливость, трудолюбие, взаимовыручка. Осуждается зло, жадность, вранье, лень)

- Что всегда побеждает в сказках?

Г).Решение грамматических выражений(слайд 4)

- Решив примеры, вы узнаете, о ком будете писать сказку.

III Творческая работа над сказкой.

А).Учитель. Посетим наш вернисаж. Вы изобразили свои любимые времена года, но не обычно, а в виде сказочных персонажей.

Б). Метод «Волшебный треугольник»(слайд 5)

1. Коллективно выбираем место, где будут происходить события (Волшебный лес.)

2. Выбираются позитивные герои (Месяцы) и негативные (Баба Яга, Чудо-юдо, Змей, Кощей Бессмертный, ведьма, леший)

3. Самостоятельно ребята выбирают причину конфликта (волшебный посох, перышко, перстень, цветок, младший брат)

4. «Мозговой штурм» - дети дают характеристику позитивных героев (Месяцев)

5. В парах учащиеся характеризуют негативных героев.

6. Дети самостоятельно разбирают по таблицам на партах мотивы и действия героев.


Мотивы

Действия героев

Тайна

Узнать, разобраться, найти, установить истину.

Общение

Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор.

Помощь

Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить.

Красота и польза

Построить, упорядочить, вырастить, сберечь, исправить.

Самоутверждение

Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, преодолеть, освободиться, получить удовлетворение


7. В зависимости от выбранных персонажей и причины конфликта ребята придумывают название сказочного текста.

В). Релаксация.

- К нам пришел Оле-Лукойе из сказки Х.К.Андерсена, который по ночам перед непослушными детьми раскрывает зонт черного цвета, и этим детям ничего не снится. А перед хорошими детьми этот сказочный человечек раскрывает разноцветный зонтик, и им всю ночь снятся чудесные сны. У нас в классе, без сомнения, учатся прекрасные ребята, поэтому к нам Оле-Лукойе пришел с ярким зонтом. Закройте глаза и представьте свою сказку.

Г). Написание текстов сказок.

IV Контроль, коррекция и оценивание знаний.

А). Чтение созданных сказок.

Б). Рефлексия.

- На каком этапе урока вам было интереснее?

- С каким заданием вы справились лучше всего?

- Когда вы испытали трудности?

- Дай оценку своей работе.

V Итоговый этап.

Электронное послание Сказки (слайд 6)

Домашнее задание – по выбору(несколько уровней сложности)

Подобрать пословицы о своем любимом времени года.

Написать аннотацию к своей сказке.

Составить текст-рассуждение «Почему мне нравится время года - …»

Найди красивое стихотворение о временах года, спиши его и подчеркни имена прилагательные.

Придумай текст, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву.


- Ребята, а если бы волшебница-Сказка согласилась исполнить одно ваше желание, о чем бы вы ее попросили? (Слайд 7)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.