Урок родного (русского) языка в 5 классе "Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок".
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Методы обучения | Учебно-познавательные задачи | Время в мин. | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1 | Подготовительный этап | Эвристическая беседа | Приветствие детей. Создание эмоционального настроя. На уроке я сижу – Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком. Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства. Наш урок посвящен жемчужинам русского языка, выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной. В чем же особенность этих выражений? | Включаются в учебную деятельность. Слушают, отвечают на вопросы учителя. | 5 | Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу. | Наблюдение |
2 | Формирование обобщенного представления о языковом понятии Актуализация знаний | Беседа, «мозговой штурм» | Посмотрите на экран. Какое выражение изображено с помощью картинок? Давайте порассуждаем, в чем особенность данного выражения с точки зрения его лексического значения? Как бы вы назвали такие выражения? В русском языке такие выражения называются крылатыми выражениями. Как бы вы сформулировали тему нашего урока и его цель? Сформулируйте, что такое крылатые выражения? Где мы с вами встречали подобные выражения? Как вы думаете, для чего писатели используют крылатые выражения в речи? К крылатым словам относятся афоризмы, пословицы, поговорки, высказывания исторических деятелей, героев художественных произведений. Роль крылатых выражений в русском языке велика. Крылатые выражения - это частица жизни наших предков, часть нашей истории, наше бесценное культурное и национальное достоинство. Крылатые слова украшают нашу речь, но пользоваться ими надо умело. Сегодня мы познакомимся с крылатыми выражениями из русских народных произведений и литературных сказок. Среди выражений найдите крылатые. 1.Учитель попросил, что бы ОПУСТИЛИ РУКИ те ученики, которые сдали самостоятельную работу 2.Петя ОПУСТИЛ РУКИ и не захотел бороться за первое место в соревнованиях . 3.Егорка любил смотреть в небо и СЧИТАТЬ ВОРОН. 4. Я отодвинулся, чтобы не БРОСАТЬ ТЕНЬ на книгу. 5.Бабушка поставила кастрюлю ВВЕРХ ДНОМ. 6.Будьте внимательны, нельзя СЧИТАТЬ ВОРОН на контрольной! 7. Я не позволю тебе БРОСАТЬ ТЕНЬ на мою репутацию! 8. В моих мыслях всё перевернулось ВВЕРХ ДНОМ. Проверьте ответы? У кого ответы совпали? Какова основная отличительная черта крылатых выражений? | Отвечают на поставленные вопросы Выполняют задание устно. Предлагают разные варианты. Выражение «как снег на голову» может употребляться как в прямом значении, так и в переносном значении. Формулируют тему урока и его цель с помощью учителя. Тема: Крылатые слова и выражения из русских народных произведений и литературных сказок. Цель: познакомиться с крылатыми выражениями, научиться использовать их в речи. Крылатые слова – это меткие, образные выражения, которые употребляются в переносном значении и переходят из века в век от одного поколения к другому. Записывают выводы. Слушают учителя. Работают устно в парах. Обсуждают вместе, записывают номера ответов. Ответы: 2,6,7,8 Крылатые выражения употребляются в переносном значении и воспринимаются как единое, неделимое выражение. | 10 | Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - принимать и сохранять учебную цель и задачи. | Наблюдение. Самооценка/ взаимооценка |
3 | Основной этап | Беседа, работа в группах. | Откуда же пришли в нашу речь крылатые выражения? Источников довольно много. Сейчас, работая в трёх группах по рядам, вы узнаете о некоторых из них. Откройте конверт, прочитайте задание и инструкцию к его выполнению. | Выполняют задание группой по 4 человека. Отвечает представитель той группы, которая справилась первой. Представители других групп сверяют свои ответы и дополняют. | 10 | Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану. | Поисковый Самооценка/ взаимооценка |
4 | физкультминутка | | Если выражение употребляется в прямом значении, то прыгаем на месте. Если – в переносном значении, то приседаем. Золотое кольцо, золотые руки, железный гвоздь, железный характер, серебряные волосы. | Выполняют упражнения | 2 | | |
5 | Формулировка определения и работа с ним. Первичное закрепление. | Эвристическая беседа. Практическая работа | Итак, что мы будем называть крылатым выражением? Вывод: крылатое выражение – это А) устное или письменное высказывание, Б) употребляется в переносном значении, В) воспринимается как единое целое (как одно слово) Г) украшает речь, делает её более образной. Д) чаще всего встречается в произведениях литературы и фольклоре(пословицы, поговорки, сказки). Прочитаем определение в учебнике. Работа с текстом (работа в парах). Чтение учителем текста и выполнение задания. Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье. - Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще. Чтение текста вслух. Какие крылатые выражения вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.) Самооценка Молодцы! | Предлагают свои варианты. По учебнику читают, сравнивают свой вывод с выводом в учебнике. Слушают учителя. Работа в парах. | 10 | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. | Наблюдение Самооценка/ взаимооценка |
6 | Проблемная ситуация, связанная с возможным употреблением крылатых выражений в прямом значении или с незнанием их значения. | Беседа Творческая работа Проверочная работа | Ребята, прочитайте предложения и рассмотрите рисунки, сделанные учеником. Какие он допустил ошибки и почему? Что нужно знать, чтобы не попасть в такую же смешную ситуацию. Проверим, насколько хорошо мы знаем крылатые выражения. Соедините правильно 2 части крылатого выражения. А. Скоро сказка сказывается, 1. по усам текло, в рот не попало. Б. Это всё присказка, 2. да добра наживать. В. Я там был, мёд-пиво пил, 3. да не скоро дело делается. Г. Стали они жить-поживать, 4. добрым молодцам урок. Д. Сказка ложь, да в ней намёк, 5. сказка будет впереди Из произведений какого жанра взяты эти высказывания? У кого всё правильно? У кого есть ошибки? В чём ошибка? Самооценка. | Ученик крылатые выражения понял буквально, в прямом значении. Поэтому картинки у него получились смешными. Надо знать крылатые выражения, их значения, пополнять свой словарный запас. Выполняют задание. Выполняют самопроверку по эталону. | 5 | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать в рамках предложенного времени. | Наблюдение Самооценка/ взаимооценка |
7 | Домашнее задание | | Составьте связный рассказ (5-10 предложений), используя в нем крылатые выражения. Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать, как дважды два, больной вопрос, и след простыл, хлебнуть горя, смотреть правде в глаза, кусать локти, горькая правда, тоска зеленая. | | 1 | | |
8 | Рефлексия учебной деятельности Выявление субъективного опыта. | Беседа. | Подведём итог нашего урока. Какая была цель урока? Что узнали на уроке? Что такое крылатые выражения? В чём их особенность? Перед вами список крылатых выражений. Используя их попробуйте описать, оценить свое впечатление от урока, свой вклад в достижение цели урока. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что смогли сделать. Делают самооценку. | 2 | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. | Наблюдение Самооценка/ взаимооценка |