Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации
Вспомним, какие части речи называются самостоятельными? Какие самостоятельные части речи вы знаете?
Подумайте и ответьте, являются ли выделенные слова названиями
предметов или только указывают на них?
Скворец летел к себе домой.
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Её по множеству примет.
Так, о какой части речи мы будем сегодня говорить? ( Местоимения)
Попробуйте сформулировать тему урока. ( Местоимение как самостоятельная часть речи).
-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать местоимений от других самостоятельных частей речи).
-А что нам поможет в этом? (Знание самостоятельных частей речи).
-Какова же задача нашего урока? (Познакомиться с местоимениями).
Местоимения – это слова, которые не называют
предметов, их признаков и количества, а только указывают на них, например: 1) Грушницкий – юнкер.
Он только год в службе. (М. Лермонтов) 2) Этот портрет я написал в два дня. 3) Что же случилось?
По значению местоимения делятся на следующие
лексико-грамматические разряды:
1. Личные: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы;
3-е лицо – он, она, оно, они.
Например: Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты. (А. С. Пушкин)
Личные местоимения я, ты не имеют рода.
2. Возвратное себя не имеет рода и числа.
Например: Пиарить себя.
3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш,его, её, их и др.
Например: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)
Притяжательные местоимения имеют род, число, склоняются по падежам. Местоимения его, её, их не изменяются по падежам.
4. Указательные: тот, этот, такой, таковой (устар.), таков, столько, настолько, здесь, там, туда, оттуда,
потому, поэтому, оттого, тогда, так
и др.
Например: Тот дом выше. Здесь теплее.
Тот, этот, такой имеют род, число, склоняются по падежам.
5. Определительные: каждый, все, всё, вся, весь, всяк. всякий, всяческий, самый, сам, любой, другой, иной и др. имеют род, число, склоняются по падежам.
Например: Любви все возрасты покорны.
(А. С. Пушкин)
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем и др.
Кто, что, где, куда и др. не имеют рода и числа.
Какой который, чей имеют род и число.
Кто, что, какой, который и др. склоняются по падежам.
Например: Кто прочитал повесть? Какие эпизоды особенно запомнились?
Сколько человек участвует в соревнованиях ?
7. Относительные: кто, что, какой, который, сей, сколько, где, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов). Например: Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть. Он поинтересовался, какие эпизоды
нам особенно запомнились. Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании. (Обратите внимание на то, что в таких предложениях – косвенных вопросах – вопросительный знак не ставится.)
8. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-либо,
что-либо, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, где-то, когда-то, кое-куда и др.
Например: Пусть кто-нибудь сделает эту работу. Когда-нибудь увидимся.
9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько, ниоткуда, никогда, никак, негде, нигде, никого, незачем. неоткуда и др.
Отрицательные и неопределённые местоимения склоняются так же, как местоимения кто, что.
Местоимение некто имеет только форму им.п., а нечто – только форму им. и в.п.
Например: Неоткуда ждать помощи. Не с кем поговорить.
По особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что, никто и др.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи. например: 1) Я (подлежащее) не хочу
печалить вас (дополнение) ничем (дополнение). (А. С. Пушкин) 2) Сердце мое (определение) сжалось. (А. С. Пушкин) 3) Теперь ты наш. (определение)
Значит местоимения могут заменять существительные, прилагательные и числительные.
|
Отвечают на вопросы учителя.
записывают их в тетради и отвечают на вопросы
Формулируют тему, цель и задачу урока.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.
Логические: формулирование проблемы.
|