12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зинашов Кайрат875
Туркмения, Дашогузский велаят, город Дашогуз


 


 

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

по теме

Местоимения. Разряды местоимений.


 


 


 

 

разработал :

учитель русского языка

Зинашов Кайрат Орунбаевич

Дашогуз - 2017

Проект урока по теме: Местоимения. Разряды местоимений.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование понятия о функциях местоимениях в речи, её роли в предложении, показать отличие местоимений от других частей речи и её своеобразие.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

Предметные: умение отличать местоимений от других частей речи посредством определения ее функции; умение использовать местоимений в речи соответствии с их функцией.

Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер, презентация по теме: Местоимения.

Ход урока

Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации

Вспомним, какие части речи называются самостоятельными? Какие самостоятельные части речи вы знаете?

Подумайте и ответьте, являются ли выделенные слова названиями

предметов или только указывают на них?

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

Так, о какой части речи мы будем сегодня говорить? ( Местоимения)

Попробуйте сформулировать тему урока. ( Местоимение как самостоятельная часть речи).

-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать местоимений от других самостоятельных частей речи).

-А что нам поможет в этом? (Знание самостоятельных частей речи).

-Какова же задача нашего урока? (Познакомиться с местоимениями).

Местоимения – это слова, которые не называют

предметов, их признаков и количества, а только указывают на них, например: 1) Грушницкий – юнкер.

Он только год в службе. (М. Лермонтов) 2) Этот портрет я написал в два дня. 3) Что же случилось?

По значению местоимения делятся на следующие

лексико-грамматические разряды:

1. Личные: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы;

3-е лицо – он, она, оно, они.

Например: Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты. (А. С. Пушкин)

Личные местоимения я, ты не имеют рода.

2. Возвратное себя не имеет рода и числа.

Например: Пиарить себя.

3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш,его, её, их и др.

Например: Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Притяжательные местоимения имеют род, число, склоняются по падежам. Местоимения его, её, их не изменяются по падежам.

4. Указательные: тот, этот, такой, таковой (устар.), таков, столько, настолько, здесь, там, туда, оттуда,

потому, поэтому, оттого, тогда, так

и др.

Например: Тот дом выше. Здесь теплее.

Тот, этот, такой имеют род, число, склоняются по падежам.

5. Определительные: каждый, все, всё, вся, весь, всяк. всякий, всяческий, самый, сам, любой, другой, иной и др. имеют род, число, склоняются по падежам.

Например: Любви все возрасты покорны.

(А. С. Пушкин)

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем и др.

Кто, что, где, куда и др. не имеют рода и числа.

Какой который, чей имеют род и число.

Кто, что, какой, который и др. склоняются по падежам.

Например: Кто прочитал повесть? Какие эпизоды особенно запомнились?

Сколько человек участвует в соревнованиях ?

7. Относительные: кто, что, какой, который, сей, сколько, где, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов). Например: Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть. Он поинтересовался, какие эпизоды

нам особенно запомнились. Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании. (Обратите внимание на то, что в таких предложениях – косвенных вопросах – вопросительный знак не ставится.)

8. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-либо,

что-либо, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, где-то, когда-то, кое-куда и др.

Например: Пусть кто-нибудь сделает эту работу. Когда-нибудь увидимся.

9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько, ниоткуда, никогда, никак, негде, нигде, никого, незачем. неоткуда и др.

Отрицательные и неопределённые местоимения склоняются так же, как местоимения кто, что.

Местоимение некто имеет только форму им.п., а нечто – только форму им. и в.п.

Например: Неоткуда ждать помощи. Не с кем поговорить.

По особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что, никто и др.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи. например: 1) Я (подлежащее) не хочу

печалить вас (дополнение) ничем (дополнение). (А. С. Пушкин) 2) Сердце мое (определение) сжалось. (А. С. Пушкин) 3) Теперь ты наш. (определение)

Значит местоимения могут заменять существительные, прилагательные и числительные.

Отвечают на вопросы учителя.

записывают их в тетради и отвечают на вопросы

Формулируют тему, цель и задачу урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Создает проблемную ситуацию.

Запишем предложение: Определите, какое из выделенных местоимений

указывает на предмет, какое – на признак предмета и

какое – на количество предметов.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права.

На дворе ещё морозно. Такая погода продержится

недолго. Через несколько дней засияет яркое весен-

нее солнце.

Записывают предложения и отвечают на вопросы.

 

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: планирование

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Найдите местоимения

и определите, каким членом предложения они являются.

1. Приняв орден, он (подлежащее) попросил сказать слово.

2. Ему(дополнение) разрешили.

3. И вот пополз я, прячась за деревьями.

4. Стал я карабкаться наверх.

5. У них четыре пушки и сбоку миномёт.

6. я с самого утра здесь наблюдаю.

7. Я долго глядел на пятки, а потом взял колючую былинку и покарябал ею слегка одну из пяток.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями

и определениями.

Итак, что же такое местоимения?

Отвечают на вопросы и делают вывод о местоимениях.

Анализируют предложение и определяют роль местоимений.

Делают выводы о роли местоимений.

Делают вывод о назначении местоимений.

Формулируют определение местоимений.

Учащиеся высказывают свои предположения о разрядах местоимений.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Укажите род и падеж указательных

местоимений.

1. Этот (тот) труд прославил его.

2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике.

3. В этой (той) книге много стихов о труде.

4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.

Указывают род и падеж местоимений.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, моделирование, выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует деятельность по применению новых знаний.

 Проведите самопроверку. Оцените работу.

Найдите местоимения

и определите, каким членом предложения они являются.

1. Приняв орден, он попросил сказать слово.

2. Ему разрешили. 3. И вот пополз я, прячась за деревьями.

4. Стал я карабкаться наверх.

5. У них четыре пушки и сбоку миномёт.

6. я с самого утра здесь наблюдаю.

7. Я долго глядел на пятки, а потом взял колючую былинку и покарябал ею слегка одну из пяток.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

     

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Вставьте вместо точек

подходящие по смыслу местоимения, определите падеж

этих местоимений.

1. … литературная деятельность началась рано.

2. … с ранних лет увлекался литературой. 3. С … интересно было беседовать.

4. О … писали во всех газе-

тах.

5. … интересно было с ребятами, а ребятам с… .

слова для справок: его, нём, он, ему, ним.

Деятельность учащихся.

Находят подходящие по смыслу местоимения, определяют падеж

этих местоимений.

Формируемые УУД

   

Познавательные: синтез, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ

регулятивные : контроль, коррекция, оценка

 

Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует рефлексию

Запишите ключевые слова темы сегодняшнего урока.

С какой самостоятельной частью речи мы сегодня познакомились?

Назовите ее признаки. Какие разряды местоимений существуют?

Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.


 

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________

- Спасибо всем вам за урок, желаю хорошего дня .

Записывают ключевые слова темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют оценочные листы в соответствии с целями урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

     

Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Объясняет домашнее задание

  1. выучить теорию по теме «Местоимния. Разряды местоимений»;

  1. выписать из стихотворения Н. Заболоцкого Не позволяй душе лениться местоимения(10 местоимений), определить роль местоимений

  1. написать сочинение- рассуждение «Нужны ли местоимения в жизни»;

Учащиеся записывают два из трех домашних заданий на выбор

Личностные: самопределение

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль

 
     
     
 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.