Урок русского языка
Русский язык в 3 классе
Тема: Части речи
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель: формирование умения различать части речи.
Планируемые результаты
Учебно-познавательные:
Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие:
Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• анализ объектов с целью выделения их признаков;
• синтез;
•подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование умения слаженно работать в паре, группе.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2.Минутка чистописания
Откройте тетради, запишите число, месяц и «Классная работа».
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
(Зима)
С какого звука начинается слово? Что вы о нем можете рассказать? Какой буквой он обозначается?
Молодцы! Мы сегодня будем писать на минутке чистописания букву Зз.
Что нужно помнить при написании этой буквы?
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Таблица с буквой.
-Пропишите букву З з с новой строчки до конца строки.
Подберите однокоренные слова к слову зима (зима, зимний, озимые, зимовье, зимовать). Запишите их в тетрадь, выделите корень.
Молодцы!
3.Орфографическая минутка
Посмотрите на слова и определите, какую орфограмму мы будем повторять?
Сне…ки, мя…кий ,сколь…кий, хру…кий, лё…,пол..ти .
Вставьте пропущенную букву. Подбор проверочного слова.
- Какая это орфограмма? Как проверить парный согласный?
Запись у доски с проверочным словом.
4. Актуализация знаний
-Ребята, посмотрите на доску.
-Что объединяет эти слова?
(у них одинаковый корень)
-Значит эти все слова какие? (однокоренные)
- А на какие группы делятся все слова русского языка?( На части речи)
5. Самоопределение к деятельности
На какие группы мы можем разделить эти слова? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)
Как можно назвать все эти группы? (Части речи.)
Сформулируйте тему урока, цель.
6. Работа по теме урока
Наша с вами задача сегодня на уроке: вспомнить все, что мы знаем о частях речи.
На доске висят елочки, в конце урока вы выберите для каждой свои игрушки и украсите ими наши елочки.
-Составим с вами кластер по этой теме – вешаю на доску – ЧАСТИ РЕЧИ.
-На какие 2 группы мы можем разделить части речи ?( на самостоятельные и служебные)
Вешаю слова – самостоятельные –служебные.
-Давайте вспомним какие части речи называют самостоятельные.
-Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
-Вспомним служебные части речи. (предлог, союз, частица)
-Что вы помните об имени существительном? (вешаю имя сущ.) Вспоминаем правило.
-А что еще знаем об имени существительном?
Бывает собственным и нарицательным (примеры), бывает одушевленное и неодушевленное (пример),
Делится на 3 рода – женский, мужской, средний.(пример). Бывают единственного и множественного числа (пример).
-Молодцы. Теперь скажите, что такое имя прилагательное? (правило)-вешаю –имя прил.
- Что еще знаем об этой части речи ?( может стоять в единственном и во множественном числе.)
- Что знаем о глаголе? (правило) Глагол делится на единственное и множественное число.
-Какие еще самостоятельные части речи мы с вами знаем?
(имя числительное и местоимение.) – Вспоминаем правила.
- А что мы помним о служебных частях речи ?
Они отвечают на какой-нибудь вопрос? - Нет. А для чего они нам нужны ?- Для связи слов в предложении.
-А могут они употребляться без самостоятельной части речи? – Нет.
-Давайте вы посмотрите на нашу доску и скажите каким словом можно назвать небольшой мороз?
- Морозец.
Поможет нам определять часть речи – алгоритм определения.(вешаю алгоритм)
-Кто готов назвать первое – 1. Прочитать слово, задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово.
3.Определить часть речи.
- Итак, давайте же определим часть речи слова – морозец.
-Кто готов, выходите, определяйте и крепите к нужной части речи. Давайте запишем в тетради слова в три группы. И первая группа слов будет – имена существительные.
Распределяем слова и записываем.
-Морозный, заморозить,морозильник,обморозить,заморозок,морозно.
-Молодцы, давайте оценим себя на этом этапе урока. Что мы сейчас делали? (Определяли части речи)
- Ребята, у вас на столах лежат снежинки. Если вам было все понятно, возьмите себе снежинку в форме звезды,если вы затруднялись , возьмите снежинку в форме пластины. А если вам было совсем трудно при выполнении этого задания, возьмите снежинку в форме ежа.
Предлагаю вам отдохнуть и провести физминутку.
Первичное закрепление.
Работа в группах.
- Мы сейчас с вами будем выполнять задания в группах. Вы распределитесь по группам, выполните задания и выберите кто от вашей команды будет отвечать. На выполнение задания я вам даю 5 минут .Но прежде чем приступить к выполнению задания, напомните мне правила работы в группах.
Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.
-Подойдите ко мне один человек от группы и получите задания.
Приступаем к работе.
Определите, кто будет рассказывать от каждой группы
- Какой текст у вас получился, когда мы вставили слова? Прочитайте. А если бы мы не вставили слова в текст, было бы нам все понятно, получился бы у нас текст? –Нет. Что делают имены существительные в тексте ? - делают текст понятным.
-Имена прилагательные что делают?- Украшают нашу речь.
- Глаголы ?- добавляют в текст действия. А служебные- связывают все слова по смыслу между собой.-Итак, как работают все части речи? – Все вместе.
-Оценим себя на этом этапе. . Если вам было все понятно, возьмите себе снежинку в форме звезды,если вы затруднялись , возьмите снежинку в форме пластины. А если вам было совсем трудно при выполнении этого задания, возьмите снежинку в форме ежа.
Закрепление
-Теперьпредлагаю вам поработать в парах
Работа в паре .
Но сначала напомните правила работы в парах.
- Один говорит, другой слушает.
-Если не понял, переспроси.
-Работать должны оба.
-Для работы возьмте листы с заданием, они лежат у вас на партах.
-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ обоснуйте. Напишите цепочки слов, исключив лишнее. Вставьте пропущенные буквы.
1. Бег, бегун, бежать
2.Больной, болеть, заболеть.
3. Лес, лесник, лесной.
-Кто готов, проверяем сигнальными карточками.
-В русском языке есть такие слова, которые переходят из одной части речи в другую. Сейчас мы в этом убедимся. Прочитайте предложение.
- Мише доктор удалил больной зуб. Какой частью речи является слово больной – прилагательное.
-Посмотрите следующее предложение.
-Больной лежит в постели. – здесь слово больной является существительным.
-Молодцы, поработали отлично, предлагаю себя оценить.
9. Рефлексия .Итог урока
Ребята, вспомните, тему урока.
Какие цели ставили перед собой на уроке?
Как вы думаете, достигли мы их?
Тогда давайте украсим наши елочки. На столах у вас лежат игрушки. Возьмите их и прикрепите к нужной елочке.
Молодцы,теперь оцените себя за всю работу на уроке. И украсьте нашу доску своими снежинками.
Спасибо вам за отличную работу, вы все молодцы. Кому было трудновато работать, старайтесь, учите правила, поработаем индивидуально и все у вас получится.
10.Домашнее задание
Повторить правило о частях речи .
Зимняя стужа лес и поля. Спят под пушистым снегом кусты. От крепкого мороза деревья. Их ветви под тяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу
.
околдовала потрескивают прогнулись продолжается
Зимняя околдовала лес и поля. Спят под пушистым кусты. От крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью белого . Однако в лесу продолжается.
стужа
снегом снега жизнь
стужа околдовала лес и поля. Спят под снегом кусты. От мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью снега. Однако жизнь в лесу продолжается.
Зимняя пушистым крепкого белого
-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ объясните и докажите.Вставьте пропущенные буквы. Напишите цепочки слов, исключив лишнее.
1. Б__ г, б__ гун, б__ жать
2.Б__льной, б__леть, заб__леть.
3. Л__с, л__сник, л__сной.
-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ объясните и докажите.Вставьте пропущенные буквы. Напишите цепочки слов, исключив лишнее.
1. Б__ г, б__ гун, б__ жать
2.Б__льной, б__леть, заб__леть.
3. Л__с, л__сник, л__сной.
-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ объясните и докажите.Вставьте пропущенные буквы. Напишите цепочки слов, исключив лишнее.
1. Б__ г, б__ гун, б__ жать
2.Б__льной, б__леть, заб__леть.
3. Л__с, л__сник, л__сной.
-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ объясните и докажите.Вставьте пропущенные буквы. Напишите цепочки слов, исключив лишнее.
1. Б__ г, б__ гун, б__ жать
2.Б__льной, б__леть, заб__леть.
3. Л__с, л__сник, л__сной.
-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ объясните и докажите.Вставьте пропущенные буквы. Напишите цепочки слов, исключив лишнее.
1. Б__ г, б__ гун, б__ жать
2.Б__льной, б__леть, заб__леть.
3. Л__с, л__сник, л__сной.
Мише доктор удалил больной зуб.
Больной лежит в постели.
морозец
морозный
заморозить
морозильник
обморозить
заморозок
морозно