Урок русского языка в 1 классе «Русский алфавит, или Азбука»
Технологическая карта урока
Целевой блок | |
Тема | «Русский алфавит, или Азбука» |
Педагогическая цель | Знакомство с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:знакомство с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей; умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту. Личностные:проявление творческого отношения к процессу обучения, понимание причины успеха в учебной деятельности. Метапредметные: -регулятивные: самостоятельное формулирование темы и задач урока после предварительного обсуждения, оценивание результатов выполненного задания. -познавательные:правильное название букв в алфавитном порядке, нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;построение рассуждений, доказательство, классификация на группы; работасо словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове;осуществление поиска необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий; умение ориентироваться в своей системе знаний, находить дополнительную информацию по иллюстрации, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. -коммуникативные:проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: систематизирование знания обучающихся об алфавите; формирование умения пользоваться алфавитом. Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения, творческих способностей у обучающихся. Воспитательные: воспитание любознательность, умение слушать и слышать; навыки самостоятельной работы, умения работать в группе. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Методы и формы обучения | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (показ). Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы. |
Образовательные ресурсы | Учебник русского языка 1 класс УМК «Школа России» |
Наглядно-демонстрационный материал | Иллюстрации |
Оборудование | Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация. Для учащихся: учебники, на доске иллюстрация«Алфавит»; карточки с заданиями. |
Организационно-деятельностный блок | |
Организация пространства | Классная комната |
Действия обучающихся | Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | - Здравствуйте, ребята!Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Скажем «волшебные» слова: «У меня всё получится», «У нас всё получится!» - А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего? Я желаю вам успеха. Как вы понимаете данную пословицу? «Хорошо того учить, кто хочет всё знать» Хорошо! Молодцы! | Приветствуют учителя, садятся -Успеха -Ответы обучающихся | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем. Понимание причины успеха в учебной деятельности. |
Актуализация знаний | На доске: Л Ф А Т В А И На доске написаны буквы. -На какие две группы можно разделить буквы? -Назовите согласные. - Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости. -Назовите гласные. -Что можно сказать о букве И? -Что можно сказать о букве А? | -гласные и согласные -Л Ф Т В -Ф В Т -А И -Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и] -Согласные в слиянии произносятся твёрдо | Умение ориентироваться в своей системе знаний. |
Самоопределение к деятельности | Соберите буквы в слово и узнаете тему урока. -Правильно, тема урока «Русский алфавит, или Азбука» -Какую цель мы поставим перед собой? -Какие задачи нужно решить, чтобы добиться цели? -Составим план урока. Выберите из предложенных первый пункт плана, опираясь на задачи урока. | - АЛФАВИТ -Знакомство с алфавитом 1. Узнаем, значение слова алфавит; 2. Научимсянаучиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий; 3. Сможем понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит. 1. Знакомство с алфавитом; 2. Использование алфавита; 3. Знание русского алфавита. | Самостоятельное формулирование темы и задач урока после предварительного обсуждения. |
Открытие новых знаний | - Откройте свои рабочие тетради, запишите дату. Минутка чистописания - Пальчиковая гимнастика: На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок). Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их). - Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе). -Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга). И – открыли! (Расцепляем пальцы). - Возьмите в руки ручки - Подготовьтесь к письму (осанка). Посмотрите на экран. Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав ее, узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания. В море плавала акула Ела всё, что в нём тонуло. К нам акула приплыла – Превратилась в букву... Напишите в тетради по образцу заглавную и строчную букву до конца строчки. АаАа - самостоятельная работа прописывают показ Словарная работа - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. Тридцать три богатыря Ты на всё найдёшь ответы. 2. Буквы – значки, как бойцы на парад, Запишите их в тетрадь, подчерните опасные места, поставьте ударение. Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? - Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.
- Как называется ваша первая учебная книга? -Попробуйте объяснить, почему её так назвали? -Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже. -Кто может сказать, что такое Алфавит? Откройте учебник на с.52. Прочитаем правило все вместе хором. Прочитай, пожалуйста, Саша. Попробуем рассказать по памяти.
-А знаете ли, вы кто создал алфавит? Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах под №1 у вас на парте.(Приложение 1) (Собрать буквы по порядку проставленных цифр) Работать вы будете в группах. Вспомним правила работы в группе. 6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3 л л и и К р е о й М д и ф -Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Иллюстрация) -Верно! Запишем предложение в тетрадь. Списывание предложения с доски: «Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.» Мы на славу потрудились, так давайте отдохнем! Встаньте, пожалуйста. А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется) Садитесь. История возникновения Алфавита. 1. Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти. 2. Вот так выглядела старославянская азбука. (Иллюстрация) -Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем. Глазам нужно отдохнуть. (закрыть глаза) -Откройте учебник с.52 упражнение 1. Чтение букв в алфавитном порядке индивидуально по цепочке; хором; чтение только букв гласных звуков; только букв согласных звуков. Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с. -Назовите буквы, которые не обозначают звуков. -Отлично, молодцы! - Посмотрите, пожалуйста, на экран. В данном задании в алфавите пропущены буквы. Наша задача вставить пропущенные буквы. Читаем по цепочке. - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов. | Проведение пальчиковой гимнастики -А - азбука -алфавит - Предположения детей -Азбука - Высказывания детей Высказывания детей -Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. Предположения детей Работать дружно Слушать друг друга, не перебивать Помогать друг другу -Кирилл и Мефодий Выполнение физкультминутки Обучающиеся читают буквы в алфавитном порядке, по цепочке… Отвечают на вопросы | Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Построение рассуждений, доказательство, классификация на группы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить дополнительную информацию по иллюстрации. Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Правильное название букв в алфавитном порядке. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий |
Первичная проверка знаний | -Ребята, сколько всего букв в русском алфавите? Для чего нужны буквы? Какие две буквы не обозначают звуков? Отлично! Следующее упражнение 3 Прочитай, пожалуйста, Арсений, предложение. -Какое словарное слово нам встретилось в предложении? -Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено? Легко ли вам было его найти? -А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? Для чего? Правильно! Молодцы! Запишите предложение в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните опасные места в словарном слове. - Алфавит надо знать каждому человеку. В алфавитном порядке расположены слова в любом словаре. В библиотеке книги тоже стоят по алфавиту. Фамилии учеников в классном журнале, фамилии в телефонном справочнике — все расставлено по алфавиту. - Запишем названия городов в алфавитном порядке: Липецк, Воронеж, Москва, Шахты Взаимопроверка с соседом по парте на экране. | - 33 -ъ и ь -«Как хорошо уметь читать!» -хорошо -нет -Нужно знать алфавит - Воронеж, Липецк, Москва, Шахты | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Работа со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Первичное закрепление знаний | Игра «Угадай слово» Первое слово отгадывают мальчики, а девочки проверяют правильность выполнения задания. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой «Б», вторая за – буквой «Н», третья – за «К», последняя – за буквой «Й».(волк) Второе слово отгадывают девочки, а мальчики проверяют. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой «Л», вторая – перед буквой «П», третья – перед «Т», четвёртая – перед «Б».Ребята, слова коса многозначное или однозначное? Сколько значений этого слова знаете? Отлично, молодцы! Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, разделите на слоги. Ребята, дома я предлагаю выполнить творческое задание.Для это вам нужно соединить буквы алфавита в правильном порядке по картинке и у вас получится предмет, который держат медведи. (Приложение 2) | -волк -коса | Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог. Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Подведение итогов | -Какова была цель урока? -Мы выполнили все пункты плана? Значит достигли цель? -Что такое алфавит? - Для чего в речи нужно алфавит? Что нового вы узнали? В чем были затруднения? - Кого из ребят вы бы хотели похвалить на уроке? | Ответы обучающихся | Оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности | -Закройте глаза и вспомните приятные моменты урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. -Молодцы, откройте глаза. -Сегодня на уроке каждый из вас старался, был внимательным и активным. До свидания, ребята! | Оценка собственной деятельности. | Оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли. |