12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фисенко Анастасия Вячеславовна19
Россия, Ростовская обл., Шахты

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

«Русский алфавит, или Азбука»

Педагогическая цель

Знакомство с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:знакомство с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей; умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.

Личностные:проявление творческого отношения к процессу обучения, понимание причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

-регулятивные: самостоятельное формулирование темы и задач урока после предварительного обсуждения, оценивание результатов выполненного задания.

-познавательные:правильное название букв в алфавитном порядке, нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;построение рассуждений, доказательство, классификация на группы; работасо словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове;осуществление поиска необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий; умение ориентироваться в своей системе знаний, находить дополнительную информацию по иллюстрации, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

-коммуникативные:проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: систематизирование знания обучающихся об алфавите;

формирование умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения, творческих способностей у обучающихся.

Воспитательные: воспитание любознательность, умение слушать и слышать; навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Методы и формы обучения

Словесные (беседа, объяснение).

Наглядные (показ).

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 1 класс УМК «Школа России»

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация.

Для учащихся: учебники, на доске иллюстрация«Алфавит»; карточки с заданиями.

Организационно-деятельностный блок

Организация пространства

Классная комната

Действия обучающихся

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

- Здравствуйте, ребята!Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Скажем «волшебные» слова: «У меня всё получится», «У нас всё получится!» -

А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего?

Я желаю вам успеха. 

Как вы понимаете данную пословицу?

«Хорошо того учить, кто хочет всё знать»

Хорошо! Молодцы!

Приветствуют учителя, садятся





-Успеха


-Ответы обучающихся


Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.





Понимание причины успеха в учебной деятельности.

Актуализация знаний

На доске:

Л Ф А Т В А И

На доске написаны буквы.

-На какие две группы можно разделить буквы?

-Назовите согласные. 

- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.

-Назовите гласные.


-Что можно сказать о букве И?


-Что можно сказать о букве А?





-гласные и согласные

-Л Ф Т В


-Ф В Т


-А И


-Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]

-Согласные в слиянии произносятся твёрдо

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Самоопределение к деятельности


Соберите буквы в слово и узнаете тему урока. 

-Правильно, тема урока «Русский алфавит, или Азбука»

-Какую цель мы поставим перед собой?

-Какие задачи нужно решить, чтобы добиться цели?






-Составим план урока. Выберите из предложенных первый пункт плана, опираясь на задачи урока.


- АЛФАВИТ



-Знакомство с алфавитом

1. Узнаем, значение слова алфавит;

2. Научимсянаучиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий;

3. Сможем понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.


1. Знакомство с алфавитом;

2. Использование алфавита;

3. Знание русского алфавита.




Самостоятельное формулирование темы и задач урока после предварительного обсуждения.













Открытие новых знаний


- Откройте свои рабочие тетради, запишите дату.

Минутка чистописания

- Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).

Кто его открыть бы смог?

- Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).

- Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).

-Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).

И – открыли! (Расцепляем пальцы).


- Возьмите в руки ручки

- Подготовьтесь к письму (осанка). Посмотрите на экран.

Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав ее, узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву...

Напишите в тетради по образцу заглавную и строчную букву до конца строчки.

АаАа

- самостоятельная работа прописывают показ

Словарная работа

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 


Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,

Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их ?..


2. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется …


Запишите их в тетрадь, подчерните опасные места, поставьте ударение.


Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? 

-  Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово –     Алфавит. 

 

- Как называется ваша первая учебная книга? 

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. 

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.


-Кто может сказать, что такое Алфавит? 

                                                                                      Откройте учебник на с.52. Прочитаем правило все вместе хором. Прочитай, пожалуйста, Саша. Попробуем рассказать по памяти.


-А знаете ли, вы кто создал алфавит? 

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах под №1 у вас на парте.(Приложение 1)

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)


Работать вы будете в группах. Вспомним правила работы в группе.

6    5   4   2   1   3                                       2  4  7   1    5   6   3

л    л   и   и   К  р                  е  о  й  М   д   и   ф

-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку?  (Иллюстрация)

-Верно!

Запишем предложение в тетрадь.

Списывание предложения с доски:

«Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.»


Мы на славу потрудились, так давайте отдохнем! Встаньте, пожалуйста.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется)

Садитесь.


История возникновения Алфавита.

1. Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2. Вот так выглядела старославянская азбука. (Иллюстрация)

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.


Глазам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глаза все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

-Откройте учебник с.52 упражнение 1.

Чтение букв в алфавитном порядке индивидуально по цепочке; хором; чтение только букв гласных звуков; только букв согласных звуков.

Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.

-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

-Отлично, молодцы!

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. В данном задании в алфавите пропущены буквы. Наша задача вставить пропущенные буквы. Читаем по цепочке.

- Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский?

Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.




Проведение пальчиковой гимнастики































- азбука





-алфавит




- Предположения детей





-Азбука

- Высказывания детей







Высказывания детей


-Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. 

Предположения детей








Работать дружно

Слушать друг друга, не перебивать

Помогать друг другу




-Кирилл и Мефодий










Выполнение физкультминутки

















































Обучающиеся читают буквы в алфавитном порядке, по цепочке…


Отвечают на вопросы

Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

















Проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.




Построение рассуждений, доказательство, классификация на группы.












Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.



















Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить дополнительную информацию по иллюстрации.


Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог.


























Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
























Правильное название букв в алфавитном порядке.











Осуществление поиска необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий

Первичная проверка знаний

-Ребята, сколько всего букв в русском алфавите?

Для чего нужны буквы?

Какие две буквы не обозначают звуков?

Отлично!


Следующее упражнение 3

Прочитай, пожалуйста, Арсений, предложение.


-Какое словарное слово нам встретилось в предложении?

-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено? Легко ли вам было его найти?

-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? Для чего?

Правильно! Молодцы!

Запишите предложение в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните опасные места в словарном слове.

- Алфавит надо знать каждому человеку. В алфавитном порядке расположены слова в любом словаре. В библиотеке книги тоже стоят по алфавиту. Фамилии учеников в классном журнале, фамилии в телефонном справочнике — все расставлено по алфавиту.

- Запишем названия городов в алфавитном порядке: Липецк, Воронеж, Москва, Шахты

Взаимопроверка с соседом по парте на экране.

- 33


-ъ и ь




-«Как хорошо уметь читать!»

-хорошо



-нет


-Нужно знать алфавит








- Воронеж, Липецк, Москва, Шахты

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.




Работа со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Первичное закрепление знаний

Игра «Угадай слово»

Первое слово отгадывают мальчики, а девочки проверяют правильность выполнения задания.

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой «Б», вторая за – буквой «Н», третья – за «К», последняя – за буквой «Й».(волк)

Второе слово отгадывают девочки, а мальчики проверяют.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой «Л», вторая – перед буквой «П», третья – перед «Т», четвёртая – перед «Б».Ребята, слова коса многозначное или однозначное? Сколько значений этого слова знаете?

Отлично, молодцы!

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, разделите на слоги.

Ребята, дома я предлагаю выполнить творческое задание.Для это вам нужно соединить буквы алфавита в правильном порядке по картинке и у вас получится предмет, который держат медведи. (Приложение 2)




-волк






-коса



Проявление готовности слушать собеседника и вести диалог.






Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.







Подведение итогов

-Какова была цель урока?

-Мы выполнили все пункты плана? Значит достигли цель?

-Что такое алфавит?

- Для чего в речи нужно алфавит?

Что нового вы узнали?

В чем были затруднения?

- Кого из ребят вы бы хотели похвалить на уроке?

Ответы обучающихся





Оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности

-Закройте глаза и вспомните приятные моменты урока.

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

-Молодцы, откройте глаза.

-Сегодня на уроке каждый из вас старался, был внимательным и активным. До свидания, ребята!

Оценка собственной деятельности.

Оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.