Технологическая карта урока русского языка «Графика. Алфавит» (5 класс)
Технологическая карта урока
Учитель |
Шулекина Елена Павловна |
Дата |
11.12.2015 |
Класс |
5 |
Предмет |
Русский язык |
УМК |
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова |
Тема урока |
Графика. Алфавит. |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита |
Задачи урока |
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: - формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие творческого мышления 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ): - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях |
Методы и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
мультимедийный проектор , орфографические словари, раздаточный материал, видеофрагмент |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучаемых |
Формируемые УУД |
||||||||
Организационный момент (мотивационно-мобилизирующий) |
Я бы хотела начать урок с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне? Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? |
Объясняют смысл приветствия. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
||||||||
Актуализация знаний |
Рассказ о звуках с помощью кластера, сделанного дома. Задание 2. Предлагаю выполнить разноуровневые задания. На «5»:Надпишите букву З над словами, в которых происходит озвончение глухого согласного, а букву Г над словми, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Слова для распределения: моло..ьба, ла.., ре..кий, о..жил, ..двинул, ро.., про..ка, во..зал, ло..кий, ..бил. На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные. Есть много гипотез о происхождении «Круглого здания» На»3»: Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков. [б], [в], [г], [д], [ж], [з]
Задание 3 Игра «Наведи порядок и назови колонки» Подсказка: в каждой колонке два лишних элемента
Вопрос: зачем нужны звуки? как называется наука, которая изучает звуки?
|
Рассказывают о звуках
Выбирают задания разного уровня сложности, выполняют.
Называют колонки, убирают лишние элементы, объясняют свой выбор |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану;
Познавательные: способны систематизировать информацию и переводить ее в схематичную форму Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации Личностные: Имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть
|
||||||||
Возникновение проблемной ситуации Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) |
Вопрос: зачем нужны буквы?(писать и читать) Кто знает, как называется наука, которая изучает начертание письменных букв и знаков? Угадайте по аналогии Фонетика ( от греч. Фоне – звук) ? (от греч. Графо – пишу, черчу) Загадка про алфавит. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. И называется все …. (алфавит) Какова же тема нашего урока?(Графика. Алфавит) Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока. Когда мы наводили порядок в таблицах, где и почему у нас возникли трудности? Что мы еще не очень хорошо знаем? (правильное название букв) Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?
научиться отличать букву от звука; познакомить с историей возникновения алфавита ; повторить правильное название букв русского алфавита |
Формулируют тему и цель урока |
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
||||||||
Усвоение новых знаний и первичное закрепление. |
-Ребята, вам предстоит по материалам темы придумать «толстые и тонкие вопросы», поэтому слушайте и читайте внимательно. Сначала предлагаю познакомиться с теоретическим материалом п. 57 с.131 Задание 4: Сколько раз встречается указанный звук? [в’] Всегда вкусна свежая морковь. [в] Мера важнее всего. [к] Человек часто сам себе враг. [т] Мед помогает при простуде. [о] Чистота – залог здоровья. Задание 5 Решите фонетическую задачу. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой щ?: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать А) 1, 2, 3; согласные и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется. Вывод: Различайте звук и букву!
Ролевая игра “Путешествие в прошлое”. Учитель: Я приглашаю вас совершить путешествие в историю письменности и алфавита. -Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Просмотр видео о происхождении письменности. -Теперь вы знаете, как появился русский алфавит. - В учебнике дан русский алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез Коммуникативные: слушать и слышать других |
|||||||||
Первичная проверка понимания |
Запишите по материалам темы наши вопросы.
Обсуждение вопросов. |
Придумывают вопросы |
Познавательные: активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу знакомства с новым материалом Коммуникативные: слушать, размышлять |
||||||||
Первичное закрепление |
Давайте прочитаем диалог мальчика и девочки на с.133 -Прав ли мальчик, считая, что порядок букв знать не обязательно? Задание 6: даны словарные слова. Чтобы правильно вставить пропущенные буквы, обратитесь к орфографическому словарю. Вперег..нки, сост..зание, вр..тарь, спор..мен, фу..бол, хо..ей, в..лейбол. Давайте проведем небольшой эксперимент. Одни ищут нужные слова, не пользуясь алфавитом, другие с алфавитом. Проверим, кто быстрее выполнит задание. Проверка: волейбол, вперегонки, вратарь , состязание спортсмен, футбол, хоккей. Пригодился ли вам алфавит при выполнении этого задания? Задание 7Групповая работа. Выберите в группе командира. Задание 6: соберите буквы в алфавитном порядке и правильно их произнесите. Командир, оцените работу группе в целом и конкретно каждого. Ребята, знакомы ли вам эти фамилии: Павел Буре (хок.), Алина Кабаева (гимн.), Андрей Аршавин (фут.), Костя Дзю (бокс), Елена Исинбаева (прыгунья), Мария Шарапова (тен.), Эвелина Сотникова(фиг.), Юрий Жирков(фут.), Александр Овечкин (хок), Лариса Лазутина (лыж.) Кто это? (спортсмены). А давайте представим, что нам необходимо выпустить справочник под названием «Великие спортсмены России». А раз это справочник, значит фамилии должны как стоять? Совершенно верно, в алфавитном порядке. Давайте это сделаем сейчас. Задание 8: расположите фамилии в алфавитном порядке.
|
Чем лучше мы будем знать алфавит, тем быстрее сможем находить необходимую нам информацию. Выполняют задание Проверяют по эталону Выполняют задание в группе Выполняют задание
Аршавин Буре Дзю Исинбаева Кабаева Лазутина Овечкин Сотникова Шарапова |
Познавательные: Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе Личностные: понимают в чем значение знаний для человека Познавательные: Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
||||||||
Физкультминутка |
Постарайтесь быстро построиться в шеренгу по алфавиту на основе фамилий, а теперь на основе имени. Скажите, а где мое место вместе с вами? Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук) |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез |
|||||||||
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Прием «синквейн» |
Задание 9 Групповая работа Предлагаю выполнить следующее задание Составление синквейна со словом «Алфавит»: 1 строка – существительное
|
Алфавит Старославянский, русский Придумать, составлять, помогать Расположение букв в определенном порядке Азбука |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
||||||||
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) |
Предлагаю ответить на вопросы: - Где можно применить новые знания?
Понятно и интересно Мне все понятно, но материал не всегда интересен Я не все понял, но мне было интересно Я ничего не понял и на уроке скучал |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации |
|||||||||
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок |
Предлагаю выполнить по выбору: 2.упр.295 3.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию) Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: |
Евдакименко Ольга Юрьевна