Конспект урока русского языка в 5 классе «Первое склонение имен существительных»

21
0
Материал опубликован 2 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»

 

Конспект урока русского языка в 5 классе

Вид методической разработки: урок обобщения и закрепления знаний

Тема: «Первое склонение имен существительных»

 

Составила: Рафейчик Ольга Александровна – учитель русского языка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»

Пояснительная записка.

Данный урок является завершающим и обобщающим этапом в изучении темы «Первое склонение имен существительных». Содержание урока направлено на закрепление знаний учащихся по данной теме при помощи методов и приемов, использованных на уроке.

Содержание урока выстроено на фрагментах сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик». Мотивация учащихся заключается в создании своего «цветика-семицветика» каждым учеником на основе работы на уроке и правильном выполнении упражнений, подобранных учителем. Благодаря этому в течение всего урока прослеживается четкая межпредметная связь с уроками чтения, природоведения и изобразительной деятельности.

Задания урока подобраны с таким расчетом, что часть их выполняется в карточках, а часть в рабочих тетрадях.

К уроку подобраны три динамические паузы (физкультминутки) – пальчиковая гимнастика, упражнения из положения «стоя», гимнастика для глаз.

Итоговая оценка, складывается следующим образом: учащиеся за каждое правильно выполненное задание получают лепесток, который прикрепляют к импровизированному стеблю цветка. В конце урока ребята самостоятельно расставляют свои «цветики-семицветики» в вазы с указанным количеством лепестков. Когда учитель поворачивает вазы, с обратной их стороны указана оценка, которую получает ученик.

Мотивация позволяет учащимся оценить реальный уровень своих знаний и сохранить положительный фон настроения класса.

Конспект урока.

Цель:

Обобщение представлений учащихся о падежных формах существительных 1-го склонения.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании окончаний имен существительных 1-го склонения в различных падежах; развивать умение определять падеж имен существительных 1-го склонения.
  2. Корригировать внимание, память и словесно-логическое мышление через работу над упражнениями урока.
  3. Способствовать развитию самооценки и самоконтроля через самостоятельную работу на уроке.

Оборудование:

  1. учебник, простые карандаши, линейки, карточки (Приложение 1), экран, проектор, ноутбук, презентация Microsoft PowerPoint.
  2. «стебелек цветка» (изготавливается из любого материала) с прикрепленным к нему листочком из зеленой бумаги, на котором указана фамилия и имя ученика, лепестки цветка семи цветов – соответственно цветовой гамме из текста сказки, сердцевина цветка (Приложение 2).

Ход урока.

Организационный момент.

 

  1. Контроль за готовностью класса к уроку.
  2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
  3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

 

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно весна.

- А какие главные приметы весны вы знаете? (тает снег, растет трава, ярко светит солнце, распускаются цветы).

Цветы приносят людям радость, дарят хорошее настроение. Сегодня на уроке, ребята, вы продемонстрируете свои знания и умения, которые получили, изучая тему «Первое склонение имен существительных». А поможет нам сказка Валентина Петровича Катаева – «Цветик-семицветик» (СЛАЙД 1).

Будем сказку вспоминать и задания выполнять.

Перед вами стебелек цветка. На листе указана фамилия ученика. За каждое правильно выполненное задание вы будете прикреплять к стебельку по одному лепестку. В итоге у вас должен получиться цветик-семицветик.

(демонстрируется цветок)

Пальчиковая гимнастика.

Слово учителя.

Прежде, чем мы перейдем к выполнению письменных заданий, сделаем пальчиковую гимнастику «Цветок».

Будит солнышко цветочек:

«Просыпайся – ка, дружочек.

Руки поднять вверх и соединить в виде чаши запястьями друг к другу. Пальцы обеих рук соединить (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), изображая лепестки закрытого цветка.

Раз,

Большие пальцы отвести в стороны, показывая как раскрываются лепестки цветка.

Два, три, четыре, пять –

Новый день пришёл опять».

Поочерёдно пальцы обеих рук отводить в стороны, показывая, как распускаются все лепестки цветка.

А как вечер опустился –

Спать цветок заторопился,

Раз, два, три, четыре, пять –

Поочерёдно пальцы соединять, показывая, как закрывается цветок.

Завтра с солнышком вставать.

Работа над темой урока.

  • Запись темы урока.

Слово учителя.

Ребята, а теперь открываем тетради и записываем число и тему урока с доски.

Первое задание (СЛАЙД 2).

Слово учителя.

Ребята, перед вами текст. Прочитаем его, заменяя данные сюжетные картинки именами существительными в единственном числе.

-Что общего между выделенными словами?

-Какие существительные относятся к 1-ому склонению (СЛАЙД 3)?

-Каких существительных 1-го склонения не было в тексте?

Приведите примеры существительных первого склонения мужского рода устно

  • Работа с таблицей.
  • Работа с текстом правила, вставка пропущенных слов.

К 1-ому склонению, относятся существительные … и … рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания …

  • Запись в тетрадь: учащиеся записывают слова-примеры, указывая их род и выделяя окончания.

Индивидуальная работа:

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности, списывание слов, проговаривание вслух по два примера существительных 1-го склонения женского и мужского рода.

Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…

Второе задание (Приложение 1. Карточка №1).

  • Работа по карточкам.

Слово учителя.

То, что Женя осталась без баранок, произошло потому, что она любила смотреть по сторонам и считать ворон.

- Скажите, какого рода слово ворона? (отвечает ученик третьей группы)

- Оно относится к 1-му склонению?

Правильно – это женский род, первое склонение. Предлагаю вам ребята просклонять слово ворона в своих карточках и дописать окончание этого слова во всех падежах.

Индивидуальная работа:

III группа – учитель читает падежи, а учащиеся называют вопросы падежей.

Слово учителя.

Проверяем, работу. (СЛАЙД 4) Один из учеников читает падежи и окончания к ним.

Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…

Задание третье.

Слово учителя.

Жене очень понравился цветок, и она решила поставить его в любимую мамину вазочку. Но тут мимо окна пролетали вороны, и Жене захотелось их непременно сосчитать… (СЛАЙД 5)

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами два предложения. Прочитайте их.

- Какое слово есть ив том, и в другом предложениях?

- Задайте вопрос к этим словам?

- В чем их различие? (вопрос одинаковый, а падеж разный)

Спишите предложения, укажите падеж этих слов и подчеркните их.

- Как вы подчеркнули каждое из этих слов? Почему?

Индивидуальная работа:

III группа – списывают предложения с доски.

Работа над правилом. Один из учащихся читает правило, вставляя пропущенные слова

Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…

Физкультминутка.

Учитель произносит слова, сопровождая их движениями. Учащиеся повторяют движения за учителем.

Слово учителя.

Просыпается цветок (имитирует потягивание после сна),

Тянет к солнцу лепесток (поднимает руки вверх).

Но от ветра он качается (качает руками из стороны в сторону),

К земле низко наклоняется (приседает).

Затем снова поднимается (выпрямляется)

И всем людям улыбается (расставляет руки в сторону).

Четвертое задание.

Слово учителя.

После того, как Женя при помощи волшебного цветка сделала вазу снова целой, она отправилась играть во двор. Во дворе мальчики играли в покорителей Северного полюса. Они не приняли Женю в свою игру. Тогда девочка решила побывать на настоящем Северном полюсе… (СЛАЙД 7)

Перед вами два столбика. Если правильно соединить слова, то у вас получатся словосочетания. Запишите их в тетрадь, выделите окончания и укажите падеж имен существительных.

Индивидуальная работа:

III группа – работа по карточке, составить словосочетания, соединив стрелками слова; одно словосочетание записать в тетрадь.

Слово учителя.

Когда белые медведи подошли к льдине, Женя испугалась и заплакала. Слезы ее превратились в сосульки. Она оторвала очередной лепесток и, закружившись в снежной вьюге, вновь оказалась дома. Но сосульки под носом у нее уже не было, и мальчики не поверили, что она была на Северном полюсе.

  • Проверка. Учащиеся сверяют написанное в своих тетрадях с правильным ответом на экране.

Слово учителя.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных?

Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…

Пятое задание.

Слово учителя.

Женя решила не играть с мальчиками, а отправилась в соседний двор к девочкам. У всех девочек были игрушки, и Жене стало завидно, что одна она без игрушек… (СЛАЙД 8)

  • Работа по образцу. Выписать из данного текста словосочетания прилагательных с именами существительными 1-го склонения в творительном падеже. Падеж указать, выделить окончания.
  • Проверка. Учащиеся сверяют написанное в своих тетрадях с правильным ответом на экране.

Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…

Гимнастика для глаз (СЛАЙД 9).

 

  • Учащиеся должны проследить глазами за лепестком.

 

Шестое задание.

Слово учителя.

Женя пожелала себе все игрушки в мире, но когда игрушки заполонили весь город, сразу же избавилась от них. И остался у нее один лепесток.

  • Работа по карточке (СЛАЙД 10).

Слово учителя.

Перед вами текст. В выделенных словах, где необходимо, вставить пропущенные окончания. Вставленные окончания выделить. Над словами указать падеж. Подчеркнуть существительные соответственно падежу. В качестве подсказки используйте карточку №1.

Индивидуальная работа:

III группа – учащиеся обводят трафарет (бабочка, гусеница) и записывают название предмета; над словом указывают род.

Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют 2 лепестка:…

Итог урока.

  • Выставление оценок.

Слово учителя.

Сегодня на уроке, ребята, вы продемонстрировали нам свои знания и умения по теме «Первое склонение имен существительных».

Сейчас настала пора подвести итог.

Перед вами три вазы. Поставьте свои цветы в соответствующую вазу.

Итак оценки …

  • Вопросы:

Слово учителя.

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?

 

  • Вывод:

 

Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике- семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика. Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся! Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя.

 

Литература:

Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.

Воронкова В.В. Русский язык: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2005.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку «Имя существительное». Учебное пособие для учащихся 5 - 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.


  1. Презентация к уроку
    PPTX / 825.63 Кб

    Приложение к уроку
    DOCX / 15.26 Кб

  2.  

Предварительный просмотр презентации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области» Обобщающий урок по теме «1-ое склонение имен существительных»

Жила Женя. Однажды ее послали в магазин купить баранки. Женя купила баранки и отправилась домой, где ее ждала . Не- знакомая пристала к ней сзади и съела всю связку баранок. Женя побежала за собакой и оказалась в незнакомом месте. Там ей встретилась добрая , которая подари- ла девочке волшебный цветок. девочка семья собака старушка Задание 1.

1-ое склонение. Род: женский, мужской Окончание: -а, -я Пример: девочка семья собака старушка К 1-ому склонению, относятся существительные … и … рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания …

Падеж. Вспомогательное слово. Вопрос. Слово. И.п. есть кто? ворон… Р.п. нет кого? ворон… Д.п. рад кому? ворон… В.п. вижу кого? ворон… Т.п. доволен кем? ворон… П.п. думаю о ком? о ворон… а ы е у ой е Задание 2.

Женя уронила вазу. Ваза разбилась об пол. В.п. Женя уронила вазу. И.п. Ваза разбилась об пол. Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда бывает … и подчеркивается … В остальных падежах - … и подчеркивается … Задание 3.

Физкультминутка.

Задание 4. подошли к сосульки в снежной льдине не было вьюге Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных нужно: задать вопрос и определить падеж существительного, а по падежу определить , какое окончание нужно писать.

Задание 5. Маша похвалилась новой скакалкой. Ира прогуливалась с игрушечной коляской. Света играла с говорящей куклой. А Катя пыхтела над заводной машиной. Маша похвалилась новой скакалкой. Ира прогуливалась с игрушечной коляской. Света играла с говорящей куклой. А Катя пыхтела над заводной машиной. Т.п. ОБРАЗЕЦ: С игрушечной коляск ой

Задание 6. Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на лавочк… у ворот. Мальчик был очень симпатичный, и Жен… захотелось с ним познакомиться. Дети познакомились. Женя узнала, что у Вит… больные ноги. Она увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошв…. Девочка бережно оторвала последний лепесток, и пожелала, чтобы Витя был здоров! В тот же миг мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки.

Задание 6. Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на П.п лавочке у ворот. Мальчик был очень симпатичный, и Д. п. Жене захотелось с ним познакомиться. Дети И.п. Р.п. познакомились. Женя узнала, что у Вити больные ноги. В.п. Она увидела его ногу в уродливом башмаке на очень П.п. И.п. толстой подошве. Девочка бережно оторвала И.п. последний лепесток и пожелала, чтобы Витя был Р.п. здоров! В тот же миг мальчик вскочил со скамьи, стал Т.п. играть с Женей в салки.

Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации