Конспект урока русского языка в 5 классе «Первое склонение имен существительных»
Пояснительная записка к презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Вид методической разработки: урок обобщения и закрепления знаний
Тема: «Первое склонение имен существительных»
Составила: Рафейчик Ольга Александровна – учитель русского языка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
Пояснительная записка.
Данный урок является завершающим и обобщающим этапом в изучении темы «Первое склонение имен существительных». Содержание урока направлено на закрепление знаний учащихся по данной теме при помощи методов и приемов, использованных на уроке.
Содержание урока выстроено на фрагментах сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик». Мотивация учащихся заключается в создании своего «цветика-семицветика» каждым учеником на основе работы на уроке и правильном выполнении упражнений, подобранных учителем. Благодаря этому в течение всего урока прослеживается четкая межпредметная связь с уроками чтения, природоведения и изобразительной деятельности.
Задания урока подобраны с таким расчетом, что часть их выполняется в карточках, а часть в рабочих тетрадях.
К уроку подобраны три динамические паузы (физкультминутки) – пальчиковая гимнастика, упражнения из положения «стоя», гимнастика для глаз.
Итоговая оценка, складывается следующим образом: учащиеся за каждое правильно выполненное задание получают лепесток, который прикрепляют к импровизированному стеблю цветка. В конце урока ребята самостоятельно расставляют свои «цветики-семицветики» в вазы с указанным количеством лепестков. Когда учитель поворачивает вазы, с обратной их стороны указана оценка, которую получает ученик.
Мотивация позволяет учащимся оценить реальный уровень своих знаний и сохранить положительный фон настроения класса.
Конспект урока.
Цель: |
Обобщение представлений учащихся о падежных формах существительных 1-го склонения. |
||
Задачи: |
|
||
Оборудование: |
|
Ход урока.
Организационный момент.
- Контроль за готовностью класса к уроку.
- Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
- Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно весна.
- А какие главные приметы весны вы знаете? (тает снег, растет трава, ярко светит солнце, распускаются цветы).
Цветы приносят людям радость, дарят хорошее настроение. Сегодня на уроке, ребята, вы продемонстрируете свои знания и умения, которые получили, изучая тему «Первое склонение имен существительных». А поможет нам сказка Валентина Петровича Катаева – «Цветик-семицветик» (СЛАЙД 1).
Будем сказку вспоминать и задания выполнять.
Перед вами стебелек цветка. На листе указана фамилия ученика. За каждое правильно выполненное задание вы будете прикреплять к стебельку по одному лепестку. В итоге у вас должен получиться цветик-семицветик.
(демонстрируется цветок)
Пальчиковая гимнастика.
Слово учителя.
Прежде, чем мы перейдем к выполнению письменных заданий, сделаем пальчиковую гимнастику «Цветок».
Будит солнышко цветочек:
«Просыпайся – ка, дружочек.
Руки поднять вверх и соединить в виде чаши запястьями друг к другу. Пальцы обеих рук соединить (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), изображая лепестки закрытого цветка.
Раз,
Большие пальцы отвести в стороны, показывая как раскрываются лепестки цветка.
Два, три, четыре, пять –
Новый день пришёл опять».
Поочерёдно пальцы обеих рук отводить в стороны, показывая, как распускаются все лепестки цветка.
А как вечер опустился –
Спать цветок заторопился,
Раз, два, три, четыре, пять –
Поочерёдно пальцы соединять, показывая, как закрывается цветок.
Завтра с солнышком вставать.
Работа над темой урока.
- Запись темы урока.
Слово учителя.
Ребята, а теперь открываем тетради и записываем число и тему урока с доски.
Первое задание (СЛАЙД 2).
Слово учителя.
Ребята, перед вами текст. Прочитаем его, заменяя данные сюжетные картинки именами существительными в единственном числе.
-Что общего между выделенными словами?
-Какие существительные относятся к 1-ому склонению (СЛАЙД 3)?
-Каких существительных 1-го склонения не было в тексте?
Приведите примеры существительных первого склонения мужского рода устно
- Работа с таблицей.
- Работа с текстом правила, вставка пропущенных слов.
К 1-ому склонению, относятся существительные … и … рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания …
- Запись в тетрадь: учащиеся записывают слова-примеры, указывая их род и выделяя окончания.
Индивидуальная работа:
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности, списывание слов, проговаривание вслух по два примера существительных 1-го склонения женского и мужского рода.
Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…
Второе задание (Приложение 1. Карточка №1).
- Работа по карточкам.
Слово учителя.
То, что Женя осталась без баранок, произошло потому, что она любила смотреть по сторонам и считать ворон.
- Скажите, какого рода слово ворона? (отвечает ученик третьей группы)
- Оно относится к 1-му склонению?
Правильно – это женский род, первое склонение. Предлагаю вам ребята просклонять слово ворона в своих карточках и дописать окончание этого слова во всех падежах.
Индивидуальная работа:
III группа – учитель читает падежи, а учащиеся называют вопросы падежей.
Слово учителя.
Проверяем, работу. (СЛАЙД 4) Один из учеников читает падежи и окончания к ним.
Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…
Задание третье.
Слово учителя.
Жене очень понравился цветок, и она решила поставить его в любимую мамину вазочку. Но тут мимо окна пролетали вороны, и Жене захотелось их непременно сосчитать… (СЛАЙД 5)
Ребята, посмотрите на экран. Перед вами два предложения. Прочитайте их.
- Какое слово есть ив том, и в другом предложениях?
- Задайте вопрос к этим словам?
- В чем их различие? (вопрос одинаковый, а падеж разный)
Спишите предложения, укажите падеж этих слов и подчеркните их.
- Как вы подчеркнули каждое из этих слов? Почему?
Индивидуальная работа:
III группа – списывают предложения с доски.
Работа над правилом. Один из учащихся читает правило, вставляя пропущенные слова
Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…
Физкультминутка.
Учитель произносит слова, сопровождая их движениями. Учащиеся повторяют движения за учителем.
Слово учителя.
Просыпается цветок (имитирует потягивание после сна),
Тянет к солнцу лепесток (поднимает руки вверх).
Но от ветра он качается (качает руками из стороны в сторону),
К земле низко наклоняется (приседает).
Затем снова поднимается (выпрямляется)
И всем людям улыбается (расставляет руки в сторону).
Четвертое задание.
Слово учителя.
После того, как Женя при помощи волшебного цветка сделала вазу снова целой, она отправилась играть во двор. Во дворе мальчики играли в покорителей Северного полюса. Они не приняли Женю в свою игру. Тогда девочка решила побывать на настоящем Северном полюсе… (СЛАЙД 7)
Перед вами два столбика. Если правильно соединить слова, то у вас получатся словосочетания. Запишите их в тетрадь, выделите окончания и укажите падеж имен существительных.
Индивидуальная работа:
III группа – работа по карточке, составить словосочетания, соединив стрелками слова; одно словосочетание записать в тетрадь.
Слово учителя.
Когда белые медведи подошли к льдине, Женя испугалась и заплакала. Слезы ее превратились в сосульки. Она оторвала очередной лепесток и, закружившись в снежной вьюге, вновь оказалась дома. Но сосульки под носом у нее уже не было, и мальчики не поверили, что она была на Северном полюсе.
- Проверка. Учащиеся сверяют написанное в своих тетрадях с правильным ответом на экране.
Слово учителя.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных?
Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…
Пятое задание.
Слово учителя.
Женя решила не играть с мальчиками, а отправилась в соседний двор к девочкам. У всех девочек были игрушки, и Жене стало завидно, что одна она без игрушек… (СЛАЙД 8)
- Работа по образцу. Выписать из данного текста словосочетания прилагательных с именами существительными 1-го склонения в творительном падеже. Падеж указать, выделить окончания.
- Проверка. Учащиеся сверяют написанное в своих тетрадях с правильным ответом на экране.
Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют лепесток:…
Гимнастика для глаз (СЛАЙД 9).
- Учащиеся должны проследить глазами за лепестком.
Шестое задание.
Слово учителя.
Женя пожелала себе все игрушки в мире, но когда игрушки заполонили весь город, сразу же избавилась от них. И остался у нее один лепесток.
- Работа по карточке (СЛАЙД 10).
Слово учителя.
Перед вами текст. В выделенных словах, где необходимо, вставить пропущенные окончания. Вставленные окончания выделить. Над словами указать падеж. Подчеркнуть существительные соответственно падежу. В качестве подсказки используйте карточку №1.
Индивидуальная работа:
III группа – учащиеся обводят трафарет (бабочка, гусеница) и записывают название предмета; над словом указывают род.
Учащиеся, которые справились с заданием, прикрепляют 2 лепестка:…
Итог урока.
- Выставление оценок.
Слово учителя.
Сегодня на уроке, ребята, вы продемонстрировали нам свои знания и умения по теме «Первое склонение имен существительных».
Сейчас настала пора подвести итог.
Перед вами три вазы. Поставьте свои цветы в соответствующую вазу.
Итак оценки …
- Вопросы:
Слово учителя.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?
- Вывод:
Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике- семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика. Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся! Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя.
Литература:
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.
Воронкова В.В. Русский язык: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2005.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку «Имя существительное». Учебное пособие для учащихся 5 - 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2002.