Эссе на тему «Современный урок в малокомплектной школе»
Эссе
Современный урок в МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
Выполнила:
Учитель биологии-химии
МОУ «Ерышовская СОШ
Ртищевского района Саратовской области»
Оркиш Елена Геннадьевна
Системно-деятельностный подход - методологическая снова стандартов основного общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке. Для того чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.За годы работы я убедилась, что биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование , решение логических задач, моделирование и другие. Деятельностный подход в обучении позволяют осуществить новые педагогические технологии: проблемное обучение, обучение развитию критического мышления, развивающее обучение, игровое обучение. Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности обучающихся.Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Некоторые примеры уроков в 5 классе по биологии
Уроки «Увеличительные приборы». Как создается проблемная ситуация: обучающимся выдаются микропрепараты, коллекции насекомых и предлагается им рассмотреть глаза, крылья, лапки. Обучающимся сталкиваются с проблемой: это трудно сделать из-за мелкого размера объектов. У: что нужно сделать? Решение: необходимо их увеличить с помощью увеличительных приборов. У: какая тема урока, задачи и так далее.
Урок по теме «Лишайнки» в 5 классе. Начнём изучение лишайников со среды их обитания(Отрывок из книги К. А. Тимирязева “Жизнь растений” )
Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, не выветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на голой бесплодной поверхности,
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу,
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается.
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли.
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.
Проблемный вопрос : почему лишайники встречаются во всех природных зонах?
Самое главное не забыть, что мы должны таким образом строить деятельность обучающихся, чтобы они научились работать с текстом, с учебником. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий, ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.
Рассмотренные формы работы позволяют реализовать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.