12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тищенко Светлана Владимировна1649
​​​ Профессиональное образование Макеевское педагогическое училище       Ворошиловградский  (Луганский )      государственный педагогический  институт (университет) Специальность «Педагогика и методика преподавания в начальных классах" Педстаж раб
Россия, Луганская Народная Респ., Миусинск

Урок русского языка 2 класс

Тема урока: «Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».

Цели урока:

Образовательные: 

совершенствовать у учащихся навыки правописания сочетаний: ча , чу , чн , чк , щн , чт ;

учить находить в словах изученные орфограммы, определять грамматическую основу предложений , делить слова на слоги ; подбирать однокоренные слова ; видеть и исправлять ошибки;

выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений по правописанию изучаемой орфограммы.

Развивающие: развитие фонематического слуха, внимания, устной и письменной речи, орфографической зоркости, логического мышления, памяти, наблюдательности, творческих способностей; совершенствовать умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к русскому языку, аккуратности при работе в тетрадях, самостоятельности, способности к коллективной работе, умению работать в парах, бережного отношения к окружающему миру, милосердия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, игрушка Чебурашка, тучка, волшебная коробочка с очками, спичками и рукавичкой, Снеговик на санях, элементы снеговика для коллективной игры, снежинки с карточками для самостоятельной работы, кормушка, кусочки сала, 2 елочки с игрушками для работы в группах, таблица для рефлексии, демонстрационные таблички с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, НЩ.

Тип урока: Закрепление умений и навыков с применением технологии личностной ориентации педагогического процесса и мультимедийным сопровождением.

Форма проведения урока: Урок – игра

 Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии: системно-деятельный (работа в парах, группах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с заданием на компьютере).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. У нас сегодня необычный урок. Поприветствуем наших гостей

Давайте расскажем о себе.

Мы умные, серьёзные,

Мы с увлеченьем учимся,

всё у нас получится.

2. Садитесь, сначала красота и нежность нашего класса (присаживаются девочки), а теперь наша сила и защита (мальчики)

Давайте улыбнемся друг другу,

чтобы пасмурная погода

не пробралась к нам в класс.

Успехов вам и удач!

 3. Эмоциональный настрой

Ребята, на урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум. Слайд № 2

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

II. Мотивация Сообщение темы и целей урока

1.- Сегодня на уроке нам предстоит узнать еще одну тайну русского языка. И еще мы будем снежиночки собирать, ведь так хочется снега, а его все нет пока!

Ой! Кто-то стучится.

Постучался в нашу дверь необычный чудо - зверь

Он ушастый, в коричневой рубашке

А зовется … Чебурашка

Он принес нам фильм с заданием. Приложение № 1 Отрывок. Русский язык

-Что одинакового в этих словах? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Какие у нас цели урока? Вывешиваю на доску Правописание сочетаний -чк, -чн.

Тема урока Слайд №3

-А для чего нам надо научиться писать правильно слова с -ЧН, -ЧК?

-Спасибо Чебурашке. Пригласим его к нам на урок.

III Актуализация знаний

1 Запись в тетради

А сейчас откройте тетради, помните о наклоне и запишите число, классная работа.

13 декабря

Классная работа

2. Минутка чистописания.
- Ой, смотрите, тучка

Она тоже в гости к нам Слайд № 4

Принесла нам тучка букву для чистописания Она третья в слове тучка и первая в слове Чебурашка Что это за буква ? Ч, ч) Слайд № 5


- Какой звук обозначает буква Ч? Дайте характеристику звука. Согласный звук. Всегда мягкий. Правильно, запомнили, что звук [ ч`] всегда только мягкий.

- Напишите букву Чч по образцу. Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч ч ч ч ч ч Нарисуйте корону зеленой ручкой над самой красивой буквой. Молодцы !

-А какие сочетания мы изучили с этой буквой Ча , чу ЧК, ЧН

- А какие правила мы должны помнить? (ча, чу)

Чу пишем только с буквой у

Ча пишем с буквой а

Чн , Чк пишем без ь

Запишите строчку

Ча чу чк чн

- Все постарались. И вот чудеса!

Тучка белая несмело

Напилась воды из речки,

Стала туча пышнотелой

И кудрявой , как ….. (овечка) . Слайд № 6 Составьте предложение о тучке.

3. Работа над предложением

Тучка– овечка пьет воду из речки.

Работа в парах:

1 Спишите предложение

2. Назовите мягкие согласные звуки.

3. Подчеркните в словах знакомые орфограммы

4. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Проверка Дарю снежиночку с буквой У

4.Проверка творческого домашнего задания Слайд № 7

Молодцы, будем урок продолжать,

домашнее задание время проверять.

- Задание было творческое, поискового характера. Посмотрим ка вы подготовились к нему.

1) Я сочинила и записала стихотворение (читает с тетради )

Снежинки, снежинки

На щечках у Нинки,
Застряли в косичках,
Висят на ресничках.

А знаете ли вы, что не существует двух одинаковых снежинок. Снежинки ученые научились выращивать в лабораторных условиях. А форма снежинки оказывается напрямую зависит от влажности и температуры воздуха.

2) А я предлагаю поиграть

Слова с орфограммой пересчитать.

Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

(11 слов) Письмо по памяти Сколько слов мы можем записать за 1 минутку ? Соревнование. Взаимопроверка .

3) А я хочу спеть песенку. Послушайте все, посмотрите и орфограммы отыщите Приложение №2 Отрывок М\Ф и песней №2

Елочка , елка - лесной аромат.

Очень ей нужен красивый наряд.

Пусть эта елочка в праздничный час

Каждой иголочкой радует нас.

- Молодчинка наша Полинка, и песенка предновогодняя хороша,и к правилу подходит она

4) Я выучила скороговорочку

Четыре Анюточки
Ни устав, ни чуточки
Пляшут третьи суточки
Всё под прибауточки

- Умничка, целых 4 слова с изученной на прошлом уроке орфограммой

5) Я узнала, что в русском языке много пословиц и поговорок, которые содержат слова с сочетаниями ЧК ЧН ЩН Вот некоторые:

Какова яблонька, таковы и яблочки.

Ласточка день начинает, соловей кончает.

Старый друг лучше новых двух.

6) А я выучил шуточное стихотворение

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.  

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

-Читал стихотворение выразительно, соблюдал правила орфоэпии и правильно читал слова Молодчина!

-Молодцы! Дарю снежиночку с буквой М

-Так какое правило мы изучили на прошлом уроке?

ТОЧКА, НОЧКА, ЗОЛОТАЯ ЗВЁЗДОЧКА,

ВЕЧНЫЙ, ШУТОЧНЫЙ, ОБЫЧНЫЙ –

НИКОГДА В ТАКИХ СЛОВАХ

НЕ напишем МЯГКИЙ ЗНАК

Приложение № 3 "Песенка- правило из Русского Языка "

-Почему между этими сочетаниями нет ь? Потому что звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

- Вы все с заданием справились А сегодня домашнее задание будет тоже необычное .Вам будет предложена карточка с 3 разными уровнями заданий Они лежат на партах Вы выберите то задание , которое захотите сами. Запишем его  в дневник - карточка

А тучка наша повеселела

и на небо улетела

IV. Закрепление изученного материала

1 Игра «Волшебная коробочка»

Забыла рассказать вам

Я сегодня шла – шла

И вот коробочку нашла.

Она не простая – волшебная,

Вам полезна будет она

В ней прятаны предметы

С сочетаньем -чк

А чтоб их нам узнать,

надо загадки отгадать,

И отгадки записать.

На носу сидели,
На мир глядели, 
За уши держались. 
(очки) Запишем в тетрадь

Игра

Очки,

Назови слова с безударным гласным, подбери проверочное слово. Носу– нос, держали – держат, глядели -взгляд

В маленьком домике 
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. 
(спички) Запишем, разделяя на слоги спич-ки

Воспитательный момент Под диктовку запишем предложение Спички детям– не игрушка!

Звукобуквенный анализ

- Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Спички – спич-ки – 2 сл., 6б., 6 зв.

Построили хлевец
На пятеро овец. 
(рукавичка)

Подберите однокоренные слова к слову: рука, рукавицы, рученька

Даю снежиночку с буквой Н

2 Физминутка –игра. Пора отдохнуть и поиграть

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА.

3.Коллективная работа Игра «Лепим снеговика» Слайд №8

-А кто это плачет тихо?

Бубнил у дома Снеговик:

- Подтаял чудный воротник…

Мороза – нет!

Метели – нет!

Мне некому сказать «Привет!».

И даже матушка Зима

Сама – сплошная кутерьма:

Из туч-карманов невпопад

Все сеет дождь, где снегопад?

Сейчас растаю, малышня,

Спасайте же скорей меня!

У нас есть три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька, спасем мы снеговика!

- Чтоб подлепить снеговичка, надо вспомнить и назвать слова с изученной орфограммой.

Получился снеговик!

Глазки – это леденцы,

Нос его – морковка.

Мы сегодня молодцы,

Есть у нас сноровка! Даю снежиночку с буквой И

4. Маленький секрет Снеговика

- Ой, еще один Снеговик …с секретом! (Снеговик на санях, поделка)

У него в руках плакат, в нем спрятана тайна.Оказывается, есть еще сочетания, в которых не нужен ь   Приложение№ 4 Плакат

Вывешиваю таблицу Слайд № 9

Р и Щ, Щ и Н — здесь не ждите перемен.

Мягкий знак тут тоже не гостит

И от этого грустит.

- Какие мы узнали новые сочетания РЩ, ЩН, НЩ Вывешиваю их возле темы урока. Запишем сочетания эти в тетрадь.

5. Самостоятельная работа с карточками

У нашей тучи, за белой горою,

Родились снежинки холодной порою.

Ажурные платья, резные косынки...

Волшебное зимнее чудо – снежинки. Слайд № 10

Они тихонько покружились и на парты опустились.

Переверните: на некоторых  задания для самостоятельной работы. Запишите в тетради карточка и выполните задание Приложение№5

- Детки, у кого снежинка пустая не переживайте, вы будете выполнять задание с экрана. Приложение № 6 Русский язык Сказка о лисичке со скалочкой

На экране задание: запишите слова, подчеркните сочетание чк, чн, чт. Приложение № 7 Музыка снежинки

- Как только готовы, подаем  мне сигнал.

Проверка Приложение № 8 Лисичка – сестричка, скалочка, лавочка, печка

-А карточки с самостоятельной работой я проверю и на следующий урок мы обязательно выполним работу над ошибками.

Вывод : Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК , ЧН,
рщ, нщ, щн пишем без ь!)
- Какую проблему мы решали, когда выполняли задание?
(Проблему правильного написания данных сочетаний.)

Даю снежиночку с буквой Ч

Танцевальная физминутка «Ох, зима хороша" Приложение № 9

11. Работа в группах.

Мы, играя, проверяем,

что умеем и что знаем.

Будем в группах работать

И елочки наряжать.

Внимание! Первая группа вешает шарики, на которых название одушевлённых предметов, а вторая со словами, которые называют неодушевлённые предметы.  Напоминаю правила работы в группе:

1.Уважай своего товарища.

2.Умей каждого выслушать.

3.Не согласен – предлагай!

И помните:

Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!

Задание: Бочка, бабочка, Жучка, колючка, гречка, овечка, водичка, внучка, хищник.

Бабочка                                             Бочка

Жучка                                                колючка

овечка                                                гречка

внучка                                                водичка

хищник

- Внимание! Спикеры к доске. Записать слова с елочек в столбик. Группа списывает свои слова в тетрадь.

Проверка. Каких слов больше и на сколько? Одушевленных на одно слово больше , так как 5-4 =1

Даю снежиночку с буквой К

13. Игра «Покорми синичку»

Прилетела к нам желтобокая птичка. Села прямо под окном и запела Приложение№ 10 Пение синички
Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червя
чки,
Для неё кусо
чки сала, мы повесим на сучки.

- Узнали птичку? № 6

Летом птицы корм найдут,

С голоду не пропадут.

А зимой - с едой беда.

Снегом скрыта вся еда.

- К чему птицы нас призывают? (быть добрыми и помогать им зимой)

- Как мы можем помочь птицам? Повесить кормушки

У нас проходит в школе акция «Кормушка». Соберем для корма  кусочки сала синичкам, выполнив задания, а после уроков вывесим кормушку за окном.

Постараемся? А солнышко нам поможет с выбором задания.Выбираем лучики со словами и выполняем задания. 

силаt1603310952ad.gift1603310952ac.gif

умt1603310952af.gif

доброt1603310952ab.gif

помощьt1603310952aa.gif


t1603310952ag.gifмилосердие

Сила - Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.
Белка, молоко, сердце. Запишите их в столбик
Ум Работа над ошибками . Снех, пушынки, дамов , снешки, посвитлело.

Добро Вспомните имена знакомых сказочных героев, в которых встречаются буквосочетания ЧК, ЧН.

Сказочные герои: Снегурочка, Дюймовочка, Хаврошечка, Красная Шапочка

Милосердие Вставь буквы в словарные слова в.р.бей в.р.на с.р.ка

Воробей ворона сорока Что общего у этих слов?

- Они обозначают названия птиц;

- имеют общую орфограмму написание -оро-;

- А какое слово можно назвать лишним?

- (воробей) в этом слове больше букв, чем в других словах.

Помощь Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

птичька

редька

ночьной

деньки

ласточка

мучьной                               1,3,6

  (Дети выбегают и кладут кусочки сала на кормушку.)

Пусть пернатые снуют

Угощение клюют.

Так поможем им опять

Зиму перезимовать. Даю снежиночку с буквой И

V Рефлексия. Самооценка деятельности детьми.

Вы сегодня умнички (складываем и читаем слово)

Все трудились от души

Подведем теперь итог:

Чем запомнился урок?

- Зимний ветер морозу помощник- говорят в народе. Ветер поможет и нам.

Упражнение «Ветер дует. Говорю фразу, а дети встают.

Ветер дует для тех:

- кто доволен сегодняшней работой;

- не доволен собой;

- кому трудно определить свое настроение;

- кто чему-то научился;

- высоко оценивает наш урок;

- работал творчески;

- устал;

- хотел бы еще продолжить работу.

- А теперь самооценка урока. Кто желает высказаться?

VI Домашнее задание. Приложение №11 Мы записали его в дневник в начале урока.Но  за отличную работу на уроке предлагаю вам дома поиграть и закрепить знания на тренажере. Приложение № 12 Спасибо всем за урок !



Приложение № 1 Отрывок. Русский язык Начало Мотивация № 1 https://yadi.sk/i/BuuaFS7eJC7iUg

Приложение №2 Отрывок М\Ф https://yadi.sk/i/nGmTE7lF2nzwaQ

Приложение № 3 Песенка- правило Из Русского Языка ЧН , ЧК https://yadi.sk/i/EWl60Ta0uK_mLg

Приложение№ 4

t1603310952ah.jpg

Приложение № 5

Карточка № 1
Спишите, выделяя орфограммы.

Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.

 Карточка № 2

Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.

Ру…ной, пе…ка, вну…ка, ме...та, но..ка

 Карточка № 3

Запишите имена ласково.

Валя, Зина, Аня, Женя.

Карточка № 4
-
Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн. Самопроверка
 Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..а, моло..ый.
Карточка № 5
- Исправить ошибки. Списать грамотно.

Клубничьный,   прозрачный, печка, девочка, дочька, изящьный, прочьный.

Приложение № 6 Русский язык «Сказка о лисичке со скалочкой» https://yadi.sk/i/nQ2JYaA7xa-S_A

Приложение № 7 Музыка снежинки https://yadi.sk/d/b-opL4l-EShEcQ

Приложение № 8 Проверка работы https://yadi.sk/i/94vIuHqoV8n01g

Приложение№9 Физминутка https://yadi.sk/d/xaPIwctN79_lwA

Приложение№ 10 Аудизапись пения синички https://yadi.sk/i/Sb_Jnt_4QODEVw
Приложение №11 Домашняя работа Карточки на выбор ученика.

Разноуровневые задания:

            1 уровень

Спишите слова, подчеркните сочетания ЧН, ЧК, ЩН.

Колючка, мощный, почка, уличный, скучный, хищница, бочка, белочка, вечный.

             2 уровень

Выписать слова с сочетаниями и подчеркнуть их.

Булочка, печной, мальчик, хищница, диванчик, елочка, перчатки, гречка, ночка, чубчик, скучный, пачка, каменщик.

              3 уровень

Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК. Запишите их, подчеркните орфограммы.

Свеча, собака, молоко, овца, река, птица, дача.

Приложение№12 Тренажерhttps://yadi.sk/d/t-qdqhRxbcYFzQ

Приложение№13 Презентация к уроку https://yadi.sk/i/4d7Up7lNTfWE6Q

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 22.10.20 в 04:21 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу, Светлана Владимировна!!! Приглашаю Вас в гости на мою страничку!
Тищенко Светлана Владимировна, 19.11.20 в 20:12 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за теплые слова и приглашение в гости. Приятно ваше внимание.
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.10.20 в 06:58 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Тищенко Светлана Владимировна, 19.11.20 в 20:14 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за теплые слова! Приятно ваше внимание.
Кияйкина Наталья Федоровна, 24.10.20 в 05:35 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный и полезный ресурс!
Тищенко Светлана Владимировна, 19.11.20 в 20:16 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо , коллега ! Очень рада вашей хорошей оценке!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.