12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное

Шарко Ирина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с.Дивное

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цель: 

-формировать умения определять число имен существительных, изменять по числам.

Задачи:

-познакомить обучающихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа;

- развитие умения определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам;

-формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

- развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие умения выслушивать мнение одноклассников; оценку и самооценку деятельности;

- воспитание культуры общения на уроке, воспитание интереса к предмету, самостоятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

- применять знания в жизненных ситуациях;

- определять число имён существительных.

- знать о существительном, его признаках.

- изменять имена существительные по числам;

- вписывать изученные орфограммы в слова.

Метапредметные:

Познавательные ууд:

-  развитие внимания, мышления; определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные ууд:

выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

- планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебное действие с известным правилом;

Коммуникативные ууд: 

формировать умение работать в парах, группах;

-  высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Тип урокаоткрытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа.

Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- практические упражнения.

Педагогические технологии:

- элементы технологии проблемного обучения,

- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование: мильтимедийный проектор, экран,  слайд-презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с тестом,  ЦОР: презентация Microsof Power Point, фрагменты «Зима», «Снеговик», «Елочка», «Снежинки»; аудиозапись А. Вивальди «Времена года» «Зима», учебник «Русский язык 3 класс»  автор В.П.Канакина.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ирина Анатольевна. - Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

-Друзья мои, я очень рада

войти в приветливый ваш класс,

и для меня уже награда -

сиянье ваших умных глаз,

я знаю, каждый в классе гений,

но без труда урок не впрок,

возьмем же в руки все мы ручки

и вместе сочиним урок.

II. Каллиграфическая минутка

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова «Классная работа».

- Как всегда. Несколько минут мы уделим чистописанию. Я предлагаю вам отгадать загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец – то ты пришла

К нам волшебница…


t1581245549aa.png

-Запишите каллиграфически правильно сочетания букв Зз, слово Зима.

III. Актуализация знаний.

- Ой, ребята, посмотрите, какое зимнее стихотворение нам прислала Зима. Прочтите его и выпишите из него все однокоренные слова, выделите корень.

Зимняя сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

t1581245549ab.png

Снегурки – «снегурки».

- Молодцы. А что вы заметили в корнях СНЕГ и СНЕЖ? (чередующуюся согласную).

- Ребята, посмотрите внимательно на наше стихотворение. Сейчас я взмахну волшебной палочкой….. ой, что же произошло? (Исчезли все имена существительные)

Зимняя ………….

Проплясали по ………….

Снежные …………..

……………………..

……….. просвистели.

У заснеженной …………..

В снежном …………

Звонко носятся ………..,

Режут ………………. .

- Как вы догадались что это имена существительные?

- А что вы знаете об имени существительном? Приведите примеры.

- Понятно ли, о чем говорится в тексте?

- Оказывается каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное.

IV. Постановка темы урока. Изучение нового материала.

- Ребята, вы хорошо поработали, и за это Зима предлагает выбрать нам у нее сюрприз. Она предлагает две коробочки. (На одной надпись «Конфета», а на другой «Конфеты».)

- Вы какую коробочку выберете? (на которой записано «конфеты»).

t1581245549ac.png

t1581245549ad.png

-Почему? (потому, что там не одна конфета, а много).

-Молодцы. Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы будем учиться различать имена существительные, которые обозначают один предмет или множество предметов).

1. Игра «Наоборот».

А теперь поиграем в игру снежки - «Наоборот».

-Школа……………………………………школы

-Гость…………………………………….гости

-Снеговики………………………………..снеговик

-снежки………………………………….снежок.

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Если существительное обозначает один предмет, значит, это существительное стоит в единственном числе, если существительное обозначает много предметов, то значит, оно стоит во множественном числе.

- Что мы делаем со словом, когда произносим его сначала в единственном числе, а затем во множественном числе? (изменяем по числам)

- Давайте сформулируем тему нашего урока! (изменение имен существительных по числам)

- У вас на листах записана тема урока, впишите, недостающее слово. Какое получилось предложение? (Изменение имен существительных по числам)

2. Образование формы множественного числа. Задание № 1.

- Когда мы говорим или о чем-то рассказываем, нам приходится называть один предмет или много предметов. Вы легко это делаете, даже не задумываясь. Давайте поработаем парами. Каждый ряд записывает слова парами, называя множество этих предметов, выделяя окончания, определяет род имен существительных, которые стоят в единственном числе.

t1581245549ae.png

малыш

хоккеист

лес

рукав

рот

артист

t1581245549af.png

артистка

девочка

машина

коляска

улица

заколка

t1581245549ag.png

растение

окно

платье

сердце

плечо

лицо

-Проверим. Какого рода у нас все имена существительные в первом столбике? (мужского)

-С помощью, каких окончаний образуется форма множественного числа? (Ы,И,А)

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: имена существительные во множественном числе имеют следующие окончания: Ы, И, А, Я.

3.Работа с определением.

Имена существительные изменяются по числам и имеют форму единственного и множественного числа.

t1581245549ah.png

t1581245549ai.gif

t1581245549aj.png

t1581245549ak.gif

Для обозначения одного предмета употребляются имена существительные единственного числа.

Для обозначения нескольких предметов употребляются имена существительные множественного числа.

- Прочитайте определение сначала про себя.

- Как изменяются имена существительные?

-Что обозначает единственное число имен существительных?

-Что обозначает множественное число имен существительных?

-Приведите примеры.

-Какие окончания имеют имена существительные во множественном числе?

t1581245549al.gif

- Мы знаем, что имена существительные не изменяются по родам, а имеют род, то есть род – постоянный признак каждого существительного. А число?

Вывод: Число – непостоянный признак, так, как существительные по числам изменяются. Приведите примеры.

4. Физкультминутка.

Шли по снегу три кота, (ходьба на месте)

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста (поднятие рук вверх)

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, (приседания)

Посмотрели вверх и вниз,

И сказали три кота: (хлопки)

- Красота! Красота!

V. Первичное закрепление. Задание № 2.

- Первый вариант подчеркивает имена существительные в форме единственного числа. А второй - в форме множественного числа.

Села, перо, весна, десны, стулья, ульи, весны, улей, семья, село, перья, десна, семьи, стул.

- Обменяйтесь листами, проверьте работу товарища.

VI. Лингвистическая минутка. Задание № 3.

- Запишите рог, глаз, рукав слова во множественном числе, выделите окончания.

t1581245549am.png

t1581245549an.png

t1581245549ao.png

- Сейчас в русском языке две формы числа: множественное и единственное, а когда-то было еще и двойственное число, которое обозначало пару предметов. Это те слова, которые мы сейчас с вами записали.

- Приведите еще примеры двойственного числа (перчатки, носки, бока)

Творческий практикум. Задание № 4.

t1581245549ap.png



-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Снеговик принес с собой много зимних слов. К какой части речи они относятся? (К имени существительному, так как отвечают на вопрос что?)

- Ребята, Снеговик знает эти слова, а рассказ с ними составить не может. Давайте ему поможем. Каждый должен написать небольшой рассказ, употребляя в нем по вашему усмотрению эти слова.

-А поможет нам музыка великого Итальянского композитора Антонио Вивальди, который жил в 17 в, называется она «Времена года. Зима» (Звучит музыка)

- Ребята, а кто хочет прочитать свой рассказ? (зачитывают 3-4 работы)

VIII. Рефлексия.

t1581245549aq.png

- В густом ельнике жила маленькая елочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит.

- Где? Зачем? Почему? – спрашивала елочка.

Пришла зима. Елочке стало холодно.

- Ребята, давайте расскажем ей, о чем мы сегодня говорили на уроке, и укроем ее волшебным снежком.

Учитель задает итоговые вопросы об имени существительном, ученики отвечают и вешают снежинку на веточке ели.

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- Назовите постоянные признаки имени существительного.

-Почему эти признаки называются постоянными? (они есть всегда)

- Какие слова помогают определить род имени существительного? (он мой, она моя, оно мое, которые можно подставить к словам).

- Назовите непостоянные признаки (число).

- Какое число было у имен существительных в старину? (двойственное)

- Что оно обозначало? (пару предметов)

- А вы знаете, что хвойные деревья нужно беречь, потому, что они выделяют летучее вещества «фитонциды», которые убивают все микробы.

IX. Работа дома (на выбор учащихся).

Упр. 1 стр. 36.

Подобрать имена существительные единственного и множественного числа (по 6 слов).

Составит рассказ о зиме, выделить в нем существительные в единственном и множественном числе.



7


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.02.20 в 18:43 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ирина Анатольевна, прекрасный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.