Урок русского языка «Общее понятие о склонении. Изменение имён существительных по падежам» (3 класс)

4
0
Материал опубликован 1 October 2016 в группе

Традиционная система обучения, программа «Школа России»

Предмет: русский язык

Класс:  3 класс.

Тип урока: урок открытия нового знания.                                                            

Тема урока: Общее понятие о склонении. Изменение имён существительных по падежам.

Цели:

  • наблюдение  над изменением формы имени существительного, наблюдение над языковым явлением -изменение формы слова- склонением;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, развитие рефлексивных навыков, формирование коммуникативных умений;
  • воспитание познавательного интереса к языку, чувство товарищества;

Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, таблица, кластер.

Результат:

  • каждый ученик рассказывает  о грамматических признаках имени существительного;
  • каждый ученик изменяет форму существительного, определяет падеж с опорой на готовый вопрос;
  • каждый ученик включится в парную работу, соблюдает нормы и требования парной и групповой работы;
  • каждый ученик определяет свой уровень умений на шкале, делает вывод.

 

Ход урока

I. Организационный   момент.

У. Здравствуйте, ребята. Сегодня в нашем классе собрались гости. Повернитесь, поприветствуйте наших гостей. Давайте подарим им свои улыбки, чтобы у нас и у них до конца, хотя бы нашего урока было хорошее настроение.

 

II. Актуализация  и мотивация знаний.

1. У. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране «Речь». Она очень большая. А вот в какой её части нам предстоит сегодня остановиться - вы узнаете сами, когда соберёте буквы и прочитаете слово.( Дети собирают слово на доске- существительное)

У. Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать?

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (составление кластера). На доске составляется схема. По одному дети  называют признак, один ученик выкладывает схему на доске.

 

Существительное

обозначает                 кто?  что?         собственное                            имеет род      

предмет                                            нарицательное                   м.р        ж.р     ср.р

одуш. неодуш.                                 изменяется по числам                    ?

                                                                                             

2. Работа в парах.

Расскажите друг другу про имя существительное по схеме (индивидуально 1 ученик рассказывает учителю).

У. Кто хочет узнать новое?

Физминутка.

 

III. Изучение нового материала.

Подцель: открытие нового знания.

Работа в группах.

У. Прочитайте слова на карточке. Что объединяет слова каждой группы? Дайте названия  группам.

Представление результатов от групп на доске.

Родственные                                          Форма одного и того же слова

зимовать                                                            зима

зима                                                                    зимы

зимний                                                               зиме

зимовка                                                              зиму

зимушка                                                             зимой

перезимовать                                                    о зиме

 

У. Почему вы решили, что это родственные слова?

Докажите, что во второй группе формы одного и того же слова. А почему разные окончания?

Запишите дату в тетради.

У. А можете ли вы задать вопросы  к этим существительным?

Кто поставит вопрос  к первому существительному?

Дети ставят вопросы к каждому слову и одновременно пишут в тетрадях. Учитель оформляет запись на доске.

У. В русском языке существительные, которые отвечают на вопросы кто? что? стоят в форме именительного падежа. Именительный падеж указывает на предмет, называя его.

Учитель на доске, дети одновременно пишут в тетрадях:

Именительный падеж -сокращённо пишется И.п.-  слово помощник есть, вопросы кто? что?

 

Кто поставит вопрос  ко второму существительному ?

Существительные, которые отвечают на вопросы кого? чего? стоят в форме родительного падежа.

Родительный падеж -сокращённо Р.п.- слово помощник нет, вопросы кого? чего?

                  

Кто поставит вопрос  к третьему существительному ?

Существительные, которые отвечают на вопросы кому? чему? стоят в форме дательного падежа.

Дательный падеж- сокращённо Д.п.- слово помощник дать, вопросы кому? чему?

 

Поставьте вопрос к следующему существительному. падежа.                                 

Существительные, которые отвечают на вопросы кого? что? стоят в форме винительного падежа.

Винительный падеж- сокращённо В.п.- слово помощник вижу, вопросы кого? что?

 

Поставьте вопрос к следующему слову.

Существительные, которые отвечают на вопросы кем? чем? стоят в форме творительного  падежа. Творительный падеж – сокращённо Т.п.- слово помощник любуюсь, вопросы кем? чем?

 

И поставьте вопрос к последнему слову.

Существительные, которые отвечают на вопросы  о ком?  о чём? стоят в форме предложного падежа.

 Предложный падеж – сокращённо П.п – слово помощник говорю, вопросы  о ком? о чём?

                                                                                                                                                                          

На доске и в тетрадях запись:       И.п.- есть – кто? что?

                                                     Р.п. – нет – кого? чего?

                                                     Д.п. – дать – кому? чему?

                                                      В.п. – вижу – кого? что?

                                                     Т.п. – любуюсь - кем? чем?

                                                      П.п – говорю – о ком? о чём?

 

У. Мы сейчас с вами  наблюдали,  как изменяется слово по падежам.  В русском языке шесть падежей.  У немцев – 4, у финнов 15, а наша задача запомнить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Мы узнали тайну русского языка. Теперь давайте попробуем сами изменить  слово по падежам.

Кто хочет попробовать? Изменить слово   кот.

Действие по образцу. Один ученик  работает у доски, записывая слова во второй столбик.

Все в тетрадях.

 На доске запись:  И.п.- есть – кто? что?                        кот

                               Р.п. – нет – кого? чего?                      кота

                               Д.п. – дать – кому? чему?                   коту

                               В.п. – вижу – кого? что?                    кота

                               Т.п. – любуюсь - кем? чем?              котом

                               П.п – говорю – о ком? о чём?           о коте

                                                                                                                 

У. А теперь ребята, ещё одна тайна русского языка. Такое изменение слова называется изменением по падежам или называется склонением. (на доске вывешивается  слово)

Мы изменяли слово  кот  по падежам или можно сказать просклоняли.

Вернёмся к нашей схеме. Можем ли мы добавить её? Что и  куда?

В схему одновременно вместо    ?    ставим карточку   -  изменяется по падежам.

Физминутка

IV. Первичная проверка понимания нового материала.

Подцель: применение знаний, следить за действиями ученика.

 

1. Дифференцированная работа в парах (по объёму задания)

Задание по карточкам:

а) изменить форму слова

б) определить падеж существ.

Запись в тетрадях.

 

2. Проверка выполненной работы фронтально.

Один ученик читает, называет слово и падеж, другой- говорит «правильно», или «согласен», или «да». Все остальные оценивают свою работу,  ставят на словом два  знака  «+» или «-  «  (за изменение слова, за определение падежа)

 

3. Рефлексия.

Кто хочет сказать о своих результатах работы?

Кто хочет высказаться?

У кого также?

Начертите две шкалы:  Ум.измен. слово

Ум.опред. падеж

Отметьте на шкалах как вы справились с этим заданием.

 

V. Домашнее задание.

Просклоняйте два существительных, пользуясь памяткой по образцу. Упр. 97     

Так как склоняли слово  кот.     Можно взять  другие имена существительные, свои.

 

VI.Обобщение и систематизация знания.

Подцель: систематизировать знания.

 

У. Давайте посмотрим на схему.

Что нового узнали мы об имени существительном? (см. кластер)

Как по другому  называется изменение по падежам?

Выставление оценок.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации