Урок русского языка в 3 классе «Изменение имён прилагательных по родам и числам»

1
0
Материал опубликован 1 February 2016

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока:Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи урока:1.Актуализировать знания обучающихсяоб имени прилагательном.

2.Совместно с обучающимися вывестиалгоритм написания безударных

окончаний прилагательных.

3.Формировать умения правильно писать безударные окончания прилагательных.

4.Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными, определять род и число имен прилагательных, учатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к существительным прилагательные.

Формирование : Познавательные, Коммуникативные (монологические высказывания, работа в парах), Личностные (мотивация к новому учебному материалу), Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока, самооценка, взаимооценка).

Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, карточки с разноуровневымизаданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организа-ционный

момент

- Встанем у своих парт, успокоились, можно садиться. У нас сейчас урок русского языка. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.

Настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний

учащихся

-Ребята, какое сейчас время года? Весна приятное время года, в это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

-Миша составил на эту тему текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

Над полями светит яркий солнце. На деревьях надулись душистая почки. По дереву клювом забарабанил трудолюбивое дятел. Над поляной вспорхнула пестрые бабочка.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка?

-Что такое прилагательное?

-Как вы думаете, почему Миша допустил ошибки?

- Как мы можем помочь Мише?

-Измените окончания имен прилагательных, чтобы получились правильные предложения.

- Что должно помочь в работе?

-Исправьте ошибки в работе Миши.

Солнце (какое?)яркое, почки (какие) душистые, дятел (какой) трудолюбивый, бабочка (какая?) пестрая.

-Запишите в тетрадь только словосочетания существительное + прилагательное и выделите у прилагательных окончания.

- Как вы думаете, почему окончания прилагательных оказались разными?

-Определим род у существительных.

- От чего зависит род имени прилагательного?

- Как же можно определить род у имени прилагательного?

-Как вы думаете можно ли определить род у прилагательного душистые?

- Нет,у прилагательных во множественном числе род не определяется. Давайте проверим: существительное почки – ж.рода, тогда к прилагательному мы должны задать вопрос какая? И у нас получится словосочетание душистая почки.

-Красивое словосочетание?

-Весна.

(Один ученик читает текст вслух, остальные - про себя.)

-В окончаниях прилагательных

-Самостоятельная часть речи, обозначает признаки предметов, отвечает на вопросы:

Какой?Какая?

Какое?Какие?

В предложении бывает второстепенным членом предложения.

-Не знает, как пишутся окончания прилагательных.

-Изменим окончание прилагательного.

-Вопрос от сущ. к прил.

(Записывают)

-Потому что разный род у имен сущ.

Солнце-ср.р.,

Дятел-м.р.,

Бабочка-ж.р.,

Почки-ж.р.

-От рода имени существительного

-Какого рода существительное с ним связанное, такого и прилагательное.

Солнце-ср.р., значит и прилагательное яркое тоже ср.рода.

Дятел-м.р., прилагательное трудолюбивый тоже м.рода.

Бабочка-ж.р., прилагательное пестрая тоже –ж.рода.

-Нет.

-Нет.

3

Целеполага-

ние (опреде-

лить тему урока, поставить цель, наметить

учебные

задачи)

-Кто догадался, над чем будем работать на уроке? Назовите тему урока.

Сформулируйте цель урока.

-А для чего нам нужно уметь изменять прилагательные по родам и числам?

-Давайте составим план урока.

1.Обобщить имеющие знания об имени прилагательном.

2.Составить алгоритм определения рода имен прилагательных.

3. Научиться правильно писать окончания прилагательных с использованием алгоритма.

4.Оценить свою работу на уроке.

-Изменение имен прилагательных по родам и числам

-Научиться изменять прилагательные по родам и числам и правильно писать окончания прилагательных.

-Чтобы наша речь была правильная и красивая.

4

Открытие

новых

знаний

-Какой пункт плана мы уже выполнили?

-А какая вторая учебная задача?

- Но прежде, чем перейти к составлению алгоритма, давайте определим какие же окончания будут иметь имена прилагательные в женском, мужском и среднем роде?

-В прилагательном ж.рода пестрая мы выделили окончание –ая, а если это будет слово синяя. Какое будет окончание?

-В прилагательном м.рода трудолюбивый мы выделили окончание –ый, а если мы возьмем слово маленький? Большой?

-В прилагательном ср.рода яркое, мы выделили окончание -ое, а если мы возьмем слово синее?

_Обратимся к прилагательным множественного числа. В тексте нам встретилось слово душистые, какое здесь окончание?

А если мы возьмем слово маленькие?

-А от чего зависит выбор окончания в прилагательном?

Алгоритм

1. Найди к какому существительному относится данное прилагательное.

2.Определи число, род существительного.

3.Задай от сущ. вопрос к прил.

4.По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.(учитывай, после какой – твердой или мягкой – основы идет окончание.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Первый.

-Составить алгоритм определения рода имен прилагательных.

Ж.р.-ая, -яя;

Ср.р.-ое, ее;

М.р.-ой, -ый, -ий.

-Окончание -яя.

-То будет окончание –ий, -ой.

-То будет окончание –ее.

Окончание –ые.

Окончание –ие.

-От согласной, на которую оканчивается прилагательное.

5

Практикум по самостоятель-

ному применению

и использова-

нию получен-

ных знаний

-Выполнили мы второй пункт плана?

-Прочитайте третью задачу.

-Откройте ноутбуки, включите их.

Какая одна из первых примет прихода весны?

- Какая птица прилетает самой первой? Ёе считают вестником весны.

-Есть такая пословица: увидел грача-весну встречай. Посмотрите на иллюстрацию грача.

-Найдите ярлык «Самостоятельная работа» и откройте его. Выполните следующее задание. Вам нужно правильно выбрать и вставить окончания у прилагательных. Не забывайте пользоваться алгоритмом.

Грач- всеобщ… любимец, перв… вестник весны. У него черн… перья, прям… остр… клюв. Коротают суров… время грачи вблизи человеческого жилья, где птицам легче найти разн… пропитание. Это перелетн… птица.

-Проверим выполненное задание. Поменяйтесь местами и проверьте работу своего товарища. Образец правильно выполненного задания на доске.

-Встаньте те, кто выполнил работу без ошибок.

-Встаньте те, кто допустил 1 ошибку.

-А теперь те, кто допустил больше одной ошибки.

- А сейчас вы поработаете в парах.

Я вам предлагаю выполнить разноуровневые задания:

-Посоветуйтесь и выберите подходящее для вас задание.

Если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на красной карточке, кто не уверен в себе – на синей.

Синяя карточка.

1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

Красная карточка

2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; определи род и число имен прилагательных.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

-Проверим выполненное задание. Прочитайте, какой текст у вас получился. Поднимите руку те, у кого такой же текст. Оцените свою работу.

-Да.

-Научиться правильно писать окончания прилагательных с использованием алгоритма.

-Прилет птиц.

-Грач.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Выбирают задание и выполняют его.

(Самооценка)

 

6

Рефлексия

-Какой пункт плана мы ещё не выполнили?

-Оцените свою работу на уроке.

На уроке я узнал о…

Мне было трудно…

Я могу объяснить (рассказать) о…

У меня не получилось…,потому что…

Мне ещё надо поучиться…

-Обратимся к поставленным задачам в начале урока.

-При работе над каким пунктом вы испытали затруднения?

-Назовите цель урока.

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Достигнута ли цель урока?

Вы сегодня замечательно работали. Большое спасибо всем за работу.

-Оценить свою работу.

-Научиться изменять прилагательные по родам и числам и правильно писать окончания прилагательных.

-Да.

 

Дополнительное задание

Логический диктант

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

                   

Нет

                   

 

1.Имя прил. часть слова.

2.Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

3.Имена прил. обозначают признак предмета.

4.Имена прил. изменяются по родам.

5.Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.

6.Имена прил. не изменяются по числам.

7.Имена прил. является второстепенными членами предложения.

8.Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.

9.Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий

10.Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

 

Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на красной карточке, кто сомневается – на желтой, кто не уверен в себе – на синей.

 

Красная карточка.

К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.

Тихий –

Голубой –

Красивый –
 

Розовая карточка.

К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.

Повидло –

Путь –

Полотенце –

Фамилия –

Картофель –

 

Зелёная карточка.

Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.

Яркое, ласковое, весеннее ____________.

Мягкий, теплый, пушистый __________.

Дальняя, трудная, незнакомая __________.

Смешной, забавный, короткий ________.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации