Урок русского языка в 3 классе «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока:Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи урока:1.Актуализировать знания обучающихсяоб имени прилагательном.
2.Совместно с обучающимися вывестиалгоритм написания безударных
окончаний прилагательных.
3.Формировать умения правильно писать безударные окончания прилагательных.
4.Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными, определять род и число имен прилагательных, учатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к существительным прилагательные.
Формирование : Познавательные, Коммуникативные (монологические высказывания, работа в парах), Личностные (мотивация к новому учебному материалу), Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока, самооценка, взаимооценка).
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, карточки с разноуровневымизаданиями.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организа-ционный момент |
- Встанем у своих парт, успокоились, можно садиться. У нас сейчас урок русского языка. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. |
Настраиваются на работу. |
2 |
Актуализация знаний учащихся |
-Ребята, какое сейчас время года? Весна приятное время года, в это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. -Миша составил на эту тему текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша? Над полями светит яркий солнце. На деревьях надулись душистая почки. По дереву клювом забарабанил трудолюбивое дятел. Над поляной вспорхнула пестрые бабочка. - Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? -Что такое прилагательное? -Как вы думаете, почему Миша допустил ошибки? - Как мы можем помочь Мише? -Измените окончания имен прилагательных, чтобы получились правильные предложения. - Что должно помочь в работе? -Исправьте ошибки в работе Миши. Солнце (какое?)яркое, почки (какие) душистые, дятел (какой) трудолюбивый, бабочка (какая?) пестрая. -Запишите в тетрадь только словосочетания существительное + прилагательное и выделите у прилагательных окончания. - Как вы думаете, почему окончания прилагательных оказались разными? -Определим род у существительных. - От чего зависит род имени прилагательного? - Как же можно определить род у имени прилагательного? -Как вы думаете можно ли определить род у прилагательного душистые? - Нет,у прилагательных во множественном числе род не определяется. Давайте проверим: существительное почки – ж.рода, тогда к прилагательному мы должны задать вопрос какая? И у нас получится словосочетание душистая почки. -Красивое словосочетание? |
-Весна. (Один ученик читает текст вслух, остальные - про себя.) -В окончаниях прилагательных -Самостоятельная часть речи, обозначает признаки предметов, отвечает на вопросы: Какой?Какая? Какое?Какие? В предложении бывает второстепенным членом предложения. -Не знает, как пишутся окончания прилагательных. -Изменим окончание прилагательного. -Вопрос от сущ. к прил. (Записывают) -Потому что разный род у имен сущ. Солнце-ср.р., Дятел-м.р., Бабочка-ж.р., Почки-ж.р. -От рода имени существительного -Какого рода существительное с ним связанное, такого и прилагательное. Солнце-ср.р., значит и прилагательное яркое тоже ср.рода. Дятел-м.р., прилагательное трудолюбивый тоже м.рода. Бабочка-ж.р., прилагательное пестрая тоже –ж.рода. -Нет. -Нет. |
3 |
Целеполага- ние (опреде- лить тему урока, поставить цель, наметить учебные задачи) |
-Кто догадался, над чем будем работать на уроке? Назовите тему урока. – Сформулируйте цель урока. -А для чего нам нужно уметь изменять прилагательные по родам и числам? -Давайте составим план урока. 1.Обобщить имеющие знания об имени прилагательном. 2.Составить алгоритм определения рода имен прилагательных. 3. Научиться правильно писать окончания прилагательных с использованием алгоритма. 4.Оценить свою работу на уроке. |
-Изменение имен прилагательных по родам и числам -Научиться изменять прилагательные по родам и числам и правильно писать окончания прилагательных. -Чтобы наша речь была правильная и красивая. |
4 |
Открытие новых знаний |
-Какой пункт плана мы уже выполнили? -А какая вторая учебная задача? - Но прежде, чем перейти к составлению алгоритма, давайте определим какие же окончания будут иметь имена прилагательные в женском, мужском и среднем роде? -В прилагательном ж.рода пестрая мы выделили окончание –ая, а если это будет слово синяя. Какое будет окончание? -В прилагательном м.рода трудолюбивый мы выделили окончание –ый, а если мы возьмем слово маленький? Большой? -В прилагательном ср.рода яркое, мы выделили окончание -ое, а если мы возьмем слово синее? _Обратимся к прилагательным множественного числа. В тексте нам встретилось слово душистые, какое здесь окончание? А если мы возьмем слово маленькие? -А от чего зависит выбор окончания в прилагательном? Алгоритм 1. Найди к какому существительному относится данное прилагательное. 2.Определи число, род существительного. 3.Задай от сущ. вопрос к прил. 4.По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.(учитывай, после какой – твердой или мягкой – основы идет окончание. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
-Первый. -Составить алгоритм определения рода имен прилагательных. Ж.р.-ая, -яя; Ср.р.-ое, ее; М.р.-ой, -ый, -ий. -Окончание -яя. -То будет окончание –ий, -ой. -То будет окончание –ее. Окончание –ые. Окончание –ие. -От согласной, на которую оканчивается прилагательное. |
5 |
Практикум по самостоятель- ному применению и использова- нию получен- ных знаний |
-Выполнили мы второй пункт плана? -Прочитайте третью задачу. -Откройте ноутбуки, включите их. –Какая одна из первых примет прихода весны? - Какая птица прилетает самой первой? Ёе считают вестником весны. -Есть такая пословица: увидел грача-весну встречай. Посмотрите на иллюстрацию грача.
-Найдите ярлык «Самостоятельная работа» и откройте его. Выполните следующее задание. Вам нужно правильно выбрать и вставить окончания у прилагательных. Не забывайте пользоваться алгоритмом. Грач- всеобщ… любимец, перв… вестник весны. У него черн… перья, прям… остр… клюв. Коротают суров… время грачи вблизи человеческого жилья, где птицам легче найти разн… пропитание. Это перелетн… птица. -Проверим выполненное задание. Поменяйтесь местами и проверьте работу своего товарища. Образец правильно выполненного задания на доске. -Встаньте те, кто выполнил работу без ошибок. -Встаньте те, кто допустил 1 ошибку. -А теперь те, кто допустил больше одной ошибки. - А сейчас вы поработаете в парах. Я вам предлагаю выполнить разноуровневые задания: -Посоветуйтесь и выберите подходящее для вас задание. Если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на красной карточке, кто не уверен в себе – на синей. Синяя карточка. 1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их. Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы. Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая. Красная карточка 2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; определи род и число имен прилагательных. Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы. Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая. -Проверим выполненное задание. Прочитайте, какой текст у вас получился. Поднимите руку те, у кого такой же текст. Оцените свою работу. |
-Да. -Научиться правильно писать окончания прилагательных с использованием алгоритма. -Прилет птиц. -Грач. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Выбирают задание и выполняют его. (Самооценка) |
6 |
Рефлексия |
-Какой пункт плана мы ещё не выполнили? -Оцените свою работу на уроке. На уроке я узнал о… Мне было трудно… Я могу объяснить (рассказать) о… У меня не получилось…,потому что… Мне ещё надо поучиться… -Обратимся к поставленным задачам в начале урока. -При работе над каким пунктом вы испытали затруднения? -Назовите цель урока. -Все ли пункты плана мы выполнили? -Достигнута ли цель урока? Вы сегодня замечательно работали. Большое спасибо всем за работу. |
-Оценить свою работу. -Научиться изменять прилагательные по родам и числам и правильно писать окончания прилагательных. -Да. |
Дополнительное задание
Логический диктант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Да |
||||||||||
Нет |
1.Имя прил. часть слова.
2.Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
3.Имена прил. обозначают признак предмета.
4.Имена прил. изменяются по родам.
5.Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.
6.Имена прил. не изменяются по числам.
7.Имена прил. является второстепенными членами предложения.
8.Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
9.Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
10.Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.
Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на красной карточке, кто сомневается – на желтой, кто не уверен в себе – на синей.
Красная карточка.
К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.
Тихий –
Голубой –
Красивый –
Розовая карточка.
К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.
Повидло –
Путь –
Полотенце –
Фамилия –
Картофель –
Зелёная карточка.
Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.
Яркое, ласковое, весеннее ____________.
Мягкий, теплый, пушистый __________.
Дальняя, трудная, незнакомая __________.
Смешной, забавный, короткий ________.