12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панюта Василий Виктрович635
Россия, Алтайский край, р.п. Степное Озеро

Урок русского языка Число имён существительных

Класс: 3

Цель: формировать знания о числе имён существительных

Задачи: 1) образовательные: углубить и расширить знания об имени существительном, о его отличительных признаках; закрепить умение определять род и число имени существительного, продолжить формировать умение изменять имя существительное по числам; познакомить с неизменяемыми по числам именами существительными, закрепить знания о правописании словарных слов.

2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.

Планируемые результаты: ученики научатся изменять имена существительные по числам, определять неизменяемые по числам имена существительные, анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл., 1 ч., презентация, компьютер, проектор, карточки с Д/з.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

2) формирование мотивации к обучению и познанию

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

4) формирование уважительного отношения к иному мнению

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты

2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме

2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Орг. момент

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

ЛУУД (2) РУУД (1)

ПУУД (2) КУУД (3)

2. Минутка

чистописания

У: Откройте тетради, запишите число. В следующей строчке запишите: «Классная работа». Подчеркните орфограммы.

У: Найдите одинаковый звук в словах

Лимон, ива, индюк, иней  (И)

Какой звук обозначает эта буква? (гласный)

Спишите, продолжив закономерность как на доске.

и Ии и Ии

У: Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Спишите, обозначьте ударение.

Записывают число, прописывают элементы.

Объясняют смысл пословицы, списывают её.

ЛУУД (1,2)

РУУД (1)

ПУУД (2,1)

КУУД (3)

3.Актуализация знаний

Слайд 1

У: Вспомните, что такое имя существительное. А помогут нам вопросы-помощники.

Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает имя существительное?

У: Дайте определение имени существительного на основе полученных ответов.

Какого рода бывают имена сущ.? Какие числа бывают у имён существительных?

Отвечают на вопросы.

Дают определение понятию.

Отвечают на вопросы.

ЛУУД (1,3)

РУУД (1)

ПУУД (2,1)

КУУД (3)

4. Изучение нового

Физминутка

У: Откройте учебник на стр. 173. Найдите два столбика со словами. В каком числе стоят слова первого столбика? В каком числе стоят слова во втором столбике? Вернёмся к первому столбику. Прочтите первое словосочетание в первом столбике. Определи род существительного пирог. (Аналогично со следующими словосочетаниями).

У: Внимание, ребята. Подумайте, можно ли определить род имён существительных во множественном числе? А как узнать род существительного, если нам оно встретилось во множественном числе?

У: Переверните страницу. Найдите вверху правило. Прочитайте его про себя. Прочитай его вслух.

У: Найдите упражнение 1. Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. Обратите внимание на образец. Работаем у доски и в тетради.

У: Найдите упр. 2. Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. Обратите внимание на образец. Работайте самостоятельно. Слова, которые вам не удастся изменить по числу, запишите только в единственном числе.

Проверка: чтение одним учеником вслух, все остальные проверяют по тетради.

Найдите изображение ключика. Прочитайте правило про себя. Прочитай правило вслух.

У: Оказывается, есть в русском языке слова, у которых есть только единственное число. Какие это слова? Приведите собственные примеры.

(пальто, творог)

У: Найдите упражнение 3. Прочитайте задание про себя. Прочитай вслух. Обратите внимание на образец. Работайте самостоятельно. Слова, которые вам не удастся изменить по числу, запишите только во множественном числе.

Проверка: чтение одним учеником вслух, все остальные проверяют по тетради.

У: Найдите изображение ключика. Прочитайте правило про себя. Прочитай правило вслух. Какие слова бывают только множественного числа?

У: Ребята, как определить, что слово перед нами может быть только в единственном или только во множественном числе? (изменить его)

У: Игра «Это слово не изменяется»

Я буду называть слова, а вы пробуйте его изменить. Если слово изменяется, то называете слово в единственном и во множественном числе, а если нет, то встаёте и говорите громко, что оно не изменяется. Например, я скажу: «Молоко», тогда надо сказать «Молоко не изменяется». Играем по цепочке.

Слова для игры: игра, пальто, ковёр, ножницы, ветер, кружка, сливка, слива, брюки, пижама, стол, шкаф, лестница, весы, лампочка, ловкость, метро, автобус, молодость, нога, туча, трусость, фасоль, овощ, утюг, груша, мёд.

У: Работаем следующим образом. Я буду диктовать слова, а вы должны записать слова в два столбика. В первый столбик слова, которые бывают и единственного, и множественного числа. Во второй – те слова, которые не изменяются.

Слова для диктанта:

комната овёс

автобус пальто

город коньки

лестница

горох

мечта

мультфильм

У: Подчеркните все орфограммы. Проверьте.

Проверка: учитель берёт одну тетрадь на проверку, один ученик читает получившиеся столбики, все проверяют.

У: Какие слова записаны в столбики? (словарные) Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил ошибки, повторите словарные слова.

Открывают учебник. Отвечают на вопросы.

Решают проблемную задачу.

Чтение правила.

Работа по теме урока у доски и в тетради.

Решение проблемной задачи.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Чтение правила.

Делают физкультминутку.

Самостоятельная работа

Самопроверка

Чтение правила

Участвуют в дидактической игре

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

ЛУУД (1,3)

РУУД (1,2, 4)

ПУУД (2,1, 4)

КУУД (1, 2, 3)

5. Итог урока. Рефлексия.

У: О какой части речи мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о числе имени существительного?

Назовите слова, которые бывают только в единственном числе; только во множественном числе.

Как определить, изменяется ли слово?

У: Поделитесь впечатлениями. Что у вас сегодня получилось на уроке? Что осталось непонятным? Что понравилось больше всего?

У: Откройте дневники. Каким уроком завтра русский язык? Запишите домашнее задание: выучить правило, выполнить задание на карточках. Приложение 1

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке.

Записывают домашнее задание.

ЛУУД (3, 4)

РУУД (4)

ПУУД (3)

КУУД (2,3)

Спиши текст. Обозначь окончание, определи род, число, падеж и склонение каждого имени существительного.

Образец: Мы входим в лес (м.р., ед. ч., 2 скл., В.п.)

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов.

Спиши текст. Обозначь окончание, определи род, число, падеж и склонение каждого имени существительного.

Образец: Мы входим в лес (м.р., ед. ч., 2 скл., В.п.)

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов.

Спиши текст. Обозначь окончание, определи род, число, падеж и склонение каждого имени существительного.

Образец: Мы входим в лес (м.р., ед. ч., 2 скл., В.п.)

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов.

Спиши текст. Обозначь окончание, определи род, число, падеж и склонение каждого имени существительного.

Образец: Мы входим в лес (м.р., ед. ч., 2 скл., В.п.)

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. 

Спиши текст. Обозначь окончание, определи род, число, падеж и склонение каждого имени существительного.

Образец: Мы входим в лес (м.р., ед. ч., 2 скл., В.п.)

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. 

Спиши текст. Обозначь окончание, определи род, число, падеж и склонение каждого имени существительного.

Образец: Мы входим в лес (м.р., ед. ч., 2 скл., В.п.)

Санитары леса

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой малиной. Сорока перелетает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Муравьи суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречал в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лесов. 

8

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.