12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ларина Светлана94
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
1

Открытый урок по логопедии: «Изменение имён существительных по числам»

Составила и провела:

Учитель- логопед

Ларина С.И.

 

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет существительное заданного рода.

II. Сообщение темы.

Посмотрите на доску. У меня записаны предложения. Прочитаем их. А теперь давайте найдем и назовем все существительные. На какие вопросы отвечают имена существительные?

На крышах тают сосульки.

Звенят ручьи.

На ветке берёзы распустился первый листочек.

А теперь еще раз внимательно послушайте эти слова и подумайте, на какие две группы их можно разделить? (Крыши, сосульки, ручьи, ветка, береза, листочек) Запишем эти слова на доске в два столбика.

Ед.ч . Мн.ч.

Ветка крыши

Береза сосульки

Листочек ручьи

Какой вывод можно сделать? (Имена существительные изменяются по падежам. И могут иметь формы единственного и множественного числа)

Итак, чем мы будем сегодня заниматься? (Мы будем учиться изменять существительные по числам)

III. Целеполагание.

Посмотрите, у меня есть еще одно предложение. Прочитайте его.

Насекомые проснулась от долгого сна.

Кто заметил, что здесь не так? Как нужно изменить предложение? А теперь скажите, для чего нам нужно изучать эту тему? (Для того, чтобы правильно согласовывать слова между собой в устной речи и на письме)

IV. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

1. Посмотрите на доску. Выпишите из предложенных слов только слова в единственном числе. (береза, грачи, сосулька, ручей, ветки, скворечник)

Проверка: один читает, остальные проверяют.

2. А теперь я буду диктовать вам слова, а вы слушайте внимательно: нужно записать только слова во множественном числе. (крыши, почка, листочек, ручьи, облака, скворец)

Проверка: Самопроверка по доске.

3. Игра с мячом «Один- много». Если я назову слово единственного числа- вы мне слово множественного числа, если множественного- вы единственного. Будьте внимательны. ( грач, облака, сосульки, скворец, почка, ручей, скворечники, береза)

4. Продолжаем игру, но теперь уже самостоятельно в тетрадях. У вас на карточках написаны слова единственного и множественного числа. Вы их должны записать в два столбика, изменив единственное число на множественное и наоборот. Например у меня слово «листочек». Оно стоит в единственном числе. Я ставлю его во множественное число- «листочки»- и записываю в столбик множественного числа. Приступаем к выполнению задания. (Слова на карточках: ручьи, скворец, почки, насекомое)

Проверка: один читает, остальные проверяют.

5. Физкультурная минутка. Я буду называть слова. Если назову имя существительное единственного числа, вы поднимете руки вверх, если множественного числа- вперёд, а если другая часть речи- присядете.

(Сосулька, скворцы, таять, облако, листочки, скворечник, зеленый, звенит, насекомые, ручей) Тихонечко сели на свои места.

6. Посмотрите на доску. У меня таблица. Скажите, сколько предметов в первой колонке? (по одному). А в последней? (несколько). Правильно. А посередине написаны слова. Прочитайте их и скажите, к какой части речи они относятся? Правильно, это глаголы. Сейчас мы будем составлять словосочетания сначала со словами из первой колонки, а потом из последней. Над существительными укажем число.

Сосулька таять сосульки

Листочек распускаться листочки

Грач прилететь грачи

Ручей журчать ручьи

7. Ребята, кто заметил, слова какого времени года нам сегодня постоянно встречаются? Правильно. И нам Лесовичок прислал письмо, в котором он рассказывает о том, как у них в лесу наступила весна. Только мне кажется что-то в этом письме не так. Давайте разберемся. Здравствуйте, ребята. В нашем лесу наступила весна. Запели птица. Белоствольные берёзки проснулась ото сна. Между корнями деревьев журчат ручей. На ветках набухли почка, а кое-где уже распустились первый листочки. Приезжайте на прогулку по нашему весеннему лесу!

Да, ребята. Почему же Лесовичок сделал так много ошибок? Что он не умеет делать? (изменять существительные по числам и согласовывать слова между собой) Поэтому вечером мы напишем ему ответное письмо и пригласим к нам учиться, чтобы больше никогда не допускать ошибок. Согласны?

Скажите, чем мы занимались на уроке? Для чего нужно уметь правильно изменять слова по числам? Молодцы. Урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.