12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ли Светлана Анатольевна20 |
Урок русского языка 4 класс (УМК Гармония) Тема: «Предложения бывают сложными»
Урок русского языка
4 класс
(УМК Гармония)
Тема: «Предложения бывают сложными»
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися понятия «сложное предложение»; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с особенностями структуры сложного предложения;
формировать умения выделять грамматические основы;
создавать модель сложного предложения и расставлять знаки препинания в нём;
отработать навыки грамотного пользования разными видами словарей.
Развивающие:
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание, умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания, использовать возможности сетевых ресурсов для решения поставленных задач;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
Воспитательные:
формировать коммуникативные способности детей (работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения);
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится планировать, контролировать и оценивать своё действие в соответствии с поставленной задачей и определяет наиболее эффективные способы достижения результата;
проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности, умеет ориентироваться в своей системе знаний;
вносит необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Коммуникативные:
планирует учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации;
участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом;
учится адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению товарищей;
Познавательные:
самостоятельно формулирует и решает проблемы поискового характера, выдвигает гипотезы, их обосновывает/опровергает;
выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме.
Предметные результаты:
различает простые и сложные предложения;
находит главные и однородные члены предложения;
применяет правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях, орфографические написания слов.
Личностные результаты:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.
Форма урока: урок - путешествие.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Приемы ТРКМЧП: кластер, синквейн, «Ассоциативный куст»
Методы работы:
объяснительно-иллюстративные;
частично-поисковые;
словесные;
наглядные;
практические.
Педагогические технологии:
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
ИКТ – технологии (презентация);
личностно-ориентированное обучение;
технология проблемного обучения (изучение нового материала путем самостоятельного решения учебной задачи).
здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Демонстрационные материалы:
презентация,
опорные слова: «сложное предложение», «простое предложение», «синтаксис», «пунктуация», «лингвист», «конференция»;
словари: толковый словарь С. И. Ожегова, толковый словарь В. И. Даля, Байкова Т. А. «Словарь ударений. Как правильно произносить слова?»,
школьный орфографический словарь; «Школьный словарь синонимов и антонимов. С практическими упражнениями и заданиями: для учащихся 1-4 классов» Лободина Н. В.;
карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбки, уверенность. «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
На уроке русского языка я предлагаю отправиться в путешествие. Какие ассоциации возникают у вас со словом путешественник? Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по Стране «Русского языка». Некоторым из вас русский язык кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Если же внимательно посмотреть на русский язык, то окажется, что это – удивительная страна, в которой много загадочного и неизвестного, но, главное увлекательного.
Но мы с вами сегодня не просто путешественники, а путешественники -лингвисты.
карточка на доску со словом «лингвист»
Кто такие лингвисты? Куда бы вы могли обратиться за помощью, чтобы узнать правильно ли вы поняли значение слова?
Умные люди утверждают, что словари – окна в мир, в которые нужно заглядывать почаще каждому уважающему себя человеку. Словари расскажут все обо всем. Энциклопедии тоже относятся к словарям.
Какой словарь поможет нам понять значение? (из толкового словаря Даля В. И. лингвистика-языкознание) Каким синонимом можно заменить это слово? Каким словарём можно проверить? (Школьным словарём синонимов и антонимов.) Мы-лингвисты, значит знатоки языка.
Страна «Русского языка» очень широка. Мы отправляемся в одну из её частей – держим курс на территорию «Синтаксис и пунктуация».
А что такое синтаксис? Что такое пунктуация? В каких словарях можно получить точную информацию? (из толковых словарей С. И. Ожегова, В. И. Даля, Байкова Т. А. «Словарь ударений. Как правильно произносить слова?», школьного орфографического словаря, что синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения; пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий правила расстановки знаков препинания.)
карточки на доску со словами «синтаксис», «пунктуация»
Хочу предупредить, что среди нас есть учёные – гости, которые будут наблюдать за прохождением нашего путешествия. Давайте их поприветствуем взглядом и кивком головы.
Руководить маршрутом буду я. Предлагаю разделиться на 2 группы. У каждого путешественника своя тетрадь, в которой будете записывать важные сведения нашего путешествия. После возвращения домой они будут подшиты к главному журналу. За успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия участники будут поощряться символом – «сова Мудрости». Набравшие большее количество символов будут занесены в книгу достижений - журнал.
II. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Внимание! Запишите число и новые словарные слова в свои тетради.
В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Предложения бывают ……) Давайте вместе определим, что нам предстоит сделать, путешествуя по маршруту под названием «Предложения бывают ……» Какова цель? (повторить и закрепить основные сведения о предложении, показать знания и умения, которые приобрели, выявить новые знания ………….). Вернувшись домой, попробуем ответить, а могут ли приобретённые знания пригодиться в жизни?
III. Формулирование проблемы. Путешествие по этапам.
Наше путешествие будет проходить поэтапно.
1 этап: приём «Кластер». Подготовка к путешествию. Сбор информации.
Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о предложении? Составим кластер к слову – предложение. (составление кластера)
Чего не знаем? Какова цель?
Проверим, готовы ли мы? Для этого заполним наши рюкзаки основными понятиями, изученными по теме нашего урока.
Приём «Терминологический диктант». Рюкзак знаний.
Я буду зачитывать развёрнутые определения, вы отвечаете одним словом с записью в тетрадь, в строчку через запятую. Потом проверяем.
1. Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении - подлежащее
2. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета – определение
3. Главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего - сказуемое
4. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей - дополнение
5. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия – обстоятельство
Взаимопроверка
Поменяйтесь тетрадями, проверьте знания со слайдом. Верните свои тетради. Кто выполнил без ошибок? Получите символ (сову)
К путешествию всё готово. Отправляемся!
Гимнастика для глаз «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!»
2 этап: Выдвижение гипотез и определение задач урока. «Ориентирование по маршрутному листу»
В путешествии важно уметь ориентироваться. Есть специальные карты. Нашими ориентирами будут ТПО и учебник русского языка.
Посмотрите на слайд. О чем пойдет речь?
1. Сложными бывают…..
2. Простыми бывают….
- Как можно проверить ваши высказывания? (Узнать у учителя, в книге, справочнике.) Откройте учебнике на стр. 72-73, прочитайте сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным. Прочитайте. Дополните тему урока? (Тема урока: Предложения бывают сложными.)
Какие задачи мы поставим, работая с данными предложениями? (научиться различать виды предложений, расставлять знаки препинания в предложении; конструировать предложения и создавать собственные, используя простые и сложные предложения с союзами и без них.)
Молодцы!
3 этап «Внимание! Неопознанный объект»
Внимание! Перед нами неопознанный объект. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно рассмотреть его повнимательнее и изучить. Что вам напоминает? (схема предложения)
Кто догадался, какое задание нужно выполнить?
(В данной последовательности схемы построить деформированное предложение.)
Ваша задача: записать в тетрадь получившееся предложение.
Какая группа готова? Прочитайте свой вариант, который у вас получился. Проверяем. Что можете рассказать о слове гладь? (гладь - существительное, имеет синонимы: вышивка, поверхность, зеркало) Что значит ветер всколыхнул гладь? (привести в движение, качнуть, заставить колыхаться)
Простое это предложение или сложное? (Простое предложение, так как одна грамматическая основа, осложнено однородными сказуемыми: налетел, прошумел, всколыхнул. Налетел ветерок, прошумел по осоке, всколыхнул озёрную гладь.)
Что мы знаем о постановке запятых? Как мы это докажем? Прочитайте. (правилом из учебника на стр. 65)
Кто выполнил без ошибок?
Объект изучен. Продолжим путешествие.
4 этап «Грамматическое послание»
А это что?! К нашему берегу приплыло послание. К сожалению, текст нарушен. Но мы с вами, юные знатоки-лингвисты, без труда восстановим текст. Но сначала немного отдохнём, подкрепимся энергией.
Физкультминутка:
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Снова дальше мы идем.
Перед нами – водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Вдруг мы видим:
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На полянку мы выходим
Много ягод там находим.
Земляника так видна!
Мы едим ее с куста.
А теперь приступим к восстановлению текста. (Работа в парах.) У каждой пары данный текст на столах. Прочитайте его.
К какому типу относится текст: повествование, описание, рассуждение? (повествование) Докажите. Какие проблемы в тексте? (пропущены орфограммы и запятые)
Попытайтесь восстановить текст, расставив знаки препинания и пропущенные орфограммы. Пара, которая справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой.
(У…кая тр…пинка в…дёт от л…сной опу…ки вглубь ч…щи. Сверните на неё около старой ели и идите без д…роги. Вскоре дойдёте до б…льшой п…лянки. Вы увидите тонкую берёзку, которую согнул ветер и она наклонилась к земле. По д…рожке прыгают м…лодые в…робушки а старый воробей на берёзе. Эта дорога д…мой.)
Какая пара готова? Какие предложения встретились в тексте? (простые и сложные) Чем отличаются простые предложения от сложных? Прочитайте простые предложения. Докажите. Прочитайте сложные предложения и докажите расстановку знаков препинания.
Как можно проверить ваши предположения? (узнать в книге из правил стр. 77 или памятки стр. 146)
Какое предложение вызвало сложность при выполнении? Кто выполнил без ошибок?
5 этап: «Возвращение домой»
Ребята, вам ничего не говорит наше послание? Мы обошли территорию «Синтаксиса и Пунктуации». Пора возвращаться домой и послание нам в этом поможет.
6 этап «Итоговая конференция»
По завершению путешествия обычно путешественники проводят конференцию.
карточка на доску со словом «конференция»
Кто-нибудь слышал или знает об этом слове? (В школе проходят конференции с выступлениями проектов.) Каким словом можно заменить это слово? (Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.)
Запишите слово в свои тетради. Придумайте предложение с этим словом. Прочитайте по желанию.
Обсудим наш маршрут и его достижения.
Цель полёта достигнута?
Задачи выполнены?
Составим «Синквейн» к слову: предложение.
(Простое, сложное, распространённое, повествовательное, ….
Разбираем, составляем, записываем, …..
Из предложений строим грамотную речь.
Текст, рассказ, диалог, …..)
Вернёмся к кластеру. Что нужно вписать в пропущенные окошки?
Понравилось путешествие? Вернёмся к нашему важному вопросу. Могут ли знания о простых и сложных предложениях пригодиться в жизни? (Правильно и грамотно употреблять в своей речи сложные предложения при рассказе о каникулах, пересказе фильма или описании предметов, явлений. В написании сочинений, изложений, диктантов.)
Оценки за урок.
Отметим самых активных участников. Поднимите, пожалуйста, свои символы. (Подсчёт. Оценки.) Наше путешествие состоялось!
Спасибо за старание!
Задание на дом.
Дома напишите рассказ о сегодняшнем путешествии. Не забудьте о знаках препинания в предложениях!